Цель открытия настоящего сайта — на основе документальных материалов Архива Президента РФ Государственного Архива Российской Федерации, Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории, Центрального архива ФСБ России и его филиалов объективно показать деятельность органов безопасности. - О.Б. Мозохин О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека
ГлавнаяНовостиСтатьиКнигиФотоархивМозохин.RUФорумыИсторические чтения на Лубянке


Борьба органов ВЧК-ОГПУ с контрабандой

Органы ВЧК-ОГПУ вели напряженную борьбу с таким видом экономического преступления, как контрабанда, которая подрывала монополию внешней и внутренней торговли, наносила значительный материальный ущерб экономике государства.
Большое внимание уделялось правовому регулированию вопросов борьбы органов государственной безопасности с контрабандой.

До мая 1918 года пограничная охрана руководствовалась Инструкцией службы чинов ОКПС 1912 года. В ней, в частности, давались общие сведения о порядке задержания и передачи в таможенные органы контрабанды.

В мае 1918 года на ее основе ГУПО была издана Краткая инструкция службы чинов пограничной охраны, однако 27 февраля 1919 года Военный совет пограничных войск издал приказ об изъятии его из употребления и предписал временно вновь руководствоваться Инструкцией 1912 года.

На основании декрета Совнаркома от 1 июня 1921 года "О борьбе с хищениями "ревтрибуналы должны были рассматривать поступающие к нему дела о контрабанде и применять, как общее правило, лишение свободы со строгой изоляцией на срок не менее 3-х лет и высшую меру наказания при отягчающих обстоятельствах.

Статья 97 УК РСФСР под контрабандой понимала "нарушение законов и обязательных постановлений о вывозе за границу и ввозе из-за границы товаров и валютных ценностей". Она была бланкетной и отсылала к законодательству о нарушениях при ввозе и вывозе товаров через границу, которое разграничивало контрабанду административно и уголовно наказуемую. (Декреты СНК от 3 января 1921 года и от 1 сентября 1922 года).

26 октября 1922 года СНК было принято решение о рассмотрении поступающих в нарсуды и ревтрибуналы дел по контрабанде не позже 10-ти дней со дня поступления и с применением судами по отношению к контрабандистам максимальных наказаний, установленных Уголовным кодексом. Образованной комиссией по борьбе с контрабандой органам ГПУ было предоставлено право административной высылки из пограничной полосы лиц, уличенных в занятиях контрабандой в виде промысла.

В соответствии с декретом СНК N 734 от 1 сентября 1922 года был урегулирован вопрос об ответственности лиц, у которых за 21 верстной полосой от государственной границы были обнаружены предназначенные для личного употребления товары, ввезенные контрабандным путем. Они должны были привлекаться к ответственности в том случае, если было установлено, что контрабандное происхождение этих предметов им было известно. Ответственными за контрабанду признавались также лица, у которых контрабандные предметы были обнаружены и по поручению коих эти предметы хранились или перевозились. При обнаружении контрабанды в промышленных и торговых заведениях ответственным лицом признавался владелец заведения. Если же заведение государственное, то ответственности подвергались только лица, участвовавшие в контрабанде. Лицо, у которого были обнаружены контрабандные товары, освобождалось от ответственности, если было установлено, что контрабандное происхождение товаров ему неизвестно и настоящий владелец обнаружен.

Провоз контрабандных товаров помимо таможенных учрежде-ний, сокрытие и прикрытие товаров таможенными документами, относящимися к другому товару при провозе или переносе товаров, помимо таможенных учреждений, наложение на контрабандные товары заведомо поддельных таможенных клейм, пломб, печатей, штемпелей и бандеролей карались сверх отобранием товаров и взыскания пени в двойном размере, по 97-ой статье уголовного кодекса.

Провоз контрабанды лицами, имевшими при себе оружие, участие в шайке для провоза или проноса контрабандных товаров, занятие контрабандой в виде промысла, провоз контрабанды должностными лицами пpи исполнении своих служебных обязанностей или при участии должностных лиц карались сверх отобрания товаров и взысканием пени в двойном размере (ст.12) по второй части 97-й статьи Уголовного кодекса.

В случае подозрения в сокрытии контрабанды вне района действия таможенных учреждений таможенные служащие имели право производить обыски и выемки в пределах 21 верстной пограничной полосы. Вне пределов данной полосы только при участии милиции на общем основании.

Все задержанные контрабандные товары должны были доставляться в ближайшие таможенные учреждения. По доставлении товара производился подробный досмотр, опись и оценка этих товаров.

В судебном порядке разрешались дела о контрабанде, если кроме отобрания товаров и денежного взыскания (пени) полагалось наказание, по ст.97-й Уголовного кодекса.

Приказом ГПУ N 102 от 16 марта 1923 года таможенным агентам была запрещена выемка контрабандных грузов на железнодорожном транспорте во время их следования, так как за целостность транспортируемых грузов на железнодорожном транспорте во время их следования, их исправность и доставку несла ответственность железная дорога.

При наличии сведений о контрабанде предлагалось не производя выемки, принять все меры к тому, чтобы груз в неприкосновенности был доставлен на станцию назначения, и там уже предъявлять требование на досмотр груза до его передачи получателю.

Приказом ГПУ N 240 от 7 июня 1923 года была объявлена почтотелеграмма N 246755 от 26 мая того же года о производстве обысков и выемок в 7,5 км пограничной полосе , где данное пpаво пpедоставлялось исключительно погранорганам ГПУ. Таможенные служащие при наличии подозрений о сокрытии контрабанды в вышеуказанной зоне должны были сообщать об этом соответствующему пограноргану.

Операции по изъятию контрабанды не производились в том случае, если требовалась дополнительная агентурная разработка или проверка сведений.

При наличии сведений в сокрытии контрабанды за пределами 7,5 км зоны, таможенные служащие имели право производства задержаний самостоятельно только в случаях не терпящих отлагательства , когда небыло возможности пригласить представителя ГПУ (с последующим извещением ).

Свободное передвижение сотрудников пограничных таможен в 7,5 км погранзоне осуществлялось по пропускам начальников погранотделений. Пропуска эти могли быть отобраны у лиц, возбудивших подозрения органов ГПУ.

Прокуратура республики и Верховный суд своим циркуляром N 35 от 17 декабря 1923 года указывали на недопустимость освобождения задержанных до суда лиц за провоз контрабанды. Некоторые лица, освобожденные из-под стражи до суда, продолжали заниматься своей преступной деятельностью.

Было указано на то, что судами по данному виду преступления редко применяется ст.49 УК РСФСР, в основном приговоры выносятся по ст. 97 ч.1 УК РСФСР.

Губсудам при разрешении дел по контрабанде было предложено руководствоваться ст.97 УК РСФСР и приложениями к ней: декретом СНК от 1 сентября 1922 года и декретом ВЦИК и СНК от 19 апреля 1923 года.

"Во всех случаях вынесения обвинительного приговора по делам о контрабанде обязательно ставить вопрос о применении ст.49 УК в смысле запpещения проживания контрабандистами в пограничных местностях".1

Политбюро ЦК ВКП(б) 2 декабря 1922 года поручило Курскому и Уншлихту усилить на Урале борьбу с незаконной скупкой и контрабандой платины - путем применения, если это потребуется, даже и высшей меры наказания. 2 февраля 1924 года Политбюро вновь рассмотрело вопрос о борьбе с контрабандой платины и распротранило права административной комиссии по высылке на скупщиков сырой платины на Урале.

26 февраля 1926 года по предложению наркомата внешней торговли и ОГПУ ЦИК и СНК СССР приняли постановление об изменении статей 263 и 279 таможенного устава. Таможенным учреждениям было предоставлено право частично разрешать в административном порядке дела о квалифицированной контрабанде.2

31 октября 1924 года было принято совместное постановление ЦИК и СНК СССР “Об отмене воспрещения торговли и хранения иностранной валюты в 50-верстной погранполосы.

21 января 1926 года Политбюро ЦК ВКП(б) поручило Совету труда и обороны в срочном порядке в течении одного месяца войти в Политбюро с предложением о мерах по улучшению охраны границ и борьбы с контрабандой.

1 марта 1926 года Дзержинский обратился в Политбюро ЦК ВКП(б) за № 143г с просьбой усилить репресии за контрабандную деятельность.

По его просьбе 11 марта 1926 года Политбюро ЦК ВКП(б) рассматривает вопрос об усилении мер по борьбе с контрабандой и утверждает проект постановления с поправкой: “По отношению к иностранцам во внесудебном порядке может быть применена лишь высылка за пределы Союза ССР”.

На этом же заседании Оргбюро было дано поручение о выделении работников для усиления личного состава пограничной охраны и изыскать другие меры для ее улучшения.

То же самое было предложено сделать прокурорам союзных республик по отношению к прокуратуре пограничных районов. Прокуратуре Союзных республик были даны соответствующие директивы по рассмотрению этих дел.

Принятым постановлением Особому совещанию при ОГПУ на 6 месяцев предоставлялись полномочия по высылке, ссылке и заключению в лагерь до 2-х лет как подозреваемых, так и уличенных в контрабандном провозе товаров, способствующим такому провозу, скупке контрабандных товаров фальшивом клеймении таковых таможенными знаками.

По отношению к лицам, уличенным в вооруженной контрабанде и сопротивлении или насилии над чинами пограничной охраны, ОГПУ предоставлялось с особого разрешения ЦИКа Союза право внесудебной расправы вплоть до расстрела. За исключением, как было указано выше иностранцев.

За Прокуратурой сохранялись все права по надзору предоставленные ей Положением о Прокуратуре.

В соответствии с этим положением ОГПУ должно было принять все меры к скорейшему рассмотрению контробандных дел и разгрузке мест лишения свободы в пограничных губерниях.

1 апреля 1926 года ПБ ЦК ВКП(б) создало комиссию в составе Дзержинского Ворошилова Ягоды Угланова для принятия всех необходимых мер на длительный срок в связи с заявлением Дзержинского.

В целях усиления борьбы с контрабандой и вывозом валютных ценностей из СССР строго секретным постановлением СТО от 11.03.26 года органам ГПУ и НКВТ было поручено установить тщательное наблюдение за фактами нарушения правил постановления ЦИК СССР от 12 сентября 1924 года и неуклонно применять, в случаях обнаружения подобных нарушений п. 6-ой упомянутого постановления.

29 апреля 1926 года Политбюро утверждает Постановление Совета труда и обороны о мероприятиях по борьбе с контрабандой от 23 апреля, в отмену постановления СТО от 11 марта 1926 года.

Совет труда и обороны постановил поручить центральной комиссии по борьбе с контрабандой усилить экономические мероприятия по борьбе с контрабандистами.

ВСНХ СССР и Союзных республик обязал принять меры к организации, расширению и удешевлению производства государственной. кооперативной и частной промышленностью товаров, составляющих предметы импортной контрабанды. Для организации соответствующих отраслей промышленности предлогалось целесообразным привлечь на концессионных началах иностранный капитал.

ОГПУ совместно с РВС СССР и НКФ СССР поручалось срочно рассмотреть вопрос о личном составе погранчастей. о сроках службы в них. о комплектовании погранвойск комсостава. об организации морской охраны Дальневосточных границ. о квартирном вещевом и фуражном довольствии погранвойск, о конском составе погранчастей и об обозном снабжении их.

Согласно этому постановлению руководство организационно- опнративной работой по борьбе с контрабандой сосредотачивалось в ОГПУ и его местных органах. Центральной комиссии по борьбе с контрабандой поручалось определить взаимоотношения в этой области ОГПУ с другими ведомствами.

НКТоргу СССР было предложено разработать вопрос об упрощении порядка судебного разбирательства дел о контрабанде.

3 мая 1926 года Президиум ЦИК СССР утвердил решение Политбюро ЦК ВКП(б) в отношении лиц, уличенных в контрабандной деятельности.

Уголовный кодекс 1926 года разграничил контрабанду, как квалифицированную - ст.59 и простую - ст.83. В соответствии со ст.59 квалифицированная контрабанда влекла за собой наказание вплоть до pасстpела, а ст. 83 высылку в административном порядке.

Центральная комиссия по борьбе с контрабандой при Наркомторге 11 ноября 1926 года признала необходимым предоставить право органам ОГПУ разрешать внесудебным порядком дела о контрабандных организациях, систематическом контробандном вывозе валюты и ценностей, скупщиках, вооруженных приносителях и лицах уличенных в изготовлении фальщивых приборов и знаков таможенного клеймения.

В середине 20-х годов, главным образом, на европейских границах для переноса контрабанды ( товарной и денежной ), писем и для установления связей активно стали использовать несовершеннолетних. Их привлекали и для выяснения безопасности перехода границы, для чего посылали впереди группы контрабандистов.

В большей степени несовершеннолетние использовались своими родителями и воспитателями или посторонними лицами с ведома воспитателей или родителей.

В целях борьбы с использованием несовершеннолетних в противозаконной деятельности предлагалось привлекать лицо, по поручению которого действовал несовершеннолетний" в порядке ст.17 УК РСФСР и соответствующих ст.ст.УК Союзных республик, привлекать к ответственности по ст. 59/9 УК РСФСР и ей соответствующих ст.ст. УК Союзных республик".

Если родители или воспитатели знали о занятии контрабандой несовершеннолетними, и не приняли мер к прекращению этой деятельности, то они должны были привлекаться к ответственности "в порядке ст.18 УК РСФСР (за недоносительство) и ей соответствующих ст.ст.УК Союза Республик ".

Задержанных с контрабандой беспризорных и несовершеннолетних, имеющих родителей и воспитателей, предлагалось направлять через комиссии по делам несовершеннолетних в детские исправительные колонии в тыловых районах.

 

В конце декабря 1917 года Совнарком установил порядок вывоза за границу и ввоза оттуда товаров только с разрешения отдела внешней торговли Народного комиссариата торговли и промышленности. В противном случае товар признавался контрабандой.

Борьбу с контрабандой, в основном, с 1918 года вела пограничная охрана. Немаловажную роль в охране границы и борьбе с контрабандой играли и чрезвычайные комиссии. Приграничные ЧК осуществляли контроль над частями и подразделениями погранохраны и таможенными учреждениями, но без права вмешательства в их технические функции.

Секретно-оперативные части погранвойск определяли ухищрения, применяемые при провозе контрабанды через таможенные пункты, выявляли случаи подкупа должностных лиц пограничных войск.

Среди документов, определявших порядок несения службы в начале 20-х гг., следует особо выделить Инструкцию частям войск ВЧК охраняющим границы РСФСР от 15 февраля 1921 г., подписанную Ф.Э. Дзержинским; и положение об охране границ РСФСР, утвержденное заместителем председателя ВЧК Н.С. Уншлихтом 10 июля 1921 г.

Части пограничных войск активно использовали в этой работе агентуру, с помощью которой выявляли организации контрабандистов, а так же характер и направления контрабандного промысла.

От агентов, по возможности, получали сведения, из каких мест высылаются контрабандные товары, перечисление этих товаров, количество каждого рода контрабанды, стоимость одной единицы веса или меры за границей, общая стоимость каждого рода ввозимой контрабанды, в каком количестве, на какую сумму, в каких наиболее крупных пунктах на заграничной стороне приобретается контрабанда .

Выясняли, кто является поставщиком контрабанды, в каком количестве и на какую сумму поставляют каждого рода контрабанды, кто из лиц, живущих в России или за границей, являются оптовыми и кто мелкими покупателями, в каком количестве и на какую сумму покупают контрабанду и через каких лиц или при посредстве каких контор производится заказ и покупка разных контрабандных товаров.

Особое внимание обращалось на деятельность заграничных контор, причастных к отправлению в Россию контрабанды. При этом выявляли эти конторы, какие конторы страхуют и на сколько контрабандные товары на случай их задержания и пропажи.

Секретно-оперативные части погранвойск определяли ухищрения, применяемые при провозе контрабанды через таможенные пункты, случаи подкупа пограничников и других должностных лиц пограничных войск, приграничных жителей, занимавшихся провозом контрабанды.

При поиске контрабанды крайне важно было знать, где она группируется, как прячется, кто ее хранит, каким способом она провозится и какие ухищрения при этом применяются.

В отношении железнодорожного транспорта необходимо было знать, какие грузятся товары на станциях в 50-ти верстной пограничной полосе, в какой упаковке отправляются, соответствует ли объем, вес и род упаковки отправляемых товаров, наименованию груза, не провозится ли контрабанда в каких-либо других потаенных местах, кто из пассажиров особенно часто ездит за границу по железной дороге, до каких пунктов, с какой целью.

В приложении к приказу ВЧК N 216 от 17 июля 1921 года указывалось на то, что в пограничных губернских чрезвычайных комиссиях при подотделе охраны границ должен быть уполномоченный по борьбе с контрабандой, на которого возлагалось объединение и направление этой борьбой.

Уполномоченный концентрировал все сведения о контрабанде, при этом самое серьезное внимание обращал на выяснение источников.

По данной линии работа проходила в тесном контакте с уполномоченным по экономическим преступлениям.

8 декабря 1921 года Совет народных комиссаров принял декрет о борьбе с контрабандой. При ВЧК была образована Центральная комиссия по борьбе с контрабандой из представителей ВЧК, Реввоенсовета республики и народного комиссариата внешней торговли.

При особых отделах ВЧК по охране границ были образованы Комиссии по боpьбе с контpабандой из представителей местных органов ВЧК, военного ведомства и Таможенного контроля под председательством первого. На эти комиссии возлагалось наблюдение за деятельностью органов по борьбе с контрабандой и принятие чрезвычайных мер в необходимых случаях. В осуществление этого Комиссиям представлялось право: наблюдения за проведением местными органами борьбы с контрабандой; выделения и направления для рассмотрения в Губревтребуналах дел об особых видах контрабанды, как-то: вооруженная контрабанда, занятие контрабандой в виде промысла, контрабанда, осуществляемая должностными лицами, провоз за границу предметов, перечисленных в статье 10 Декрета СНК от 17-го октября.

Комиссии по борьбе с контрабандой своего аппарата не создавали, пользуясь аппаратом соответствующих органов.

Приказом ГПУ N 1 от 2 января 1923 года для сведения и руководства была объявлена вторая глава декрета СНК N 734 от 1 сентября 1922 года " О контрабанде и взысканиях за нее". По этому декрету давалось определение контрабанды:

" Провоз или пронос через государственную границу, а также покушение на вывоз за границу всех товаров и ценностей, помимо таможенных учреждений"; "провоз или пронос товаров через таможенные учреждения, с сокрытием от таможенного контроля путем каких-то ни было ухищрений, товаров и ценностей, запрещенных к ввозу или вывозу, а также дозволенных к ввозу или вывозу, с целью избежания платежа таможенной пошлины".

"К контрабанде приравнивалось хранение и передвижение в пределах 21 верстной пограничной полосы всех товаров и предметов, в том числе личного употребления, водворенных контрабандным путем, а за пределами 21 веpстной полосы, если контрабандные товары предназначены для продажи".

24 ноября 1921 года Политбюро ЦК создало комиссию в составе Уншлихта, Калинина, Радченко и Преображенского для рассмотрения вопроса “о примеровании работников ВЧК вообще и в частности, за поимку контрабандистов”.

СНК издал декрет, объявленный приказом ВЧК N 433 от 20 декабря 1921 года, в котором были установлены премии лицам, ведущим борьбу с контрабандой. Этот декрет несколько раз изменялся. 26 февраля 1924 года СНК отменил свои предыдущие постановления. В новой редакции 30 % сумм, выpученных от реализации контрабандных товаров, должны были поступать в доход ОГПУ, а остальная сумма за исключением расходов на судебные издержки, перевозки и реализацию распределялась следующим образом: 33 % - прямым задержателям контрабанды, 20 % - косвенным, 30 % - соответствующему таможенному округу и 17 % - органам ОГПУ.

При отсутствии косвенных задержателей причитающиеся 20 % передавались таможенному управлению.

Во всех других случаях 33 % прямым задержателям, 20 % косвенным, 47 % органам ОГПУ. При отсутствии косвенных задержателей причитающиеся им 20 % передаются ОГПУ.3

Отчисление 47 % в соответствующий округ имело своей задачей усилить работу по охране границы и борьбу с контрабандой, но зачастую указанная сумма направлялась на улучшение быта погранохраны и усиления агентуры по борьбе с контрабандой. Учитывая это, 6 декабря 1924 года зампредом ОГПУ была дана директива, гласившая", что в случае расходывания денег не по прямому назначению 47 % отчисления будут изъяты из данного округа и будут переводиться непосредственно на счет ОГПУ".4

26 октября 1922 года СНК во изменение своего декрета от 8 июля 1921 года образовал Центральную комиссию по борьбе с контрабандой при таможенном управлении НКВТ в составе представителей НКВТ, ГПУ и НКФ под председательством представителя НКВТ. Для усиления работы этой комиссии на нее возлагалось кроме общих вопросов по борьбе с контрабандой осуществление контроля над этой работой. ГПУ и Таможенному управлению НКВТ предписывалось командировать сотрудников для объезда пограничной линии с целью организации работы по борьбе с контрабандой и для привлечения к ответственности лиц, активно и пассивно способствовавших ей. При этом запрещался провоз товаров в обе стороны границ сексотрудникам всех ведомств.

Учитывая то, что борьбу с контрабандой в пограничной полосе вело контрразведовательный отдел ГПУ, на отделение экономупра, образованного в апреле 1923 года, возлагалась задача выявлять источников и главные магистрали различных видов полулегальной и легальной контрабанды, находящихся вне пограничной полосы, а в районах погранполосы использовать взаимодобытые сведения путем контактирования работы с КРО.

28 июля 1923 года был сформирован отдел погранохраны ГПУ СССР, в котором сконцентрировались все вопросы, касающиеся охраны границ. Отдел непосредственно подчинялся зампреду ГПУ, но по вопросам борьбы со шпионажем и контрабандой начальник отдела погранохраны подчинялся начальнику КРО.

В формируемый отдел был передан в соответствии с приказом N 315 ГПУ " личный состав, все дела, имущество и суммы подлежащих расформированию" 5 отдела КРО ГПУ, специального отделения по внутренней контрабанде при ЭКУ ГПУ и пограничного отдела штаба войск ГПУ.

Особое внимание в начале двадцатых годов уделялось опношениям с Польшей вообще и в частности борьбе с польской контрабандой. Политбюро ЦК ВКП(б) на своем заседании 23 августа 1923 года обсуждая взаимоотношения с Польшей поручило образовать комиссию для разработки в срочном порядке мероприятий по борьбе с польской контрабандой.

17 сентября 1923 года Приказом ГПУ N 383 были объявлены меры, применяемые к сотрудникам ГПУ и военнослужащим, замеченным в пьянстве, в провозе контрабанды или содействовавшие этому." Сотрудникам, командирам, комиссарам и красноармейцам войск ГПУ за указанные преступления не может быть пощады и места в нашей среде".

Предлагалось этих лиц немедленно арестовывать, заводить дело и после ускоренного производства представлять в ГПУ для вынесения внесудебного приговора.

Примером исполнения этого приказа может служить дело на Циммера М.Л.

С весны 1927 года в связи с обострением международных отношений увеличился спрос на реальные ценности, в частности, на золотые монеты, цена на которые с 12-13 рублей за десятку в мае поднялась до 24-25 рублей в январе. Одновременно повышался и курс инвалюты, но рост последней шел значительно медленнее. Разрыв цен привел к тому, что золотая десятка, стоящая за границей 5 долларов 15 центов, в СССР реализовывалась по 8,75 - 9 долларов. Данное положение было учтено отдельными заграничными банками, которые стали ввозить в СССР золотые монеты и вывозить инвалюту.

Этим способом обогащения стали пользоваться и частные лица. Так, в момент проведения ЭКУ ОГПУ операции по изъятию валюты были задержаны супруги Фишер, у которых при обыске была обнаружена крупная сумма инвалюты и золотые монеты. В ходе следствия выяснилось, что найденная валюта была закуплена в обмен на проданное золото, которое они получали из Минска от начальника пункта разведуправления на границе с Польшей Циммера. За все время от него было получено золотых монет приблизительно на 30 тыс.рублей.

Привлеченный к следствию обвиняемый Циммер виновным себя признал, подтвердив показания супругов Фишер. Он объяснил, что золотые монеты он получал от своих секретных сотрудников " Бельского" и "Красавчика " из-за границы при официальных встречах с ними. За все время им было получено около 40 тысяч рублей золотом, в обмен на которые он передавал доллары.

О получении им золота и передачи долларов знал его помощник Осипчук - Кудрявцев, которому он за молчание и за перевозку через границу контрабанды дал около 400 рублей.

Помимо золота от других секретных сотрудников Циммер получал и другую контрабанду.

28 мая 1928 года Коллегией ОГПУ Циммер М.А. был приговорен к расстрелу, остальные проходящие по делу лица к различным срокам заключения, высылки в Сибирь и лишения права проживания в ряде областей СССР.5

В декабре 1924 года были подведены итоги работы. С 1 января по 1 октября на европейской границе было задержано контрабанды на сумму 2 987 501 рублей, на азиатской границе на 1 765 313 рублей. Общая же цифра по СССР составляла 4 752 814 рублей.

В процессе работы ЭКУ ОГПУ и ОПО ОГПУ был обнаружен новый вид контрабандной деятельности, который заключался в отправлении посылок лицами, живущими за границей, своим родственникам в СССР с целью оказания им материальной помощи.

Данные отправления приняли характер промысла, так как содержимое посылок шло в продажу.

Посылки в основном поступали из Германии, Австрии, Латвии, Литвы, Польши и Востока и реализовались по всему Союзу. Они шли через таможни, концентрировались у одного или нескольких лиц, которые организовывали продажу их содержимого, после чего деньги переводились через банк отправителю посылок, который опять повторял операцию по отправке товаров в СССР.

В связи с этим органам ОГПУ было предписано брать на учет получателей таких посылок и вести на них разработки.

Таможни при обнаружении в посылках однообразных вещей заносили получателя такой посылки на карточку особой картотеки. Органами ОГПУ письма такого получателя перлюстрировались.6

Органы госбезопасности пресекали контрабандные операции иностранцев, в том числе и со стороны сотрудников посольств иностранных государств.

В начале 1926 года в контрразведовательный отдел ОГПУ поступили сведения, что дипкурьер финской миссии Сааринен занимается контрабандой.

Агенту ОГПУ было дано задание войти в контакт с дипкурьером и вести с ним переговоры о закупке контрабандных товаров. 6 мая 1926 года он купил у фина 20 тысяч вязальных иголок, которые были проданы им 11 мая торговцу Сухаревского рынка Кацу. 17 мая было получено 10 тысяч вязальных иголок, а 18 мая еще 10 тысяч вязальных иголок и 8 штук расчетных линеек, причем, расчетные линейки принадлежали другому дипкурьеру Хельбергу.

По агентурным сообщениям от 15 мая 1927 году в финской миссии после отъезда в Финляндию атташе барона Карнелана осталось три принадлежащих ему чемодана, которые спустя некоторое время были переданы Сааринену. В двух из них находилось от 100 до 150 тысяч вязальных иголок, относительно которых последний начал изыскивать возможности для их реализации.

Сааринен с конца мая был взят под наблюдение, которое выявило его связи.

20 октября 1927 года был допрошен один из знакомых Сааринена, который показал, что им у фина были закуплены в разное время контрабандного товара на 32125 рублей.

В связи с участием Сааринена в контрабандной деятельности Сааринен был выдворен из СССР.

17 марта 1926 года было подписано "Положение об уполномонных по борьбе с контрабандой во внутренних Губернских и Окружных Отделах ГПУ", в соответствии с которым в штаты Смоленского, Тульского, Нижегородского, Саратовского, Самарского, Всетатарского, Астраханского, Иркутского, Томского Губотделов, ПП. ОГПУ по Уралу, Киевского, Житомирского, Бердичевского, Винницкого Окротделов вводилась должность уполномоченных по борьбе с контрабандой.

Уполномоченный по борьбе с контрабандой подчинялся начальнику ЭКО и включался в состав экономических подразделений. Оперативное руководство им осуществлялось СПО ОГПУ через соответствующих начальников ЭКО. Уполномоченный "для своей работы использует сеть информационного отдела, ГО Губотдела, а в случае необходимости имеет право создания с согласия начальника ЭКО и начальника СОЧ Губотделов, сеть специального осведомления".7  Уполномоченные ежемесячно представляли доклады о проделанной работе .

В связи с этим представляет интерес дело, которое вел один из уполномоченных по борьбе с контрабандой. Длительной агентурной разработкой было было установлено, что с 1926 года из Латвии в СССР неоднократно приезжает Исьемин Б.И., который по приезде в Москву занимается сбытом и отправкой из СССР в Латвию контрабанды при помощи сотрудника латвийской миссии Фреймана. Контрабанда, отправляемая из Риги, переправлялась через латвийских дипкурьеров.

Исьемин был задержан и в ходе следствия сообщил, что примерно в 1923 - 24 годах служил на латвийской границе в транзитной лавке, затем устроился на службу в " Двиколес ", а с 1925 г. является безработным. СССР первый раз посетил по поручению Розина, проживающего в Риге, в начале 1926 года с целью закупки серебра. Второй раз с этой же целью, но по поручению рижского фабриканта Гуревича он приехал в начале 1927 года, для выполнения поручений Гуревича по сбыту в Москве контрабанды, которую тот должен был ему посылать в Москву.

Для отправки контрабандного товара из Москвы в Ригу, ему было дано рекомендательное письмо к Фрейману. Во второй приезд в СССР Исьемин воспользовался документами своего брата Ешуа. По этим документам он получил визу и, приехав в Москву, проживал без прописки у граждан Окуневых, которые помогали ему сбывать полученную из Латвии контрабанду.

В ходе следствия была доказана вина Исьемина Б.И., который 26 августа 1927 года Коллегией ОГПУ был приговорен к трем годам концлагеря, остальные лица, проходящие по делу, решением Коллегии ОГПУ от 2 сентября 1927 года были лишены права проживания в ряде областей СССР.8

Органы ОГПУ в некоторых случаях шли на закупку у разрабатываемых лиц контрабандных товаров, приобретая их из средств отпускаемых на оперработу. В связи с неправильным расходыванием средств, направляемых на оперработу, ПП ОГПУ пограничных округов было указано " покупку контрабандных товаров производить лишь в исключительных случаях " на незначительные суммы с разрешения Начгуботдела в ПП ОГПУ - ПП или его заместителя. "Прибегать в целях разработок, к закупке контрабандных товаров разрешалось только в пределах Союза ССР, причем перепродажа приобретенных товаров была категорически запрещена.

Часто задержанные товары на таможнях реализовывались в последствии между сотрудниками Погранохраны и ОГПУ, хотя это и воспрещалось.

Полномочный представитель ОГПУ по Северо-Кавказскому краю и ДССР Евдокимов по этому поводу, в своей служебной записке на имя Сталина и Ягоды № 0170211 от 4 марта 1933 года узнав, что в связи с разбором таможенных дел в Белоруссии он фигурировал как покупатель на Нижегородской таможне граммофона, пластинок и еще каких-то вещей суммой на 500 руб., поспешил откреститься от этого.

Он писал: ”Считаю необходимым со всей партийной ответственностью заявить, что никогда никаких граммофонов и ничего другого я в таможнях не покупал и никому заказов на покупку не поручал. Об этой покупке узнал только сейчас. Для меня не понятно почему треплют мою фамилию и какие на это есть основания.

Настоятельно прошу провести проверку по существу моего заявления, дабы оградить меня от выпадов по моему адресу во всей этой истории”.

Материалов проверки нет, поэтому сложно судить о данном факте в отношении Евдокимова.

3 мая 1927 года Президиум ЦИК продлил на один год полномочия ОГПУ по вынесению внесудебных приговоров и административных высылок контрабандистов.

Учитывая это, руководством ОГПУ было указано, что подобные полномочия, вероятно, предоставляются в последний раз, в связи с чем предлагалось их использовать как можно шире. В течение срока действия полномочий ОГПУ необходимо было полностью очистить погранполосу и крупные промышленные и административные центры от контрабандистов. Главным образом предлагалось " решительно ударить по злостным контрабандистам, организаторам и руководителям контрабанды ".

Сразу же после этого решения, 17 мая 1927 года председателем особого валютного совещания при НКФ СССР в ЭКУ ОГПУ был направлен документ с просьбой принять надлежащие меры к гражданину Пенскому Н.К., который дает разрешение восточным купцам на перевод валюты без достаточных на то оснований.

Предварительное обследование привело к выводу, что его действия содержат либо недопустимую халатность, либо злоупотребление.

По результатам расследования было принято решение, что для проработки вопросов экономической и, в частности, валютной политики со странами Востока весной 1925 года в составе подотдела валютной политики валютного управления НКФ СССР была выделена восточная секция, руководителем которой был Пенский Н.К. С октября 1926 года он стал давать заключения по ходатайствам восточных купцов на перевод валюты.

С этого же времени Пенский стал давать незаконные положительные заключения и получать за это взятки от ряда западных купцов. С октября 1926 года по первую половину мая 1927 года Пенским было дано 68 положительных заключений на общую сумму 1029347 рублей. Из этой суммы правильных было 12 разрешений на сумму в 137391 рубль. 56 разрешений выданы в нарушение установленных правил, из них 33 разрешения получены без предоставления таможенных квитанций.

ЭКУ ОГПУ было предложено наряду с Пенским, привлечь к ответственности и восточных купцов, но учитывая ходатайства НКИД и то, что рассмотрение дела в судебном порядке компрометирует Особое Валютное Совещание - один из ответственнейших и популярных в странах востока госорган, было решено не привлекать к судебной ответственности восточных купцов, занимающихся скрытой контрабандой.

В связи с этим ЭКУ ОГПУ вышло с ходатайством перед ЦИК СССР о предоставлении Коллегии ОГПУ права вынесения приговора в отношении Пенского Н.К. во внесудебном порядке. На основании решения Коллегии ОГПУ от 10 октября 1927 года он был расстрелян.9

Очень сильно была развита контрабандная деятельность в южных районах СССР, особенно на границе с Персией, где рганы государственной безопасности удачно вели борьбу с контрабандистами.

После нескольких провалов с провозом контрабанды в СССР и оьратно, персы-контрабандисты несколько изменили методы своей работы. Вся контробанда, ввозившаяся раньше через Батум, стала проходит теперь через Вену, Варшаву и далее через западную границу СССР. Для того, чтобы удачно провести операцию, контрабандисты, что бы не обращать на себя внимания на границе одевались очень плохо.

Контрабанда, главным образом кокаин и австрийские золотые кроны, стали упаковываться в виду того, что пограничные власти обращали внимание на дно и стенки чемоданов, под деревянные планки и бордюры, скрепляющие стенки чемоданов, а кокаин в двойное дно старых кастрюль.

При обратном выезде из Персии в Константинополь, через Батум, контрабандисты в Тифлисе перестали останавливаться. На вокзал их сообщники стали приносить и передавать заготовленную заранее в городе валюту и контробанду (драгоценные камни и античные вещи).

Уже в те годы в Россию ввозили наркотики. Так, пограничники вынуждены были отслеживать выехавшего из Константинополя по транзитной визе через Варшаву и СССР в Персию контрабандиста Яхья-Ибрагима везущего партию кокаина для продажи в СССР, упаковавшего их в двойном дне чемодана.

СССР использовался и как транзитная страна для перевозки наркотиков. Так, 20-го июля 1929 года Бахтаахунов Мукараб 32-х лет, торговец из города Кашгара и Розыахунов Ошурахун, 26 лет, житель Нарынского участка, без определенных занятий закупили 8 килограмм опия, который намеривались сбыть в Китае. По дороге к границе были задержаны красноармейцем Каракольского погранучастка Лемеш, которого они, в момент обнаружения у них контрабанды, обезоружали, нанеся затем несколько ударов ножем в область головы и скрылись.

На второй день они были задеожаны с опием и на допросе сознались в совершенном ими преступлении.10

В целях маскировки следов своих частных поездок контрабандисты, стали менять свои паспорта на новые. Некоторые из них, будучи уличенными в контрабанде, меняли свои фамилии.

В начале 30-х годов иностранные специалисты, работающие в СССР, пользуясь предоставленными льготами по получению ими из-за границы почтовых посылок с предметами личного потребления стали систематически заниматься спекулятивными сделками с этими предметами.

Были выявлены случаи, когда иноспециалисты посылали за границу или вызывали оттуда родственников с целью перемещения через границу предметов широкого потребления для последующей нелегальной их распродажи.

Согласно таможенного законодательства того времени, все ввезенные из-за границы на льготных условиях вещи могли допускаться к продаже только в том случае, когда на эту продажу имелось специальное разрешение таможенных органов. В противном случае такая продажа признавалась контрабандой.

Обычно, в тех случаях, когда органы ОГПУ устанавливали признаки простой контрабанды (ст. 164 Таможенного Кодекса), проводили дознание, затем эти материалы направлялись в ближайшую таможню, которая выносила постановление о конфискации проданных или предназначенных к продаже вещей и наложении на виновных штрафа.

В случае установления признаков квалифицированной контрабанды (ст. 166 Таможенного Кодекса), на виновных заводились следственные дела (ст. 59/9 УК РСФСР), которые направлялись через ГУПО ОГПУ на рассмотрение Особого Совещания.

Учитывая, что контрабандная деятельность иностранных специалистов имела тенденцию к росту ГУПО ОГПУ 25 апреля 1931 года предложило своим местным органам усилить обслуживание иностранных специалистов, которые занимались распродажей полученных ими из-за границы на льготных условиях предметов личного потребления.

Но так как отношение к иностранцам продолжало оставаться трепетным, то предлагалось в тех случаях, когда продажа вещей носила единичный характер, привлекать к ответственности только лиц, покупающих эти вещи. Если же продажа заграничных предметов носила систематический порядок, то к ответственности можно было привлекать и покупателей и иностранных специалистов.

Необходимо отметить, что деньги на борьбу с контрабандой перечеслялись НКФ СССР и Госбнком. В 1932 году они перестали финансировать эту деятельность В этой связи начальник финотдела ОГПУ направил телеграмму местным финансовым органам ОГПУ, которая регламентировала работу со средствами выделяемыми на борьбу с контрабандой, уже из бюджета ОГПУ.

Были случаи обмана со стороны погранохраны в сторону приписок якобы задержанной контрабанды. В 1932 году была проведена проверка работы по борьбе с контрабандой в 12-м Бигосовском пограничном отряде ПП ОГПУ БССР.

В ходе проверки было установлено, что на протяжении 1931 года Бигосовский погранотряд, вместо организации действительной борьбы с контрабандной деятельностью латвийских граждан занимался скупкой через свое закордонное осведомление заграничных товаров у латвийских торговцев, стремясь таким образом искусственно повысить задержание контрабанды в отряде.

При этом Управление погранохраны полномочного представительства ОГПУ БССР, проводившее обследование состояния работы по борьбе с контрабандой в 12-м погранотряде не только не вскрыло недопустимые методы работы по борьбе с контрабандой, но и констатировало значительные достижения отряда на этом участке работы.

За, что приказом ОГПУ № 442/с от 11 мая 32 года начальнику 12-го Богосовского пограничного отряды Павлову и его помошнику Гарянину был объявлен строгий выговор, а бывший уполномоченный Нотович был арестован на 30 суток без исполнения служебных обязанностей. Начальнику УПО ПП ОГПУ БССР Чернобыльскому, проводившему проверку отряда было поставлено на вид.

В связи с этим было приказано ПП ОГПУ БССР проверить состояние работы по борьбе с контрабандой в остальных погранотрядах округа с учетом выявленных недостатков. ПП ОГПУ и Нач. УПО ПП ОГПУ округов учесть, имевшие место нарушения в работе обеспечив систематическую проверку состояния работы в области борьбы с контрабандой.

Отмечались недостатки в работе службы перлюстрации корреспонденции, в результате которых были возможны хищения и ошибочная передача адресатам международной корреспонденции с контрабандными вложениями.

Вызывает интерес спецсообщение управления НКВД ДВК от 31 января 1935 года.

Во Владивостоке были арестованы сотрудники Владивостокского Нарсуда и Горпрокуратуры: Ким Александр Васильевич, Москуела Михаил Алексадрович и др. всего 19 человек, которые систематически за взятки освобждали арестованных и преданным суду спекулянтов и контрабандистов, нелегально переходивших границу.

При обыске квартиры прокурора Кана было обнаружено спрятанных в разных местах 7.000 рублей.11

Активность контрабандистов и развитие этого вида преступления была несомненно вызвана слабо развитой экономикой страны. Видимо, поэтому, несмотря на активную борьбу с контрабандой количество задержанных при ввозе и вывозе всеми правохранительными органами страны контрабанды росло и оценивалось в 1925 года - 5 604 982 рублей, в 1926 году -6 540 235 рублей, в первое полугодие 1927 года - 3 047 615 рублей. Причем доля ОГПУ в процентном отношении к задержанной контрабанде сводилась в 1925 году- 64,1%, в 1926 году - 83 %, в первое полугодие 1927 года - 85,6 %.

Общая сумма задержанной контрабанды за октябрь-март 192930 г. составляла: по европейским границам - 2.618.106 р.; по азиатским - 2.808.808 р. Всего 5.426.914 р. За тот же период времени прошлого года общая сумма задержанной контрабанды составляла: по европейским границам -1.064.431 р.; по азиатским -2.215.148 р. Всего- 3.279.579 р.

Таким образом, задержанная контрабанды за 192930 операционный года привысила задержания контрабанды прошлого года: по европейским границам на -1.553.675 р.; по азиатским границам на -593.660 р. По границам СССР на -2.147.335 р.

Размеры задержанных валютных ценностей в 1-м полугодии 193029 операционного года увеличилось по сравнению с тем же периодом прошлого года на 1.091.344 р. или на 204, 7 %

По номенклатуре задержанные по границам Союза ССР в 1-м полугодии текущего операционного года валютные ценности распределялись следующим образом:

 

1-е полугодие

1929/30 г.

1-е полугодие

1928/29 г.

УВЕЛИЧЕНИЕ В процентах

Изделия из ценных металлов и камней

1. 063. 341 р.

207. 376 р.

413,5

Инвалюта

387. 625 р.

89. 728 р.

77,9

Золото шлиховое и в слитках

75. 290 р.

89. 679 р.

-15,7

Золотые монеты царского чекана

98. 072 р.

18. 201 р.

444,4

12

Большинство изъятой органами ОГПУ контрабанды изымалось на границе и приграничных районах. Так, во втором полугодии 1926 года погранохраной было задержано 87,7 % контрабанды, в первой половине 1927 года - 84,7 %. Процентное отношение задержанной контрабанды внутренними органами по отношению ко всей массе задержаний в СССР составило в 1925 году - 2,95 %, в 1926 году - 5,35 %, в 1927 году - 6,8 % .13

Из вышеизложенного следует, что при движении контрабандных товаров вглубь страны процент задержанных по данному виду преступлению резко падает.

После принятия постановления Президиума ЦИК СССР от 8 мая 1928 года, в котором намечались меры по усилению дальнейших репрессий в борьбе с контрабандным перемещением товаров и бандитизмом на границах СССР, 8 июля 1928 году на совещании Полномочных представителей ОГПУ было решено продолжить решительную борьбу с контрабандистами - профессионалами и выйти с предложением в Президиум ЦИК СССР о выселении семейств контpабандистов из погpаничной полосы, конфискации и распределении имущества среди местного населения.14

Принимались меры по выявлению профессиональных контрабандистов , выявлению на рынках и у кустарей заграничных товаров и путей их поступления. Выявленных контрабандистов ставили на специальный учет, это способствовало быстрейшему расследованию дел связанных с контрабандой. Усиливались обслуживание посылочной контрабанды, перлюстрация корреспонденции из пограничных районов, разрабатывались концессионные фирмы, являющиеся не только проводниками импортной контрабанды, но и занимавшиеся вывозом валюты и ценностей.

Экономические подразделения ЧК-ОГПУ разрабатывали лиц, приезжающих из-за границы, а так же скупщиков валюты, ценностей, пушнины, проводили проверку дальнейшего направления скупленного.

В местностях, где контрабанда получила очень сильное развитие обследовались частные магазины, привлекались для этого по возможности представители таможен.

Проводилось постоянное обслуживание ссыльных за контрабанду, выявлялся круг их деятельности и связи.

Усиливалось обслуживание ювелирных, часовых магазинов и мастерских, магазинов скобяных товаров, фотографов, оптических и комиссионных магазинов, портных и прочее, выявлялись источники получения ими товаров заграничного происхождения.

За рассматриваемый период Погранохрана и ЭКУ ВЧК-ОГПУ приобрели большой опыт по борьбе с контрабандой. В этих структурах были созданы специальные службы со штатами уполномоченных по контрабанде. Кроме того был создан агентурный аппарат специализировавшийся по борьбе с контрабандой. Это способствовало повышению квалификации агентов в борьбе с этим видом преступления.

В результате проделанной работы были изъяты большие ценности незаконно перемещавшиеся через границу.

В целом в сложных условиях 20-х, 30-х годов деятельность органов ВЧК-ОГПУ по борьбе с этим видом преступления можно считать положительной. Она в какой- то степени смогла пpедотвpатить pазграбление страны, хотя деньги, ценности и валюта все же "уходили" из СССР.

Была создана правовая база для борьбы с контрабандой. Особенно плодотворной эта работа была в середине 20-х годов. Необходимо также отметить на широкое использование органами ВЧК-ОГПУ внесудебных полномочий по борьбе с контрабандой.

Необходимо подчеркнуть, что внесудебные полномочия предоставленные высшими исполнительными органами страны ВЧК-ОГПУ в борьбе с контрабандой сыграли положительную роль.

 

Список источников и литература:


 

1 Центральный архив ФСБ РФ Ф66 -Оп 1Т. - Пор.132. - Л.8. 2

2 Дорошенко И.А., Соловьев А.А., Хромов С.С. Ф.Э. Дзержинский. Биография. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1983. - С.494.

3 ЦА ФСБ РФ - Ф.66. - Оп.1Т. - Поp.100. - Л.10.

4 там же - Ф.2. - Оп.2. - Пор.38. - Л.536.

5 там же - Н-4940.

6 там же - Ф.66. - Оп.1Т. - Поp.100. - Л.25.

7 там же - Ф.66. - Оп.1. - Поp.163. - Л.295-296.

8 там же. - Н-4368.

9 там же. - Н-4487.

10 там же Ф-2., оп.8,. л.134

11 АП РФ - Ф.3. - Оп.58. - Д.69 л.98, 102

12 ЦА ФСБ РФ Ф-2., оп.8,. л.105-107

13 там же. - Ф.66. - Оп.1Т. - Поp.100. - Л.94-95.

14 там же - Ф.2. - Оп.5. - Поp.822. - Л.1-8. 5

22.05.08 / Просмотров: 7656 / ]]>Печать]]>
 Опубликовать страницу в социальных сетях

В браузере Mozilla Firefox это не работает

Форма поиска

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ НА ЛУБЯНКЕ-2022

 Новости
 Об авторе
Олег Борисович Мозохин – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН. 

Автор 30 монографий, 200 статей по истории отечественных спецслужб советского периода и составитель более 40 томов сборников документов.

На сайте elibrary.ru
AuthorID: 970223

 От автора

История деятельности органов государственной безопасности и правоохранительных органов всегда вызывала интерес. 

Как раньше, так и в настоящее время исследователей в большей степени привлекают публикации на основе документальных материалов, так как их изучение — это прямой путь к истине. 

Цель открытия настоящего сайта — на основе документальных материалов государственных и ведомственных архивов России объективно отразить эту деятельность.

Олег Мозохин


 Исторический форум
Войти в форум
 
Регистрация
 
Процедура регистрации абсолютна проста: достаточно ввести имя пользователя, пароль, электронный адрес и пройти процедуру активации. На Ваш E-mail будет выслано сообщение с сылкой на активацию. Приятного общения!
© 2024 Мозохин Олег Борисович. Все материалы принадлежат их владельцам и/или авторам.