Цель открытия настоящего сайта — на основе документальных материалов Архива Президента РФ Государственного Архива Российской Федерации, Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории, Центрального архива ФСБ России и его филиалов объективно показать деятельность органов безопасности. - О.Б. Мозохин О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека
ГлавнаяНовостиСтатьиКнигиФотоархивМозохин.RUФорумы

Шахтинское дело

«ШАХТИНСКОЕ ДЕЛО»

Док. 1

Строго секретно

Подлежит возврату

Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков). Центральный Комитет

№ П 12/опр.11/с.                                                       

Выписка из протокола № 12 заседания Политбюро ЦК от 1 марта 1928 г.

Опросом членов ПБ от 28.2.28 г.

Слушали: Телеграмму тов. Андреева от 27.2.с.г.

Постановили: Послать т. Андрееву следующую телеграмму:

“Считаем необходимым разбирательство дела шахтинских специалистов в судебном порядке, о чем дадим в ближайшие дни конкретные указания”.

Секретарь ЦК

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д.328. Л. 1.

 

Док. 2

ОГПУ

2 марта 1928 года, № 3146

ЦК ВКП(б)   тов. Сталину

Полномочным Представительством ОГПУ СКК открыта мощная организация, многие годы, оперирующая в Донугле. Ввиду того что означенное дело вышло из рамок данного района и дальнейшее развитие упирается в необходимость производства следствия в Харькове (Пр-ние Донугля), в Москве (ВСНХ СССР) — нами дано распоряжение следствие по означенному делу сосредоточить в Москве, т.к. совершенно ясно из дела вытекает, что эта организация, имеющая Центр в Москве, руководит вредительством не только в угольной нашей пром-ти, но и в др. отраслях н/хозяйства.

 

Суть дела сводится к следующему: в Донецко-Грушевском, Власовском, Несветаевском, Щербиновском, Горловском и вероятно др. Рудоуправлениях, а также в Пр-нии Донугля и ВСНХ СССР эта организация, в течение ряда лет занималась и занимается систематическим разрешением Дон-угольского хозяйства.

 

Деятельность этой организации направляется из Польши (Дворжанчик, бывш. а-нер ДГРУ) и Германии (Шкаф бывш. пр-тель Акц. О-ва ДГРУ). Ауэрбах и Игнатьев бывш. а-ры ДГРУ, некоторыми членами Акц. О-ва “РОПИД” и Парамоновым через Московский (ВСНХ СССР) и Харьковский (Пр-ние Донугля) Центр. Задание из Германии получается, как инжен. Донугля, командируемыми заграницу, так, равно, и передаются и специалистами герман. фирм, приезжающими в СССР (Майер, Отто Вегнер от “А.Е.Г.” Веслер от “Ф. Зейферт”, Костер и Баиштыбер от “КНАППА”). Работа ведется на средства, получаемые из-за границы, по показаниям инж. Березовского и штейгера Гаврищенко, присылаемыми из Польши и Германии. Организация ставит перед собой широкие задачи различные на разн. этапах развития самой организации. В 1919-20 гг. задачи сводились к тому, чтобы при отступлении красных “сохранить переходный момент, имущество и оборудование рудников в полной ценности”, но впоследствии программа ор-ции стала значительно шире. – “... Уже в 1925-26 гг. вопрос стал иначе в плоскости нанесения прямого вреда сов. власти посредством и приобретении ненужного имущества заграницей, и вкладывание капитала нерационально и заторможение его обращения, понижение качества продукции, повышение себестоимости продукции увеличения зольности в угле, посредством этого нанесения в первую очередь, вреда транспорту, уменьшения возможности конкуренции с заграницей и т.д. Все это было направлено к подрыву хозяйства не только Донугля, но и остальной индустрии СССР. Разговор в организации идет уже не о сохранении ценностей для старых хозяев, а прямом вредительстве советскому хозяйству”. (показ. инж. Березовского Н.Н.).

 

С более полной увязкой специалистов Донугля с заграницей с изменившейся обстановкой, осознанием своей силы и почти полной безнаказанности, по указке из заграницы, организация, в конце 1926 г., производит переоценку ценностей, – программа организации пересматривается, дополняется и увязывается с возможностью интервенции СССР. План, охватывающий деятельность организации, в новом объеме, должен поступить из заграницы в 1928 г. Организации, на месте даны уже конкретные задания по проведению крупных аварий, выведению из строя крупных установок (котлов, электростанций, турбин и т.п.), но пока на указанны сроки выполнения. Инж. Березовский так характеризует третий этап работы организации:

 

“... С 1927 г., я считаю, начался третий этап нашей работы, в смысле увязки всей нашей деятельности с интервенцией СССР. Третий этап – это вопрос о возможности интервенции. В связи с этим этапом должны были получиться более точные указания. Нами уже была проделана большая подготовительная работа на случай интервенции, нужно было обдумать каждому на месте, каким образом можно было нарушить деятельность предприятия, т.е. остановить его самодеятельность.

 

Так как уголь является основой всего хозяйства и, в первую очередь, транспорта, тяжелой индустрии и химической промышленности, то нами ставился вопрос по сути дела о срыве всей промышленности СССР во время интервенции.Было дано задание на места изыскать возможность крупного вредительства, в смысле выведения из действия основных установок, котельных, турбин так, что бы немедленно понизить темп добычи и тем самым вызвать кризис во всем хозяйстве. Поражения, наносимые рудникам, должны быть такими, что бы после, в конце концов, их можно было бы восстановить – рудники не должны быть разрушены окончательно. Задачи третьего этапа сводились к тому, что бы быстро и сильно понизить обороноспособность страны. Кроме этого, тут встала очень серьезная задача, что бы при переходе рудника обратно к белым, сохранить их ценность от возможного разрушения, таким способом, что бы рудники совершенно не исчезли, дабы при приходе белых, старые хозяева не очутились у разбитого корыта”.

 

В осуществление поставленных задач, организация произвела ряд действий, нанесших колоссальный ущерб нашему хозяйству. На Донецко-Грушевском, Власовском, Несветаевском рудоуправлениях, посредством целого ряда мероприятий, организация действовала на рабочих и толкала их на выступления против советской власти, партийных и профсоюзных организаций, вызывала волнения и забастовки. Для этого, при работах нарушались все правила по горной безопасности. Вентиляция в шахтах вообще недостаточная, умышленно разрушалась. Широко, как система, проводились неправильные расценки, неправильные замеры сделанных работ, обсчеты рабочих. Рабочие жилища умышленно не ремонтировались и постепенно разрушались. Ремонт и новые постройки производились умышленно плохо. Обращение с рабочими было недопустимо грубое, вплоть до избиения. По показаниям ряда обвиняемых, такая деятельность специалистов вызывала не только недовольство рабочих, но и приводила, во многих случаях, к забастовкам. Ряд забастовок в 22-24-26 и 27 г. вызваны умышленно.

 

На крупные суммы денег производятся заграницей заказы совершенно ненужного оборудования. Заказы проводятся так, что сроки заказов назначаются для выполнения или раньше, позже необходимого времени и поэтому крупные машины приходят из заграницы раньше, чем устроены даже для них временные помещения. Рудникам обещают новое оборудование, те не особенно поддерживают старое, – оно разрушается, новое оборудование запаздывает и очень сильно и Рудоуправление оказывается в безвыходном положении. Практикуется также присылка ненужных механизмов и задержка необходимых, при разновременная присылка частей машин. Все это приводит к крупным затратам и в конечном счете, происходит, в крупных размерах, ... Донугля.

 

Организация умышленно неправильно использовала оборудование. Работа врубовых машин организовывалась так, что они не давали полного экономического эффекта. Врубовые машины, приспособленные для работы на твердых пластах, направлялись на мягкие угли и наоборот. В одних и тех же условиях работы сосредотачивались машины самых разнообразных систем и марок, что требовало громадного количества запасных частей и большого количества лишней квалифицированной рабочей силы, вело к уменьшению добычи, большим затратам и ремонтам и т.п. Вредительство в котельном и электрическом хозяйстве заключалось, главным образом, в том, что бы при максимальных затратах топлива, рабочей силы и денежных средств, дать наименьший эффект, т.е. дать как можно меньше энергии.

 

Инженеры, входящие в организацию, занимались также и непосредственной порчей машин. По показаниям инж. Чернокнижникова, Березовского, Башкина, Бабенко, Самойлова, штейгера Гавришенко и др., все они занимались непосредственной порчей машин, ими было произведено большое количество крупных и мелких аварий. Так, например, Гавришенко умышленно разрушал лебедки, делал попытку сжечь трансформатор и аппаратуру Власовской подстанции и т.д. Инженером Чернокнижниковым, путем перекачки воды из кочегарки, выведена из строя турбина. По заданию Вегнера, представителя фирмы АЕГ инж. Башкиным испорчена подъемная машина. В общем, организацией произведены сотни аварий.

 

Под видом рационализации, организация умышленно проводила работы, приносящие крупный вред хозяйству. По показаниям Башкина от 26/1-28 г. – на шахте Артем, электроводная откатка была устроена так, что чрезвычайно легко могло быть крушение. Там же транспортировка угля была рационализирована таким образом, что, кроме боя подвижного состава ничего не давала. На шахте № 2 Самойловым В.Н. был произведен ряд ненужных работ, или работ, носивших разрушительный характер и принесены крупные убытки хозяйству. Умышленно производились завалы, посредством чрезмерного разгона ... и плохого крепления. Умышленно, вместо выдачи угля на гора, ежедневно оставляли большое количество под землей. Была произведена большая вредительская работа, посредством применения американского метода “система вилок” при добыче угля. Данная система может быть применена только при устойчивой кровле и хорошем креплении. На литере “А” этих условий не было. Такая деятельность организации дала крупные убытки.

 

Организация умышленно пустила в эксплуатацию ряд ненужных табельных шахт (“Красненькая”, “Фрунзе”, “Тагро” и “Землянка”) с затратой на их восстановление свыше 600.000 р., дающих очень незначительное количество угля (5.000.000) по качеству никуда не годного и не имеющего сбыта и приносящих ежегодно убыток свыше 150.000 р., не считая работу механизмов и рабочую силу, могущих быть использованными на основных шахтах.

 

Произвела умышленно завалы шахт: проходки им. Красина на Дгру (б. шахта Поповка), шахты № 5 на Власовке. Затовпила шахту Ново-Азовскую и пыталась взорвать шахту им. Воровского. Организацией затоплено большое количество наиболее мощных пластов. Так, например, на шахте “Октябрьская Революция” 2-й пласт, на шахте № 2 – восточное крыло шахты, на шахте им. Воровского – часть 2-го пласта, на шахте “Мировая коммуна” – углубленческий пласт шахты и т.д. и производила качку (вернее задерживала ее) по 5-7 лет. Из них откачала только пласты на шахтах: им. Воровского и “Октябрьская Революция”, но работы на них не производятся до сих пор и громадное количество других аналогичных случаев.

 

По показаниям некоторых арестованных, но еще не достаточно проверенным, вместе с перевозкой из заграницы крупного оборудования, будет перекидываться в СССР оружие. Точно также, по непроверенным данным, имеются указания о переброске из заграницы денег для организации повстанческих отрядов в казачьих районах.

 

Стимулы, побуждавшие специалистов выполнять приказания и поручения своих быв. хозяев были,  как идеологического, так, равно, и материального порядка. Инженеры и техники, состоявшие в организации, почти регулярно получали ежемесячное дополнительное вознаграждение, обычно, равняющееся месячному окладу жалования и, кроме того, получали единовременно суммы денег от 100 до 500 р. за выполнение отдельных поручений. Так, инж. Березовский, по его личным показаниям, передал Колганову – главинжу ДГРУ, Кузьме – главинжу Власовски, Некрасову – главинжу Несветая, для работы – около 200.000 р. Инж. Башкин показывает, что он от Горлецкого, Березовского, Колганова и Кузьмы получил, в разное время, за диверсионную деятельность 16-17.000 р. По непроверенным данным, фамилии работающих в организации специалистов сообщались заграницу и там, по крайней мере, на имя главных персонажей, вкладывались в банк значительные суммы, как вознаграждение за контрреволюционную деятельность в СССР.

 

Для более полного ознакомления Вас с данным делом, при сем препровождаем Вам обзор по делу “Вредители”, составленный ПП ОГПУ на СКК.

Зам. пред. ОГПУ:                                                                Ягода

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д.328. Л. 20-25.                   

 

Док. 3

Строго секретно

Подлежит возврату

Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков). Центральный Комитет

№ П14/опр. 2/с. 12                                                                   

тт. Рыкову, Менжинскому

Выписка из протокола № 14 заседания Политбюро ЦК от 2 марта 1928 г.

Опросом членов ПВ от 2.III.1928 года

Предложение тт. Молотова и Сталина.

По Шахтинскому делу организовать комиссию в составе тт. Рыкова, Орджоникидзе, Сталина, Молотова и Куйбышева. Созыв за т. Рыковым. Комиссии предоставить право окончательного решения срочных вопросов от имени Политбюро с последующим докладом в Политбюро.

Секретарь ЦК

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д.328. Л. 4.                   

 

Док. 4

Строго секретно

ЧЛЕНАМ ПОЛИТБЮРО

Молотов и Сталин  только что заслушали сообщение товарищей из ОГПУ – Ягоды, Евдокимова и Зонова о спецах – контрреволюционерах Шахтинского района (по углю). Доклад выяснил наличие контрреволюционной группы из бывших шахтовладельцев и их служащих-специалистов, ставящих себе целью разрушение нашей строительной работы по линии Донугля и добившихся уже значительных результатов. Группа связана с русскими контрреволюционерами в эмиграции, с немецкими капиталистами и польскими контрреволюционерами. Показания арестованных не оставляют никаких сомнений в серьезности этого дела. Для полного раскрытия дела необходим арест ряда инженеров как в Москве, где имеется центр контрреволюционеров, так и в Харькове. Дело может принять интереснейший оборот, если организовать соответствующее судебное разбирательство к моменту выборов в Германии. С делом этим знаком Рыков. Ввиду срочности дела необходимо для решения некоторых не терпящих отлагательства, вопросов (можно обоих) и Куйбышева. Созыв комиссии за Рыковым. Предлагаем санкционировать такую комиссию, каковой комиссии предоставить право окончательного решения срочных вопросов от имени Политбюро с последующим докладом в Политбюро.

Молотов, Сталин.

2.III.28 г.

За Сталина и Молотова                                            За – А.И. Рыков

и др.

Ворошилов

 

И за Сталина и за Молотова                  Согласен  за Н. Бухарин

              Орджоникидзе                          Угланов.

              В. Куйбышев

 

За – включить

и Сталина и Молотова

              А. Микоян

              М. Томский

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 328. Л. 5-6.

 

Док. 5

Строго секретно

Всесоюзная коммунистическая партия (большев.). Центральный комитет

№ П/14опр.12-с

Выписка из протокола № 14 заседания Политбюро ЦК от 8.III.1928 г.

Об экономической контрреволюции в южных районах угольной промышленности.

Принять с поправками предложенный тт. Сталиным, Бухариным и Молотовым проект обращения ЦК ко всем организациям ВКП(б), всем коммунистам-хозяйственникам, всем ответственным работникам промышленности и профсоюзов, ответственным работникам РКИ и ОГПУ “Об экономической контрреволюции в южных районах углепромышленности”.

                  Секретарь ЦК:

 

Всем организациям ВКП(б), всем коммунистам-хозяйственникам,

всем ответственным работникам промышленности и профсоюзов,

ответственным работникам РКИ и ОГПУ.

Прилагаемые документы об экономической контрреволюции в южных районах угольной промышленности представляют исключительный интерес для каждого партийца, для каждого ответственного работника.

 

Рассылая эти документы, ЦК обращает внимание товарищей на следующие обстоятельства.

 

Обнаруженный заговор в области экономического строительства вскрывает впервые с достаточной полнотой новые формы борьбы со стороны контрреволюции и новые методы этой борьбы. Документы говорят о том, что в ряде областей угольной промышленности враги рабочего класса, бывшие шахтовладельцы и их антисоветские друзья из спецов, ставшие потом техническими руководителями наших хозяйственных и плановых организаций, – поставили своей целью систематический срыв нашей строительной работы. Эту цель они практически проводили в жизнь в продолжение 5-6 лет путем прямой порчи машин, путем поджогов, затопления шахт, приведения в негодное состояние заводов и рудников, преступного и нарочито бесхозяйственного “применения” оборудования, провокационного обращения с рабочими и злостного использования практики социалистической рационализации по вред интересам рабочего класса, причем они сумели систематически обходить и обманывать наших хозяйственных, профессионалистских и всяких иных работников. не встречая поэтому соответствующего отпора с их стороны. В этой контрреволюционной работе ряд крупнейших спецов был связан не только с бывшими шахтовладельцами, но и с военной агентурой капиталистических государств. Наконец, в этих кругах злостных врагов советской власти шла явная подготовка к интервенции и войне против СССР.

 

Документы говорят о фактах контрреволюционного вредительства в одном из районов угольной промышленности, в Шахтинском районе прежде всего и потом в некоторых других районах Донбасса. Весьма вероятно, что факты такого вредительства имеются и в других отраслях нашей промышленности. Достаточно вспомнить о поджогах, организованных на Сормовском заводе, в Ленинграде, в Брянске, в Баку и т.д. Если, несмотря на эти и подобные им факты опаснейшего вредительства, мы имеем все же из года в год растущие успехи в области нашего строительства, – то это говорит о необыкновенной внутренней прочности советской власти, о здоровой основе нашей советской промышленности и об огромной силе рабочего класса, парализующей разрушительные действия разветвленной системы вражеской агентуры в наших хозяйственных организациях. Ясно, что без этого злостного саботажа и непрерывных попыток взорвать дело социалистического строительства, успехи этого строительства были бы гораздо значительнее.

 

Ясно, с другой стороны, что обнаруженный заговор вскрывает вопиющие недостатки в нашей собственной работе, в работе хозяйственников, профессиональных организаций, партийных организаций, органов РКИ и ОГПУ. Именно эти недостатки, притупившие революционное чутье и коммунистическую бдительность наших ответственных работников, позволили заклятым врагам советской власти в течение ряда лет проводить перед самым носом “коммунистических руководителей” свою политику систематического срыва социалистического строительства и подготовки к военной интервенции.

 

Совершенно очевидно, что хозяйственники-коммунисты Шахтинского района оказались в значительной мере в плену у буржуазных спецов, превратившись в молчаливых регистраторов всех планов, предложений и затей этих злостных саботажников. Коммунисты-хозяйственники, видимо, забыли, что буржуазные спецы и, прежде всего, бывшие акционеры бывших капиталистических компаний представляют чуждую рабочему классу прослойку, что руководить такого рода спецами невозможно без систематического контроля над ними, что систематический контроль над такого рода спецами предполагает известный минимум здорового коммунистического недоверия ко всей этой прослойке, что без такого недоверия коммунист-хозяйственник рискует неминуемо превратиться в хвостик буржуазных спецов. Понятно, что это обстоятельство не может служить оправданием так называемого спецеедства, которое не различает между честными работниками специалистами и саботажниками социалистического строительства, и против которого необходима систематическая и упорная борьба. Но борясь со спецеедством и учась у спецов, стремясь все более и более привлечь их на свою сторону, хозяйственник-коммунист должен вместе с тем иметь бдительный и действенный контроль над работой буржуазных спецов, ни на минуту не забывая, что он сам, в конце-концов, должен стать настоящим руководителем данного хозяйственного организма и овладеть не только административной, но и производственно-технической стороной дела. Курс партии теперь более чем когда бы то ни было ранее должен быть курсом на замену чуждых пролетарскому делу элементов из Среды буржуазных спецов красными пролетарскими спецами по всему фронту работы, и по административно-организаторской, и по чисто технической линии. При этом необходимо обратить особое внимание как на быстрейшую подготовку пролетарских техников и инженеров через вузы, так и на техническое обучение хозяйственников-администраторов.

 

ЦК устанавливает, что профсоюзные работники оказались далеко не на высоте положения. Они позволили заговорщикам-инженерам реализовать свои контрреволюционные планы по отношению к целым заводам и шахтам. Они допустили прямое издевательство над рабочими со стороны буржуазных спецов от саботажа в жилищном строительстве до случаев битья рабочих и лишения их воздуха в шахтах. Это указывает на крайнюю слабость профсоюзных организаций, на их оторванность от производства, на отсутствие элементарной чуткости к насущным нуждам как производства, так и особенно рабочих масс. Ясно, что ликвидация этих недостатков является первым шагом к ликвидации всех и всяких безобразий, отмеченных в документах.

 

ЦК устанавливает, далее, что партийные организации, которые должны были бы стоять тверже всех на посту и которые обязаны были поправлять ошибки и хозяйственников, и профсоюзников, – обнаружили совершенно исключительную слепоту. они ухитрились “не заметить” ни контрреволюционной политики буржуазных спецов, ни ошибок хозяйственников, ни недостатков профсоюзников. Ошибки партийных организаций тем более глубоки и недостатки их должны быть оценены тем более сурово, что рабочие не раз обращали внимание партийных организаций на недопустимое поведение буржуазных спецов Шахтинского района. Совершенно ясно, что это обстоятельство сигнализирует определенную опасность общего характера, выходящую далеко за пределы Шахтинского района. нечего и говорить, что без немедленной ликвидации этих вопиющих недостатков партийных организаций не может быть и речи о серьезной борьбе с контрреволюционными саботажниками и вредителями нашего социалистического строительства.

 

ЦК устанавливает, наконец, что органы РКИ не поставили своевременно вопроса о недостатках, отмеченных в документах, а органы ОГПУ несомненно опоздали с раскрытием этого важнейшего заговора. Отмечая несомненные заслуги ОГПУ, ППОГПУ на Северном Кавказе тов. Евдокимова и начальника ЭКУ тов. Зонова в деле раскрытия заговора, ЦК не может не отметить вместе с тем, что органы ОГПУ запоздали с раскрытием заговора.

 

Затруднения в области хлебозаготовок заставили партию принять ряд решительных мероприятий, улучивших как дело хлебозаготовок, так и партийную работу в деревне. Нет сомнения, что шахтинское дело требует от партии такого же вмешательства и проверки работы как хозяйственных и профессиональных организаций, так и самих партийных органов. Нечего и говорить, что партия добьется и здесь, как и в области хлебозаготовок, решительных успехов. Тот факт, что партия сплочена теперь, как никогда, а оппозиция повержена в прах, этот факт является как нельзя более благоприятным обстоятельством для устранения отмеченных выше недостатков в области хозяйственного строительства. Без этого факта мы не смогли бы в достаточной мере овладеть делом хлебозаготовок. Нет сомнения, что этот же факт даст нам возможность двинуть силы партии на дело ликвидации контрреволюционного вредительства. Проверка нашего партийного аппарата с точки зрения его близости к широким массам рабочего класса; проверка нашего профессионалистского аппарата с точки зрения его чуткости к нуждам рабочих масс и к запросам нашей промышленности; проверка нашего хозяйственного аппарата с точки зрения выработки кадров наших  красных специалистов; проверка всех рычагов и винтиков партийно-советского механизма с точки зрения втягивания миллионных масс рабочего класса в социалистическое строительство, – такова ближайшая задача.

 

ЦК извещает, что он назначил особую комиссию по выработке практических мероприятий по всем отраслям нашей строительной работы, долженствующих ликвидировать упомянутые недостатки.

 

ЦК извещает, что шахтинское дело будет подлежать судебному разбирательству, что процесс будет иметь широкое общественное и политическое значение и что его необходимо будет использовать:

 

а) для прямого втягивания миллионных рабочих масс в дело социалистического строительства,

 

б) для расслоения технической интеллигенции и закрепления за советской властью всех надежных элементов этой интеллигенции,

 

в) для мобилизации широких рабочих масс против врагов советской власти и разрушителей социалистического строительства, для мобилизации внимания всех коммунистов в целях охраны наших заводов и шахт от покушений со стороны врагов рабочего класса,

 

г) для уничтожения недостатков нашей работы, вскрытых шахтинским делом, наконец,

 

д) для заострения внимания всей партии и рабочего класса на деле выработки надежных кадров красных специалистов.

ЦК ВКП(б)

7.III.1928 г.

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 328. Л. 11-12 об.

 

Док. 6

Решение комиссии Политбюро по шахтинскому делу

Опросом по телефону от 9.III.28 г.

Поручить просмотр проекта извещения прокурора подкомиссии в составе тт. Янсона, Молотова, Сталина, Куйбышева и Бухарина.

Созыв за т. Янсоном.

Голосовали за: тт. Орджоникидзе, Томский, Сталин, Молотов, Куйбышев, Янсон, Менжинский

(т. Рыков был занят на Моссовете).

 

От прокурора Верховного суда Союза

Сообщение о раскрытии контрреволюционного экономического заговора

На Северном Кавказе, в Шахтинском районе Донбасса раскрыта контрреволюционная организация, поставившая себе целью дезорганизацию и разрушение каменноугольной промышленности этого района.

 

Руководящий центр этой организации, как подтверждается несомненными данными следствия, находится за границей и состоит из бывших капиталистических собственников и акционеров каменноугольных предприятий Донецкого бассейна, имеющих тесные связи с отдельными агентами некоторых германских промышленных фирм, и польской контрразведкой.

 

Тщательный анализ многочисленных дезорганизующих промышленность явлений (пожары, взрывы, порча машин, завалы шахт, т. наз. “несчастные случаи” и т.д.) привели к обнаружению контрреволюционных преступников; последующий арест преступников, показания обвиняемых и свидетелей, данные экспертизы дали обильный материал, с точностью устанавливающий состав, цели, средства и способы деятельности разветвленной заговорщической организации.

 

Эта организация вовлекла в свой состав, помимо бывших капиталистических собственников и акционеров предприятий, группу инженеров специалистов, техников, штейгеров, ряд служащих, при чем оказалось, что они систематически получали жалованье от своих бывших хозяев и специальные суммы от агентов заграничного шпионажа, и многие из них были раньше агентами белой контрразведки.

 

Следствием установлено, что работа этой контрреволюционной организации, действовавшей в течение ряда лет, выразилась в злостном саботаже и скрытой дезорганизаторской деятельности, в подрыве каменноугольного хозяйства искусственными методами нерационального строительства, ненужных затрат капитала, понижения качества продукции, повышения себестоимости, а также в прямом разрушении шахт, рудников, заводов и т.д. При этом задача злоумышленников в случае интервенции, на которую они неизменно рассчитывали, состояла в том, чтобы организовать катастрофический срыв всей промышленности, резко понизить обороноспособность страны и тем помочь интервентам одолеть сопротивление Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

 

Совершенно объективными данными следствия установлено, что всюду, где членам организации удалось в качестве инженеров и служащих подчинить своему влиянию хозяйственный аппарат предприятия, неизменно повторялись нижеследующие явления: мощные пласты и доходные шахты, которые могли давать десятки миллионов пудов хорошего угля – выводились из строя, затоплялись, умышленно взрывались и заваливались. Наоборот, разрабатывались убыточные шахты, с плохим углем, который был явно негоден и при употреблении портил паровозы.

 

В целях срыва промышленности и дискредитирования социалистической рационализации производства была в высшей степени тонко разработана и проводилась в жизнь система вредительства именно под видом рационализации производства. Закупалось за границей ненужное оборудование, иногда устарелые машины, иногда, наоборот, самые новейшие, применение которых заводами было невозможно по техническим условиям южно-угольного района. Так, например, в Америке были закуплены врубовые машины пригодные лишь для твердых пластов и пущена в работу на мягких пластах. Заказы производились со специальной целью их несвоевременного выполнения. Часто выписывалось совершенно ненужные механизмы, отдельные механизмы выписывались разновременно.

 

Переоборудование шахт всюду, где контрреволюционерам удавалось поставить по главе дела своих людей, производилось злостно и халатно, что приводило к многочисленным несчастиям, авариям и разрушениям. Установлено, что всюду, где организация саботажников сумела поставить своих людей – состояние продукции и финансовая мощь предприятия катастрофически падала.

 

Заговорщики стремились всеми мерами к ухудшению положения рабочего на шахтах. Жилища не ремонтировались, опасные работы производились с преступной небрежностью и с прямым нарушением элементарных правил безопасности. При расчетах рабочие нередко обсчитывались, оскорблялись, сознательно провоцировались на стачки. “Неудобных” рабочих увольняли. Заговорщики проникли и в Инженерно-Техническую Секцию Профсоюза, что давало им возможность устранять от руководства и работы коммунистов и добросовестных сотрудников.

Следствием установлено, что участники организации финансировались заграничным белогвардейским центром.

Преступники арестованы и содержатся под стражей. Обвинение, предъявляется им по ст. 58/11  и 58/7. По окончании следствия дело будет передано в Верховный Суд СССР.

Прокурор при Верховном Суде СССР                 П. Красиков

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 328. Л. 148-151.

 

Док. 7

Особо секретно

НКИД  Секр.-шифр. отдел

получена     13.III.1928 г.

Расшифрована  13.III.1928 г.  3.50

Сталину

Расшифрованная телеграмма

3 ч.

Из Берлина

Кому Москва НКИД                                           Вне очереди

Копии:

Сталину и Чичерину. Опубликование в газетах об арестах в СССР немецких инженеров вызвало здесь всеобщее возбуждение. Повсюду в публичных местах идут разговоры об этом. Не говорю уже о сильном озлоблении в промышленных кругах. Предвижу тягчайшие последствия для наших отношений не только с Германией, но и с американским промышленным миром. Предлагаю немедленно образовать авторитетнейшую комиссию для самого срочного рассмотрения вопроса о виновности арестованных немцев, с правом комиссии допрашивать, как самих арестованных немцев, так и давших против них показания русских. Во всех действиях комиссии, гарантировать непосредственных допросах, обязательное участие представителя Наркоминдела.

12.III.28 г. Литвинов

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 328. Л. 165.

 

Док. 8

Строго секретно

Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков). Центральный Комитет

16 марта 1928 г.

Членам и кандидатам Политбюро ЦК тт. Бухарину, Ворошилову, Куйбышеву, Молотову, Рудзутаку, Рыкову, Сталину, Томскому, Косиору С., Микояну, Угланову.

Пред. ЦКК т. Орджоникидзе.

Тт. Менжинскому, Ягоде, Евдокимову.

По поручению тов. Сталина посылается Вам для сведениязаписка т. Ломова от 16.III.28 г.

Приложение: экз. № 17 на 1 листе.

Пом. секретаря – роспись неразборчива

 

Ломов Г.И. 

т. Товcтуха.

Уважаемый товарищ!

Прошу Вас перепечатать и разослать это мое заявление всем тт. перечисленным в нем.

Член ЦК ВКП – Г. Ломов.

 

Всем членам Политбюро ЦК ВКП, а также т. Менжинскому, Ягоде, т. Евдокимову.

На зхаседании Политбюро от 15.III. т. Менжинский заявил о том, что я осложнил следствие по Шахтинскому делу тем, что передал об этом деле спецам.

Действительно 6.II я выступил на совещании рудоуправляющих и главных инженеров Донугля с сообщением по этому делу. Это я сделал по поручению Юго-Вост. крайкома ВКП, который по докладу т. Евдокимова с его и т. Зонова согласия и кажется по его предложению вынес соответствующее решение.Мало того т. Евдокимов и т. Зонов переслали мне для этого выступления специальную записку ими составленную. После этих объяснений я предоставляю тт. оценить полемический выпад т. Менжинского против меня на заседании П.Б.

16.III.                                                               Член ЦК ВКП – Г. Ломов

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 328. Л. 177-179.

 

Док. 9

С. секретно

ПРОТОКОЛ

заседания комиссии по Шахтинскому делу от 21.III.1928 г.

Присутствовали: тт. Ворошилов, Крыленко, Косиор И., Косиор С., Орджоникидзе, Менжинский, Рыков, Сталин, Янсон, Чичерин.

1. Шахтинское дело выделить и всячески ускорить представление его в суд.

 

2. Предложить т. Крыленко с необходимым составом ответственных работников немедленно выехать в Ростов  и принять участие в самом составлении следственного материала.

 

3. Обязать т. Крыленко в месячный срок, считая с 21 марта,  окончить  составление следственного  материала и обвинительного акта.

 

4. Обязать т. Менжинского дать совершенно категорическое распоряжение органам ГПУ в Ростове и Харькове о полном и безусловном содействии т. Крыленко.

 

5. Поручить комиссии  т. Янсона рассмотреть предложение И. Косиора.

 

6. Обязать ГПУ представить  точный список лиц, арестованных  по  Шахтинскому делу,  и мест их заключения.  Освобождение арестованных  по  Шахт. делу производить только с ведома комиссии.

 

7. Шахтинское дело поставить в Верх. Суде СССР. Место суда – Москва.

 

8. Согласно договора с германск.  правительством, в случае  настояния немцев,  разрешить  свидание с арестованными немцами.

 

    Поручить НКИД произвести нотификацию об арестованных немцах.

А.И. Рыков

№ 1110/65/А

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 328. Л. 195.

 

Док. 10

Сов. Секретно

ОГПУ  Экономуправление

21 марта 1928 г.  № 122501

Лично

Генеральному секретарю ЦК ВКП(б) тов. Сталину

Пред. Совнаркома тов. Рыкову

По постановлению комиссии по Шахтинскому делу в составе тт. Янсона, Менжинского и Куйбышева состоявшегося 23-го марта с.г. подлежат освобождению обвиняемые инженеры: Светличный, Черненко и Митрофанов, необходимые для тов. Ломова.

Зам. пред. ОГПУ – Ягода

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 328. Л. 199.

 

Док. 11

Строго секретно

Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков). Центральный Комитет

№ Пл. 2/6-с   12.IV.1928 г.

Выписка из протокола № 2 заседания ЦК, Объедин. Пленума и ЦКК

 от 6-11.IV/1928 г.

Постановление от 11 апреля 1928 года

а) Утвердить проект резолюции с поправками, внесенными комиссией Пленума.

    б) Поручить Политбюро определить, какая часть резолюции не подлежит опубликованию в печати.

Секретарь ЦК

 

Приложение

к п. 6 пр. Пл. № 2.

Постановления

Объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б), не опубликованные

в печати

(Из резолюции Пленума по докладу т. Рыкова).

Последний абзац раздела б) профсоюзы и вовлечение

 

масс в дело руководства производством.

 

Особо должен быть выделен вопрос относительно несоблюдения 6-ти часового рабочего дня на подземных работах и, в связи с этим, таких недостатках в организации труда в шахтах, которые приводят к непроизводительной трате значительной части рабочего времени.

П. 1 раздела 1 практических мероприятий (в отношении

 

специалистов).

 

1. Предложить ВСНХ и подчиненным ему хозяйственным органам сосредоточить в ближайшие месяцы особое внимание на проверке личного состава специалистов (и особенно бывших собственников), начиная с наиболее важных промышленных предприятий. Соответствующие меры провести также в отношении специалистов на транспорте, в плановых органах и т.д.

П. 6 раздела 1 практических мероприятий (об улучшении

 

условий труда и быта рабочих в Донбассе).

 

6. Обеспечить в течение 6 месяцев, согласно Кодекса Законов о Труде, полное осуществление 6-ти часового рабочего дня на подземных работах, связав это дело с проведением новых мероприятий по механизации работ и т.п. Обязать ВЦСПС и ВСНХ в 2-х месячный срок представить первый доклад по этому вопросу.

 

Шахтинское дело и практические задачи в деле

 

борьбы с недостатками хозяйственного строительства

(Резолюция по докладу тов. Рыкова, принятая единогласно

Объединенным Пленумом ЦК и ЦКК ВКП(б) 11 апреля 1928 г.*)

 

Шахтинское дело привело к раскрытию контрреволюционной вредительской организации в Донбассе. Это дело приобрело явно общесоюзное значение, так как вскрыло новые формы и новые методы борьбы буржуазной контрреволюции против пролетарского государства, против социалистической индустриализации. Политическое значение этого дела подчеркивается тем, что вредительская организация в Донбассе, созданная бывшими шахтовладельцами и группой особо привилегированных в прошлом специалистов, была связана с бывшими русскими и иностранными собственниками, а также с иностранной военной разведкой и, помимо других задач, ставила своей целью срыв обороны Советского Союза и прямую подготовку к интервенции и к войне с СССР.

 

Обнаружение контрреволюционного заговора в Донбассе, как и ряд других фактов экономического вредительства, саботажа и проч., свидетельствует о том, какие исключительные трудности приходится преодолевать пролетариату в деле строительства социализма. Если, несмотря на это, советское государство быстро шло по пути хозяйственного восстановления и роста, то это является новым доказательством исключительных преимуществ и огромных внутренних сил советской системы, в частности советской промышленности, и ярко подчеркивает широчайшие возможности дальнейшего хозяйственного и культурного подъема СССР под руководством рабочего класса.

 

Известную роль в деле преодоления этих трудностей сыграло и то обстоятельство, что на протяжении 10 лет после Октябрьской революции большая часть технической интеллигенции перешла к искреннему сотрудничеству с советской властью, поддерживая на деле индустриализацию страны.

 

Вместе с тем обнаруженный заговор вскрывает вопиющие недостатки и ошибки в нашей хозяйственной работе и в самой системе хозяйственного управления, притупление коммунистической бдительности и революционного чутья наших работников в отношении классовых врагов, неудовлетворительность работы по вовлечению рабочих масс в дело руководства производством, отрыв руководящих органов массовых организаций, профессиональных и партийных, – от повседневных нужд и запросов рабочих, и явную слабость партийного руководства хозяйственным строительством.

 

Особенно выпукло на примере Донбасса вскрываются следующие наши недочеты:

 

а) Методы работы руководителей хозяйственников и отношение к специалистам. На примере Донбасса видно, что во многих предприятиях роль руководителей до сих пор остается по преимуществу ролью плохого комиссара в промышленности, т.е. вместо действительного управления предприятием сводится к так называемому “общему руководству”. Вместо проверки работы специалистов и систематической учебы на совместной работе с ними у хозяйственников-коммунистов, не работающих над поднятием своей производственно-технической квалификации, зачастую устанавливается слепое доверие к их работе. Вместо бдительного контроля и осуществления строгой ответственности специалистов за выполняемую ими работу преобладает штемпелевание готовых планов и предложений без проверки. Как правило, отсутствует проверка и исполнение утвержденных планов. Вместо внимательного отбора и деловой поддержки лучших по квалификации и проверенных на работе специалистов при систематической и решительной борьбе с недобросовестными и саботажническими элементами – отсутствие серьезного внимания к этой важнейшей задаче. Вместо создания благоприятной общественной обстановки для успешной работы преданных производству специалистов – сближение с отдельными группами из них на основе приятельской бытовой смычки (совместной выписки, обывательского отношения к оценке их работы и т.п.). Недопустимость такого положения особенно сказывается в настоящий момент, когда размах хозяйственного строительства, в частности размах капитальных работ приобрел огромные размеры. В теперешних условиях отсутствие у хозяйственников знакомства с производственно-технической стороной предприятия, частая перестановка их с одной работы на другую, перегруженность делами непроизводственного характера (отчеты, доклады, поездки в центр) и другие условия, превращающие хозяйственников в комиссаров и притом плохого типа, т.е. в работников, не отвечающих по настоящему за порученное дело, – особенно недопустимы.

 

Между тем, приток красных специалистов на работу в предприятия также совершенно недостаточен. Приходящие красные специалисты из молодежи нередко встречают открыто враждебное отношение со стороны старых специалистов. С другой стороны, привлечение иностранных специалистов и иностранной технической помощи происходит без надлежащего руководства и контроля.

 

Профорганизации инженеров и техников проникнуты кастовым духом и узкоцеховыми настроениями. Нередко они захвачены чуждыми пролетариату элементами, противопоставляют себя пролетарскому государству и профсоюзам и работают фактически без руководства со стороны последних. В результате отдельные саботажнические элементы из буржуазных специалистов не встречают должного отпора со стороны большей части инженеров и техников, добросовестно относящихся к своему делу.

 

Несмотря на рост кадров выдвиженцев-рабочих на производстве (от десятников и мастеров до начальников цехов), не уделяется достаточного внимания их специальному обучению поручаемому им делу. Функции их нередко сводятся к мелочам и администрированию по “неприятным” для специалиста делам с рабочими. Нередки случаи однобокого выдвижения исключительно коммунистов, что создает опасность отрыва партийцев от рабочих и способствует насаждению карьеризма в партийных организациях.

 

б) Профсоюзы и вовлечение масс в дело руководства производством. Вовлечение масс в дело руководства производством поставлено совершенно неудовлетворительно.

 

Информация рабочих о плане и ходе производства носит часто формальный характер; вопросы производства, рационализации его, капитальных работ и т.д. не прорабатываются на производственных совещаниях, а в некоторых случаях имеется даже преследование рабочих за критику недостатков работы администрации. Профсоюзы не работают систематически над поднятием значения производственных совещаний: плохая организация производственных совещаний, редкость их созыва, игнорирование работы производственных совещаний со стороны технического персонала, а иногда и коммунистов-администраторов, отсутствие надлежащего контроля за выполнением принятых решений. Практика временных контрольных комиссий на предприятиях совершенно недостаточна. Фонд премирования за ценные предложения и изобретения совершенно не используется, а по отдельным производствам даже не выделен. Совершенно неудовлетворительно поставлена экономработа в органах профсоюзов: райкомах, губотделах, ЦК, межсоюзных организациях, особенно по линии участия в деле капитального строительства, проведения рационализации производства, а также проведения мероприятий по удешевлению себестоимости и руководства работой производственных совещаний.

 

С другой стороны, профорганизации не сохраняют своего “лица”, т.е. не выполняют своей особой роли в защите повседневных нужд рабочих. Авторитет профсоюзных работников мал, повседневная связь их с рабочими в цехах, шахтах, казармах и т.п. слаба. Совершенно недостаточна борьба с нарушениями Кодекса Законов о Труде и вообще против извращения сущности советской политики в рабочем вопросе, как-то: против лишения рабочих сокращенного рабочего дня в предпраздничные дни и работы в дни отдыха; против практики неоплаченных простоев, происходящих по вине предприятия; против нарушения правил об отпусках и прозодежде и т.п. Крайне слаба борьба органов НКТруда и профсоюзов против невнимательности администрации к делу охраны труда и борьбы с травматизмом. Нередко отсутствует систематическое привлечение виновных за упущения, ведущие к несчастным случаям; невнимательны к этому делу также органы РКИ и прокуратуры.

 

*Особо должен быть выделен вопрос относительно несоблюдения 6-часового рабочего дня на подземных работах и, в связи с этим, таких недостатках в организации труда в шахтах, которые приводят к непроизводительной затрате значительной части рабочего времени.

 

в) Партийные органы и руководство хозяйственной работой. Руководство парторганизаций в отношении хозяйственных органов зачастую сводится к общим декларативным резолюциям. Как правило, отсутствует проверка проведения в жизнь принятых в отношении хозорганов директив. Особенно сказывается недостаток чуткости к заявлениям рабочих о хозяйственных недостатках и об ошибках в работе профессиональных и партийных органов. Нет надлежащего руководства работой профсоюзов как в деле массового вовлечения рабочих в руководство производством, так и в деле обеспечения чуткости и настойчивости профсоюзов в защите интересов рабочих при нарушениях Кодекса о Труде, грубом обращении администрации с рабочими и т.п. Сплошь и рядом местные партийные органы ограничиваются формальной бюрократической критикой недостатков местных учреждений и центральных хозорганов – вместо активной борьбы за устранение самих недостатков. При подборе работников, как правило, отсутствует серьезная проверка прошлой работы; нередко снятые за плохую работу хозяйственники переводятся на новую и даже большую работу, вместо очистки хозорганов от этих элементов и выдвижения новых кадров хозяйственников. При назначении на ответственную работу сказывается нездоровая “семейственность”, “дружеские связи” и т.п. Слаб контроль за работой хозяйственников в отношении отчетности их за свою работу перед рабочими и вместе с тем недостаточна помощь хозяйственникам в создании условий, благоприятных для их работы по поднятию производства и усилению своей производственно-технической квалификации (учебы). В ряде случаев остается материальная зависимость парторганизаций от хозорганов, категорически запрещенная партией.

 

Многие недостатки и ошибки местных органов усугубляются грубыми бюрократическими извращениями и ошибками центральных органов. К числу последних относится недопустимое запаздывание учреждения хозяйственных планов, частая их перекройка, что подрывает работу предприятий, ведет к растрате государственных средств и увеличивает безответственность хозяйственников и специалистов за их работу, на примере Донбасса уродливо сказался чрезмерный централизм в хозяйственном управлении (Донуголь), что, с одной стороны, способствовало усилению бюрократических извращений, волокиты, бесправия и безответственности низовых хозработников, а с другой – затрудняло влияние местных организаций на работу предприятий. Наконец, серьезное отрицательное значение имеет то обстоятельство, что на практике почти не проводился в жизнь декрет о трестах, изданный 29 июня 1927 г., – в особенности в части, устанавливающей взаимоотношения управляющих предприятий (директоров) с техническими руководителями-специалистами, и изменявший прежде изданные положения (“Типовое положение”, установленное приказом по ВСНХ № 33, 1926 г.). Эта практика, поставившая весь технический состав в непосредственную зависимость от технического руководителя, мешала установлению действительного единства управления и уменьшала роль управляющего предприятием (директора).

 

Эти извращения в системе управления, несомненно, способствовали длительной безнаказанности контрреволюционных вредителей.

 

Вскрывшиеся на примере Донбасса крупнейшие недостатки и ошибки хозяйственной работы характерны для большинства промышленных районов и делают необходимым скорейшее проведение ряда практических мероприятий для их устранения.

1. В ОТНОШЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Рассматриваемые в связи с шахтинским делом факты с исключительной резкостью подчеркивают необходимость, улучшения дела использования специалистов науки и техники в нашей промышленности, транспорте и т.д. Для этого теперь особенно необходимо усиление проверки их работы и действительное установление строгой ответственности за поручаемое им дело наряду с постоянной заботой о благоприятных условиях их труда. Беспощадно карая злостных саботажников и вредителей, необходимо вместе с тем улучшить условия работы подавляющей массы честных, преданных своему делу работников-специалистов. Всемерному привлечению к производственно-технической работе добросовестно работающих квалифицированных специалистов ни в коем случае не должно мешать наличие в их среде таких настроений и предрассудков, которые все еще являются неизбежным наследием прошлого, пережитками буржуазного строя. Борьба со спецеедством, хотя и значительно ослабленным работой партии и профсоюзов, должна и впредь вестись со всей последовательностью и твердостью. Необходимо при этом добиваться, чтобы основная масса инженеров и техников стала действительно активными и сознательными помощниками социалистического строительства. Особое внимание необходимо сосредоточить на вопросе о подготовке новых кадров красных специалистов и значительном расширении использования их на производстве.

Исходя из этого, Объединенный Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) постановляет:

* 1. Предложить ВСНХ и подчиненным ему хозяйственным органам сосредоточить в ближайшие месяцы особое внимание на проверке личного состава специалистов (и особенно бывших собственников), начиная с наиболее важных промышленных предприятий. Соответствующие меры провести также в отношении специалистов на транспорте, в плановых органах и т.д.

 

2. Осуществить меры по обеспечению условий для наиболее плодотворного развития научно-технической мысли, особенно путем постановки широкого освещения научно-технических вопросов в соответствующей прессе (специальной и проч.), открытого обсуждения их как в специальных организациях ученых и техников, так и на съездах, совещаниях и широких общественных собраниях, организации для этого специальных диспутов и т.п.

 

3. Поручить фракции ВЦСПС широко развернуть работу профсоюзов среди масс специалистов (инженеров и техников). Профсоюзы должны добиваться создания благоприятных условий для поднятия технической квалификации специалистов, вовлечения их в работу производственных совещаний, преодоления оставшейся до сих пор кастовой замкнутости и узкокорпоративных настроений среди специалистов, а также укрепления в их среде производственной и профсоюзной дисциплины, сохраняя в то же время чуткое отношение к делу удовлетворения материальных, бытовых и культурных нужд специалистов.

 

4. Организовать систематическое привлечение иностранных специалистов для работы на наших предприятиях, а также привлечение иностранной технической помощи по отдельным заданиям, с установлением правильного руководства ими и надлежащих форм контроля.

 

5. Расширить и улучшить дело систематического командирования наших специалистов за границу для усвоения достижений новейшей техники, особенно расширив для этого посылку за границу молодых, наиболее отличившихся специалистов и студентов втузов.

 

6. Обеспечить решающее влияние ВСНХ вместе с профсоюзами (при руководстве партии) в деле набора и распределения студентов втузов и техникумов и контроль ВСНХ в деле постановки обучения в них. При приеме и особенно при прохождении курса обеспечить преобладание рабочих.

 

7. Укрепить и расширить Промакадемию при ВСНХ СССР, а также расширить курсы красных директоров.

 

8. Предложить ВСНХ расширить и укрепить сеть краткосрочных курсов по подготовке и переподготовке кадров низших и средних звеньев хозяйственного управления (десятников, мастеров, техников и т.д.) из рабочих-выдвиженцев.

 

9. Во всем деле создания новых кадров красных специалистов, усиления квалификации рабочих-выдвиженцев и т.п. обеспечить максимально широкое и активное участие профессиональных организаций.

II. В ОТНОШЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННИКОВ-КОММУНИСТОВ

В соответствии с ростом и сложностью хозяйственного строительства хозяйственники должны поставить перед собой задачу путем получения спецзнаний и изучения техники производства овладеть производственно-технической стороной дела. Из основного кадра этих хозяйственников-практиков и кончающих втузы красных специалистов партия должна теперь более, чем когда-либо ранее, выдвигать красных пролетарских специалистов на замену чуждых социалистическому строительству элементов из Среды буржуазных специалистов. В этом одна из основных задач хозяйственного строительства, без успешного осуществления которой не может быть проведена социалистическая индустриализация. Осуществление этого курса требует скорейшего проведения ряда практических мероприятий.

 

В связи с этим Объединенный Пленум ЦК и ЦКК постановляет:

 

1. Предложить ВСНХ в кратчайший срок провести во всех промышленных предприятиях постановление ЦИК и СНК СССР от 29 июня 1927 года (“Положение о государственных промышленных трестах”) и приказ ВСНХ  СССР от 4 октября 1927 г. (“Типовое положение”), дабы обеспечить за дирекцией предприятия действительное руководство в управлении предприятием и отменить типовое положение, установленное приказом ВСНХ № 33.

 

2. Хозяйственникам, прошедшим большую практическую школу и проявившим способности в деле управления, облегчить приобретение производственно-технической квалификации путем посылки на учебу, командировок за границу (с точными заданиями и под строгим контролем ВСНХ), снабжения технической и экономической литературой и т.п.

 

3. Поручить РКИ в месячный срок добиться максимального сокращения обследований предприятий со стороны центральных и местных органов и обеспечить повышение качества самих обследований, а также надлежащее изучение их результатов и наблюдение за устранением замеченных обследованием недочетов.

 

4. Предложить ВСНХ провести коренную реорганизацию Донугля, устранив излишнюю централизацию и расширив самостоятельность его низовых органов (рудоуправлений шахт).

III. В ОТНОШЕНИИ ВЫДВИЖЕНЦЕВ

1. Выдвижение рабочих на административно-техническую работу связать с такими мероприятиями, которые обеспечивали бы выдвиженцам возможность учебы по своей специальности на особых курсах, техникумах и т.п. Увеличить и упорядочить посылку за границу отдельных групп квалифицированных рабочих для спецподготовки.

 

2. Усилить инициативу профессиональных и партийных организаций в деле выдвижения рабочих на административно-техническую работу при обеспечении за администрацией должного внимания в этом деле возможности нести полную ответственность за работу выдвиженцев.

 

3. Выдвижение на хозяйственную работу, как партийных, так и беспартийных производить в строгом соответствии с действительною пригодностью к новому делу выдвигаемого товарища.

IV. О ВОВЛЕЧЕНИИ МАСС В ДЕЛО РУКОВОДСТВА

ПРОИЗВОДСТВОМ

1. Поставить систематическую и своевременную информацию рабочих, как о производственных планах, так и о выполнении их, попрежнему всемерно добиваясь улучшения и усиления трудовой дисциплины среди рабочих и служащих и поднятия производительности их труда. равным образом хозорганы и профсоюзы должны добиваться большей плановой и финансовой дисциплины, большей четкости, систематичности и ответственности в работе всего административно-технического персонала.

 

2. Добиться систематической работы производственных совещаний в цехах и предприятиях, особенно в отношении практики проведения рационализаторских мероприятий и капитальных работ на предприятиях.

 

3. В крупных предприятиях, особенно там, где имеются серьезные недочеты в строительстве и в использовании оборудования, а также, где проводятся крупные капитальные работы, необходимо немедленно создать временные контрольные комиссии рабочих с участием в них технического персонала.

 

Опыт целиком и полностью подтвердил целесообразность существования временных контрольных комиссий в общей системе фабрично-заводских рабочих организаций, как органа производственных совещаний, необходимость их более широкого применения и большего внимания к их работе со стороны партийных, профессиональных и хозяйственных органов.

 

4. Предложить ВЦСПС обеспечить усиление экономработы во всех профсоюзах, особенно по линии участия профорганизаций, в деле капитального строительства, в вопросах рационализации производства проведения мероприятий по удешевлению себестоимости и руководства работой производственных совещаний. Партийные и хозяйственные органы обязаны оказать такое содействие профсоюзам в этой работе, чтобы на деле осуществить эту директиву.

V. ОБ УЛУЧШЕНИИ УСЛОВИЙ ТРУДА И БЫТА РАБОЧИХ В ДОНБАССЕ

1. Немедленно устранить имевшиеся нарушения Кодекса об условиях труда в отношении проведения сокращенного рабочего дня в предпраздничные дни, недопущения работы в установленные дни отдыха, недопуска женщин на подземные работы и практику неоплачивания простоев, происшедших по вине предприятия. Ответственность за проведение этого возложить на правление Донугля и ЦК горняков.

 

2. Привлекать к строгой судебной ответственности представителей администрации за невнимательное отношение к делу охраны труда и техники безопасности работы.

 

3. Предложить ВСНХ СССР и СТО уже в текущем году разработать вопрос об улучшении водоснабжения и благоустройства рабочих поселков в Донбассе и утвердить финансовый план связанных с водоснабжением работ.

 

4. В целях улучшения работы профорганов в деле обслуживания насущных нужд рабочих масс и широкого вовлечения рабочих в работу профорганизаций, реорганизовать сеть низовых организаций профсоюза горняков в Донбассе и других районах таким образом, чтобы теперешние шахтбюро получили права фабзавкомов. ЦК союза горняков должен добиться при проведении этой меры укрепления авторитета и большей связи своих органов с массами.

 

5. Поручить ЦК КП(б)У представить в 2-месячный срок предложение о работе поселковых советов в районах Донбасса в направлении передачи им обслуживания бытовых нужд рабочих.

 

* 6. Обеспечить в течение 6 месяцев, согласно Кодекса Законов о Труде, полное осуществление 6-часового рабочего дня на подземных работах, связав это дело с проведением новых мероприятий по механизации работ и т.п. Обязать ВЦСПС и ВСНХ в 2-месячный срок представить первый доклад по этому вопросу.

 

7. Считать ближайшей и непременной обязанностью как хозорганов, так равно и проф- и парторганизаций всемерную заботу об улучшении бытовых условий горнорабочих (бани, казармы, столовые и т.п.). Особо строгую ответственность возложить за правильность расходования ассигнуемых на это средств.

 

VI. ОБ УЛУЧШЕНИИ ПАРТИЙНОГО РУКОВОДСТВА

1. Одобрить решение Севкавкрайкома от 22 марта о роспуске бюро Шахтинского окружкома.

 

2. Поручить ЦК и ЦКК КП(б)У произвести проверку работы тех парторганов Донбасса, где необходимо ликвидировать ошибки неправильных исключений из партии (за “недопустимую” критику и пр.), остатки “семейственности”, в подборе работников и др.

 

3. Вменить в обязанность парторганизациям добиться решительного перелома в работе хозяйственных органов в деле проверки работы специалистов, а в работе профорганов – в деле привлечения рабочих масс к участию в руководстве производством.

 

4. Возложить на парторганизации ответственность за создание нормальных условий для работы хозяйственников, в частности освободить хозяйственников от частой дачи формальных отчетов, разгрузить их от участия в заседаниях и обязать их действительной отчетностью перед рабочими массами.

 

5. Вменить в обязанность парторганизациям осуществить надлежащее руководство работой хозорганов в области капитального строительства, обеспечив при этом действительную проверку проведения утвержденных планов работы и правильного расходования ассигнованных на это дело средств.

 

6. Возложить на парторганизации ответственность за то, чтобы члены выборных органов (профессиональных, партийных), замененные по выборам новыми товарищами, не переводились только потому, что они были ранее избраны, на другую ответственную работу, а направлялись бы на низовую работу или на производство. Наряду с этим поручить Политбюро разработать проект для борьбы с засорением советского, хозяйственного и др. аппаратов негодными и бюрократическими элементами и для усиления выдвижения новых, более способных и более связанных с массами кадров.

 

Главнейшим условием для обеспечения успешного проведения всех намеченных мероприятий должно быть действительное проведение в жизнь лозунга XV съезда о самокритике, а также значительное улучшение работы парторганизаций в деле проведения внутрипартийной демократии и усиленной повседневной борьбы с недостатками в работе партийных, профессиональных, советских и хозяйственных органов.

___________________

Отдельным специальным постановлением принять:

“В целях усиления борьбы с недостатками местной работы, а также для улучшения практики руководства центральных органов, Объединенный Пленум ЦК и ЦКК постановляет, что члены ЦК, члены президиума ЦКК, наркомы и их заместители, члены президиумов ВЦСПС и ЦК союзов не меньше, чем полтора-два месяца в году должны проводить на местной работе”.

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 331. Л. 183-197.

 

Док. 12

Строго секретно

Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков). Центральный Комитет

11.IV.1928 г.

Тт. Рыкову, Крыленко, Менжинскому.

Протокол комиссии Политбюро по Шахтинскому делу.

Опросом членов комиссии от 11.IV.

О Шахтинском деле. (т. Крыленко).

Принять предложение т. Крыленко, согласованное с т. Ягодой (см. приложение) с тем, чтобы обвинительный акт был опубликован не позднее 5.V. с.г. и чтобы ни в коем случае не допускать дальнейших отсрочек процесса.

 

Строго секретно

Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков). Центральный Комитет

2538/с                                                                                              1928 года

Предложение т. Крыленко согласованное с Ягодой.

Рез. Сталина: Боюсь, что дело слишком отсрочивается. Лучше было бы остаться при старом решении.

 

Рез. Молотова: Со Сталиным договорился о следующем: предложение т.т. Крыленко и Ягоды принять с тем, чтобы обвинительный приговор был опубликован не позже 5. мая, чтобы ни в коем случае не допускать дальнейших отсрочек процесса.

За предложение Сталина и Молотова. – Томский.

 

За предложение Крыленко и Ягоды с добавлением Сталина и Молотова. – Орджоникидзе.

 

За предложение Сталина и Молотова. – Куйбышев.

 

Менжинский – за. Сталин.

 

Также за предложение – (подпись неразборчива).

 

 

Приложение

к протоколу заседания к-ссии ПБ по Шахтинскому делу

от 11.IV.28 г.

Предлагаю:

1) Ввиду непосредственной связи дела Донугля (Харьков) с Шахтинским делом, которое по отношению к делу Донугля является лишь эпизодом.

 

Ввиду того, что связь с польской миссией и бывшими акционерами явственно и конкретно устанавливается лишь по делу Донугля, в то время, как по Шахтинскому делу устанавливается лишь наличие этой связи без точного установления кто, когда и где имел эту связь.

 

Ввиду, наконец, того, что только лишь по делу Донугля можно установить факты, компрометирующие Москву (Рабиновича и др.) – во изменение прежнего решения объединить оба дела в один процесс, ограничившись привлечением по делу верхушки Донугля и Щербиновским Рудоуправлением.

 

2) В связи с предыдущим решением: отсрочить постановку процесса на две недели, т.е. до 15 мая, считая 10 дней, необходимых обвиняемы для ознакомления  с делом после вручения им обвинительного акта 5 мая, вместо 21 апреля, согласно постановления Политбюро.

 

3) Предложить, в связи с этим ОГПУ к 20 апреля направить в Москву арестованных и материалы по Донуглю.

 

4) В связи с заключением следствия по Шахтинскому делу разрешить Прокуратуре производить освобождение тех из арестованных, дела о коих будут направлены в суд, направляя дела об отдельных лицах, по согласованию с ОГПУ на доследование, на высылку и т.д. во внесудебном порядке.

 

5) Обсудить вопрос о целесообразности привлечения по делу еще двух немецких инженеров – Вегенера и Зебальда, в отношении которых имеются указания о вредительской работе. Лично полагал бы, несмотря на наличие прямых указаний об этой работе со стороны обвиняемых Башкина и др., не привлекать их, дабы не осложнять процесса, ограничившись высылкой из пределов СССР.

11.IV.28 г.                                                             Н. Крыленко

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 329. Л. 10-12.

 

Док. 13

Сов. Секретно

ОГПУ Секретариат коллегии

27 апреля 1928 г. № 3280

ЛИЧНО  тов. Сталину

По поручению тов. Ягода при сем препровождаемая обзор экономической контрреволюции в Донбассе со схемой организации.

Приложение: Упомянутое.

Секретарь Коллегии ОГПУ                                             Шанин

 

Копия

УССР НКВД     Председатель ГПУ

25 апреля 1928 г. № 437/сс  г. Харьков

Сов. секретно

Зам. Председателя ОГПУ

тов. Ягода Г.Г.

Дорогой Генрих Георгиевич!

Ввиду того, что Комиссия Политбюро ЦК ВКП решила в основу процесса по экономической контрреволюции в Донбассе положить разработанное ГРУ УССР дело “Донугля”, нами в срочном порядке основная часть дела, необходимая для процесса закончена и передана в ОГПУ.

 

На основании данных агентурной и следственной разработки ГПУ УССР установлено, что Донуглевская организация, широко разветвленная, имела свою программу, тактику и действенный центр. Вся организация в настоящее время арестована и все члены украинского центра полностью сознались.

 

В процессе следствия нами выявлено, что аналогичные организации имелось в некоторых других трестах, а именно: Югостали, Химугле и ЮРТ”а.

 

Существовало Бюро организаций Донугля и этих трестов. В него входила вся руководящая “семерка” Донугля (заведующий управлением нового строительства Матов, член правления и технический директор Бояршинов, зав. проектным отделением Братановский, помощник зав. Производственным Управлением Детев, ст. инженер УНС”а, бывший заведующий иностранным отделом Казаринов, зам. зав. УНС Сущевский, Зам. заведующего УНС — ныне главный инженер ЮРТ”а Бахтиаров).

 

От Югостали входили в Бюро — член Правления Шишкин и зав. горным отделом Сахновский; от Химугля — инженеры Крамарев, Казакевич, от ЮРТ”а — член Правления Мухин, зам. главного инженера — Жуков и инженер Шуваев.

 

Работа по раскрытию организации в Югостали, АРТ”е и Химугле проводится нами в ударном порядке, причем основные фигуранты уже арестованы.

 

Точно устанавливается, что Донуглевская контрреволюционная организация была связана с польским и французским посольствами в Москве, польским генеральным консулом в Харькове, французским военным министерством, Бюро политической полиции в Берлине и некоторыми правительственными кругами Германии.

 

Поляки принимали ближайшее участие в самом создании организации, щедро субсидировали ее и широко использовали для шпионской и диверсионной работы.

 

Глава украинской организации инженер Матов — говорит совершенно откровенно: “Организация являлась диверсионной группой польского посольства”.

 

За последним, естественно, скрывался 2-й отдел Польгенштаба.

 

Организация, являясь, поистине, агентом империалистов, заключает также соглашение с французским посольством в Москве о ведении... французов шпионской диверсионной работы.

 

По показаниям Матова, Братановского, Шадлуна и др. было передано французам ряд материалов шпионского характера, над собиранием которых работали все члены организации. Всего получено было от французского посольства организацией несколько сот тысяч рублей.

 

В сентябре 1926 года Матов, будучи заграницей, совместно с представителем Донугля по Франции — Юсевичем, также членом организации, посещает французское Военное министерство.

 

Их принял ответственный представитель министерства, которому Матов сделал подробный доклад о работе Догуглевской организации.

 

Матов и Юсевич заполняют в министерстве анкету от имени организации.

 

В начале 1927 года Матова принимает в Москве заместитель Эрвета и выдает ему для нужд организации 60 000 рублей.

 

Матов в посещении Военного министерства и французского посольства — полностью сознался. На очной ставке с ним — это подтвердил другой главарь организации — Братановский. Признался также и Юсевич.

 

Исключительно интересны данные по связи организации с немцами.

 

В марте 1926 года в Берлине в помещении фирмы АЕГ состоялось совещание, с участием члена руководящей группы Донуглевской организации инженера Казаринова, директора русского отдела АЕГ Блайнана, бывшего горнопромышленника, одного из создателей организации — Дворжанчика и постоянного берлинского агента — организации, служащего АЕГ — Башкина.

 

Совещание разрешило ряд практических вопросов связи и деятельности Донуглевской организации заграницей. Дворжанчик сделал доклад о создании международного объединения всех бывших промышленников и торговцев России, причем Объединение это должно быть связано с иностранным обществом кредиторов в России.

 

В том же 1926 году, Казаринов посетил германское министерство торговли, в присутствии представителя министерства и Блаймана — представитель Союза германской промышленности д-р Ройтер информировался у Казаринова о взглядах организации на предоставление Германией 300 000 000 кредита СССР.

 

Казаринов полностью признался, подтверждает указанное также Матов.

 

Организация широко использовала свои связи с АЕГ и другими немецкими фирмами, получая от них процентное отчисление с общей суммы сдаваемых Донуглем заказов и наладив передачу сведений заграницу через представителей этих фирм, приезжающих по делам в СССР — немецких инженеров и т.п.

 

Ряд, установленных следственных данных неопровержимо свидетельствуют о том, что на территории СССР развила свою деятельность мощная антисоветская организация всесоюзного масштаба. Организацию возглавляет Московский центр, состоящий из группы профессоров и крупнейших специалистов. Данные подтверждаются показаниями Матова, Братановского, Казаринова, Кржижановского, Соколова и др. Московский центр возглавлял председатель научно-технического совета ВСНХ СССР — Рабинович, сюда входили также Председатель  Всесоюзной Ассоциации... и ряд других лиц: Иминитов, Федоров, Назимов, Скорута, Шалякин, Стрижов, Морев, Жебровскийт, Касьянов.

 

Мы имеем точные данные, говорящие о том, что Всесоюзный центр имеет свои ячейки и распространил свое влияние на Сибирь (Кузнецкий бассейн), Кавказ (Тквибульское угольное месторождение и нефтяные промысла), и Московский Центральный район (машиностроительные заводы).

 

Ряд лиц, работающих там по директивам Всесоюзной организации — нами уже выявлены — (по Сибири — Горячев, Поталеев и Агрономов, по Кавказу — Притула и др.).

 

Непосредственно руководил Донуглевской организацией, так называемый Парижский Центр, состоящий из членов Совета Съезда горнопромышленников Юга России. В него входит ряд крупнейших французских и русских капиталистов, бывших предпринимателей Донбасса. Эта группа входит составной частью в широкое объединение русских промышленников. Последнее тесно связано с мощным Обществом бывш. французских владельцев предприятий разного рода крупной промышленности царской России.

 

Донуглевская организация щедро субсидировалась поляками, французами. немецкими фирмами и своим парижским центром. По подсчетам Матова, только от Парижского центра за три года было получено до 700 000 рублей. От консульства и разведок организация получила приблизительно 200 000 р. в год. Крупные суммы шли французского Военного министерства через французское посольство в Москве.

 

Точно устанавливается, что украинская организация конкретно намечала и подготавливала вредительские действия на случай войны. По этому поводу руководящая группа, а также отдельные члены организации получали специальные, детально разработанные директивы от парижского центра, польского и французского посольств. Данные подтверждаются показаниями инженера Рженецкого, Казаринова, Бояринова, Братановского, Матова и др. Организация активно готовилась к интервенции и практически намечала совершенно реальные мероприятия по взрыву тыла изнутри.

 

Таким образом, выводы тов. Сталина в его докладе на Пленуме ЦК в отношении новых форм работы контрреволюции и подготовки интервенции, получают фактическое подтверждение в материалах этого дела.

 

Приложение: Обзор экономической контрреволюции в Донбассе со схемой организации.

С коммунистическим приветом (В. Балицкий).

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 329. Л. 32-37.

 

Док. 14

Центральный комитет

Коммунистической партии (б) Украины

26 апреля 1928 г.

Дорогой тов. Сталин

Следствием ГПУ по экономической контрреволюции в Донбассе закончено. Следствие было развернуто достаточно глубоко и успешно. Материалы и итоги ГПУ Украины настолько интересны, что я считаю нужным послать Вам экземпляр записки т. Балицкого для ознакомления с ними. Данные следствия показали, что контрреволюция вышла за рамки Шахтинского дела и далеко выходит за пределы Донугля, что контрреволюционная организация охватила собой ряд крупнейших трестов Украины — Югосталь, Химуголь, ЮРТ. Из следствия установлено, что такая организация существовала во всесоюзном масштабе в Москве. Московский центр возглавляли председатель Научно-технического Совета ВСНХ СССР — Рабинович, сюда входили также председатель Всесоюзной Ассоциации инженеров Пальчинский и ряд др. лиц: Именитов, Федорович, Назимов, Скорута, Шалякин, Стрижов, Морев, Жебровский и Касьянов.

 

Мы имеем точные данные, говорящие о том, что Всесоюзный центр имеет свои ячейки и распространил свое влияние на Сибирь (Кузнецкий бассейн), Кавказ (Тквибульское угольное месторождение и нефтяные промысла), и Московский Центральный район (машиностроительные заводы).

 

Конечно, это последнее требует еще дальнейшего изучения и расследования. Следствие развернуло пока до конца Донуголевскую организацию.

 

На основании данных ГПУ УССР установлено, что Донуглевская организация, широко разветвленная, имела свою программу, тактику и действенный центр. Вся организация в настоящее время арестована и все члены украинского центра полностью сознались.

 

В процессе следствия нами выявлено, что аналогичные организации имелось в некоторых других трестах, а именно: Югостали, Химугле и ЮРТ”а.

 

Существовало Бюро организаций Донугля и этих трестов. В него входила вся руководящая “семерка” Донугля (заведующий управлением нового строительства Матов, член правления и технический директор Бояршинов, зав. проектным отделением Братановский, помощник зав. Производственным Управлением Детер, ст. инженер УНС”а, бывший заведующий иностранным отделом Казаринов, зам. зав. УНС Сущевский, Зам. заведующего УНС — ныне главный инженер ЮРТ”а Бахтиаров).

 

От Югостали входили в Бюро — член Правления Шишкин и зав. горным отделом Сахновский; от Химугля — инженеры Крамарев, Казакевич, от ЮРТ”а — член Правления Мухин, зам. главного инженера — Жуков и инженер Шуваев.

 

Точно устанавливается, что Донуглевская контрреволюционная организация была связана с польским и французским посольствами в Москве. Польским генеральным консулом в Харькове, французским военным министерством, Бюро политической полиции в Берлине и некоторыми правительственными кругами Германии.

 

Поляки принимали ближайшее участие в самом создании организации, щедро субсидировали ее и широко использовали для шпионской и диверсионной работы.

 

Глава украинской организации инженер Матов — говорит совершенно откровенно: “Организация являлась диверсионной группой польского посольства”.

 

За последним, естественно, скрывался второй отдел польгенштаба.

 

Организация, являясь, поистине, агентом империалистов, заключает также соглашение с французским посольством в Москве о ведении и в пользу французов шпионской диверсионной работы.

 

По показаниям Матова, Братановского, Шадлуна и др. было передано французам ряд материалов шпионского характера, над собиранием которых работали все члены организации. Всего получено было от французского посольства организацией несколько сот тысяч рублей.

 

В сентябре 1926 года Матов, будучи заграницей, совместно с представителем Донугля по Франции — Юсевичем, также членом организации, посещает французское Военное министерство.

 

Их принял ответственный представитель министерства, которому Матов сделал подробный доклад о работе Догуглевской организации.

 

Матов и Юсевич заполняют в министерстве анкету от имени организации.

 

В начале 1927 года Матова принимает в Москве заместитель Эрвета и выдает ему для нужд организации 60 тысяч рублей.

 

Матов в посещении Военного министерства и французского посольства — полностью сознался. На очной ставке с ним — это подтвердил другой главарь организации — Братановский. Признался также и Юсевич.

 

Исключительно интересны данные связи организации с немцами.

 

В марте 1926 года в Берлине в помещении фирмы АЕГ состоялось совещание, с участием члена руководящей группы Донуглевской организации инженера Казаринова

 

В том же 1926 году, Казаринов посетил германское министерство торговли, в присутствии представителя министерства и Блаймана — представитель Союза германской промышленности д-р Ройтер информировался у Казаринова о взглядах организации на предоставление Германией 300 млн. кредита СССР.

 

Донуглевская организация щедро субсидировалась поляками, французами. немецкими фирмами и своим парижским центром. По подсчетам Матова, только от Парижского центра за три года было получено до 700 тыс. рублей. От консульства и разведок организация получила приблизительно 200 тыс. рублей в год. Крупные суммы шли французского Военного министерства через французское посольство в Москве.

 

Организация активно готовилась к интервенции и практически намечала совершенно реальные мероприятия по взрыву тыла изнутри.

 

Все эти материалы целиком и полностью подтверждают данный Вами анализ на пленуме ЦК о новых формах контрреволюционной работы и о подготовке интервенции со стороны мирового империализма.

 

Мне кажется, тов. Сталин, что нельзя ограничиваться только той резолюцией, какая была принята на пленуме ЦК. Резолюция совершенно и абсолютно правильная, но сейчас необходимо более глубоко и конкретно изучить все условия работы наших трестов и хозяйственных организаций и провести такую реорганизацию не только структуры, но и самой работы хозяйственных учреждений, которая бы обеспечила нас от повторения подобных историй.

 

В частности, мне кажется, необходимо усилить роль ГПУ, примерно так, чтобы в крупных трестах были бы крупные работники, уполномоченные ГПУ (нечто вроде транспортных органов ГПУ). Эту реорганизацию надо провести под наблюдением и непосредственным руководством руководящих работников ЦК и ЦКК, иначе я боюсь, как бы у нас на деле в смысле структуры и методов работы не осталось по старому.

С коммунистическим приветом Ваш Каганович

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 329. Л. 28-31.

 

Док. 15

Строго секретно

Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков). Центральный Комитет

П25/10-с.

Т.т. Рудзутаку, Крыленко, Ягода.

Выписка из протокола № 25 заседания Политбюро ЦК от 17 мая 1928 г.

О шахтинском деле.

тт. Рудзутак, Крыленко, Сольц, Ягода.

а) Одобрить решение комиссии о тактике в связи с поведением защитников по шахтинскому делу.

б) Поручить т. Ягода и Крыленко наметить лицо для ведения переговоров и доложить комиссии.

в) Разрешить Артемовскому округу выставить еще двух общественных обвинителей. Предложить комиссии не допускать их официально на процесс до предварительного ознакомления с их кандидатурами.

Секретарь ЦК

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д.330, л. 134.

 

 * Звездочкой (*) отмечены абзацы, не вошедшие в текст, опубликованный в печати.

10.07.08 / Просмотров: 6030 / ]]>Печать]]>
 Опубликовать эту страницу в социальных сетях
 От автора

Мозохин Олег Борисович :

"Цель открытия настоящего сайта — на основе документальных материалов Архива Президента РФ Государственного Архива Российской Федерации, Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории, Центрального архива ФСБ России и его филиалов объективно показать деятельность органов безопасности."

 

 Исторический форум
Войти в форум
 
Регистрация
 
Процедура регистрации абсолютна проста: достаточно ввести имя пользователя, пароль, электронный адрес и пройти процедуру активации. На Ваш E-mail будет выслано сообщение с сылкой на активацию. Приятного общения!
 Поиск по сайту
Форма поиска
© 2017 Мозохин Олег Борисович. Все материалы принадлежат их владельцам и/или авторам.