Цель открытия настоящего сайта — на основе документальных материалов Архива Президента РФ Государственного Архива Российской Федерации, Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории, Центрального архива ФСБ России и его филиалов объективно показать деятельность органов безопасности. - О.Б. Мозохин О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека
ГлавнаяНовостиСтатьиКнигиФотоархивМозохин.RUФорумыИсторические чтения на Лубянке


Часть 11

Поскольку у меня сложилось впечатление, что вчера Браухич не понял меня и что, несмотря на все, в высших инстанциях все еще иарит переоцен­ка моих сил

Из военного дневника командующего группой армий «Центр» генерал-фельдмаршала Федора фон Бока'

1 декабря1941 г.

Поскольку у меня сложилось впечатление, что вчера Браухич не понял меня и что, несмотря на все, в высших инстанциях все еще иарит переоцен­ка моих сил, я направил главному командованию сухопутных войск ниже­следующую телеграмму.

«На неоднократно посылавшиеся главному командованию сухопут­ных войск запросы и донесения группы армий с указанием на угрожаю­щее состояние войск был получен ответ: наступление следует продолжать даже при наличии опасности, что войска полностью сгорят. Однако веду­щееся сейчас наступление с использованием всех тактических возможно­стей осуществляется в общем и целом фронтально. Для более крупных ма­невров с целью охвата противника, как уже докладывалось, сил нет, а те­перь нет и возможности в большом объеме перебрасывать войска. Насту­пление приведет к дальнейшей кровавой борьбе за ограниченный выиг­рыш территории, а также к разгрому частей противника, но оперативное воздействие оно вряд ли окажет.

1 Бок Федор (1880-1945) — генерал-фельдмаршал (1940). С июня 1941 г. командовал груп­пой армии Центр», в январе-июле 1942 i    последовательно группой армий «Юг» и «А»


Представление, будто противник перед фронтом группы армий был «разгромлен», как показывают бои за последние 14 дней, - галлюцинация. Остановка у ворот Москвы, где сходится система железнодорожных и шос­сейных путей почти всей Восточной России, равнозначна тяжелым оборо­нительным боям с численно намного превосходящим врагом. Силы группы армий уже не могут противостоять ему даже ограниченное время. И если бы даже невероятное стало возможным, а именно поначалу захват еще какой-то территории, то для того, чтобы окружить Москву и отрезать ее от юго-вос­тока, востока и северо-востока, сил даже приблизительно не хватило бы. Та­ким образом, наступление представляется не имеющим ни цели, ни смысла, поскольку очень близко придвинулся тот момент, когда силы группы будут исчерпаны полностью. Что должно произойти тогда, надо решать сейчас. В настоящее время группа армий действует на фронте протяженностью свыше 1000 км, имея в резерве всего несколько слабых дивизий. В этой группиров­ке она при большой убыли старшего офицерского состава и при сократив­шейся численности активных штыков уже не в состоянии противостоять планомерно ведушемуся наступлению противника. Учитывая неспособ­ность железных дорог обеспечить потребности группы армий, нет также ни­какой возможности подготовить растянутый фронт для оборонительной борьбы или даже просто обеспечить эту борьбу.

Намерения командования мне не известны. Но если группа армий долж­на выдержать зиму, будучи готовой к обороне, то это в общем и целом при ее сегодняшней группировке возможно только при подброске таких мощных резервов, чтобы можно было ликвидировать вклинения противника, а так­же временно вывести с линии фронта в тыл на отдых и пополнение исчер­павшие свои силы дивизии. Для этого требуется 12 дивизий. Не знаю, име­ются ли они в наличии и могут ли они быть подброшены в обозримый пери­од времени. Другое неотъемлемое условие — упорядоченность и надежность прибытия железнодорожных составов, а тем самым возможность регулярно­го снабжения войск и создания запасов. Если оба этих требования не могут быть выполнены, следует без всякого промедления определить небольшую, пригодную для обороны позицию для Восточной армии и предназначенны­ми для того частями оборудовать ее для расположения, снабжения и оборо­ны таким образом, чтобы ее можно было занять по приказу в кратчайший срок. [...]»

Печатается по: Вторая мировая воина: Два взгляда. л/., 1995, с. 167-168.

 

 

№ 125

 

Справка реферата IV Е5 4-го отдела РСХА (гестапо) об организации и деятельности советской разведки*

3 декабря 1941 г.

 

Советская разведка

1. Организация русской разведслужбы

* Примечания см. в конце документа.


Царизм в России был свергнут в марте 1917 г. правительством Керенского2. Россия стала республикой. 7 ноября 1917 г. разразилась большевистская рево­люция и с ней опустошительная гражданская война'. Большевистской вла­стью в целях борьбы с врагами нового большевистского курса была создана Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и слу­жебными преступлениями (ЧК), а после распространения большевизма на всю Россию — Всероссийская чрезвычайная комиссия, сокращенно ВЧК4. Оба учреждения снискали себе печальную славу под названием ЧК. Характер этого учреждения был исключительно террористическим. Следствие и выне­сение приговора сосредоточились в одних руках. Сотрудниками ЧК и ВЧК были грабители, бежавшие заключенные, сутенеры и подобные им элементы.

В 1922 г. внутренне окрепшая тем временем советская республика сде­лала попытку вступить в экономические отношения с другими странами. Однако эта попытка натолкнулась на трудности из-за существовавших тер­рористических организаций.

ВЧК была поэтому для виду распущена распоряжением от 6 февраля 1922 г.5 Одновременно народному комиссару внутренних дел были переда­ны функции по подавлению контрреволюции, бандитизма, защитные ме­ры против шпионажа и т.д. Тем же распоряжением народному комиссару внутренних дел было поручено исполнение «особых заданий» для «Сове­та Народных Комиссаров» и «Всероссийского Центрального Исполни­тельного Комитета». Проведение этих порученных Народному комисса­риату внутренних дел заданий было возложено на новое учреждение — Го­сударственное политическое управление (ГПУ). В отдельных автономных советских республиках были созданы подотделы ГПУ. ГПУ получило так­же собственные войска. Внешне полномочия этого нового учреждения по сравнению с ВЧК были чрезвычайно урезаны. Также была ликвидирована собственная юрисдикция. В компетенцию ГПУ вошло только проведение общих полицейских мер

Правда, эти предписания содержались лишь в распоряжении, которое было предназначено в целях маскировки действительной деятельности ГПУ специально для заграницы. Все указания, ограничивавшие власть ГПУ, практически отменялись «особыми заданиями». ГПУ могло в случае «особого задания» также самостоятельно вынести смертный приговор и ничем, таким образом, не уступало в действительности ВЧК. В 1923 г. ГПУ стало государственным учреждением и получило название Объединенное государственное политическое управление, сокращенно — ОГПУ. Соглас­но распоряжению от 6 июня 1923 г.6ОГПУ вошло в непосредственное подчинение Совету Народных Комиссаров. В противоположность ВЧК и ГПУ, которые не имели над собой органа надзора, деятельность ОГПУ контролировалась Верховным судом Советского Союза.

ОГПУ подразделялось на несколько отделов: 1) секретный оператив­ный отдел; 2) отдел разведки и контрразведки; 3) информационный отдел.

Особый отдел обязан был осуществлять проверку армии и военного флота на политическую благонадежность, а также вести борьбу с банди­тизмом. Все отделы снабжались информационным отделом материалами для своей сферы деятельности.

Советская разведслужба делится на две большие группы:

1) военная разведслужба; 2) политическая разведслужба.

1. Военная разведслужба

Центральным органом советской разведслужбы является IV отдел в Во­енном комиссариате. Он теснейшим образом взаимодействуете IVотделами 18 военных округов.

18 военных округов — это Архангельск, Балтийский военный округ, Харьков, Калинин, Киев, Ленинград, Средняя Азия, Москва, Северный Кавказ, Одесса, Орел, Сибирь, Забайкальский военный округ, Закавказ­ский военный округ, Урал, Белоруссия, Волга. Сюда же относятся штабы Балтийского, Североморского и Черноморского флотов7. Из недавно при­соединенных бывших польских областей в Минске был образован «Запад­ный Особый военный округ». О взаимодействии этих служб8 с подчинен­ными им в свою очередь службами сведений до сих пор не имеется. Пред­полагается, что IV отделы военных округов взаимодействуют с отделами погранохраны1' и НКГБ"1. Из отчета русской разведслужбы о положении в стране за 1940 г. видно, что при каждом военном округе имеется разведот­дел. Дальнейшее подразделение военной разведслужбы пока еще досто­верно не установлено. IV отделам при военных округах подчиняются предположительно «разведпункты» — разведывательные посты, через ко­торые агенты перебрасываются через границу за кордон. Однако практи­чески они до сих пор себя не обнаруживали.

Хотя погранохрана подчинена Народному комиссариату внутренних дел — здесь опять (фигурирует) Народный комиссариат внутренних дел, — ее следует оценивать под углом зрения военной разведки, так как она тес­но связана с последней.

Погранохрана является подобно бывшей польской пограничной охра­не организацией охраны границ, значение которой раскрыто в ее назва­нии. Как благодаря показаниям пограничников-дезертиров, так и благо­даря практическому опыту доказано, что она является главной организа­цией советской разведслужбы на границе. Почти все установленные слу­чаи шпионажа имели своим исходным пунктом погранохрану.

Между прочим документы, захваченные в различных службах погран­охраны, подтверждают эту точку зрения.

Установленные подразделения погранохраны — это: а) пограничные округа; Ь) погранотделы; с) погранкомендатуры; d) пограничные посты.

Вся граница СССР разделена на пограничные округа, которым подчи­няются многочисленные погранотделы. Район погранокруга совпадает с районом военного округа. В каждом военном округе имеется, таким обра­зом, несколько погранотделов, для которых централизующим органом яв­ляется «секретный оперативный отдел», или «секретная оперативная часть», сокращенно — СОЧ. Так как эти части взаимодействуют с полити­ческой разведслужбой, их можно рассматривать как центральные органы всей советской разведслужбы.

СОЧ подразделена на три группы:

1) разведотдел; 2) служба политической разведки; 3) контрразведка. Сотрудники разведотдела размешены по отдельным погранкоменда-турам.

Примечание. По показаниям дезертировавшего офицера погранохра­ны, СОЧ была распущена в 1937 г. Ее деятельность приняло на себя 5-е от­деление погранотрядов.

В отношении организации штаба погранотряда известно, что он состо­ит из штаба отряда и пяти отделений.

Сферы деятельности отделений: отделение 1 — разведка, служба насту­пательной разведки; отделение 2 — боевая подготовка; отделение 3 — пар­тийная политика; отделение 4 — кадры; отделение 5 — контрразведка.

Каждому погранотделению подчиняются от 3 до 4 погранкомендатур. Как погранотделения, так и погранкомендатуры имеют цифровое обозна­чение.

Погранкомендатурам подчинены погранпосты. Каждой погранкомен-датуре подчинено от 4 до 5 погранпостов. В последнее время перед нача­лом войны число погранпостов на германской границе было увеличено до 9-15. Погранпосты являются наименьшей единицей советской погранох­раны. Различают погранпосты 1-й и 2-й категории. Различие заключается в численности и вооруженности.

Погранпосты 1-й категории состоят в среднем из 60 человек и воору­жены пулеметами. Погранпосты 2-й категории имеют среднюю числен­ность до 30 человек. Они не имеют тяжелого оружия.

Форма погранохраны состоит зимой из зеленовато-коричневой шине­ли, темно-синих брюк-галифе, оливковой гимнастерки и зеленой фураж­ки с голубым околышем. На воротнике гимнастерки имеются зеленые петлицы: у рядовых — с красным кантом, у офицеров — с золотисто-жел­тым. Летом вместо синих суконных брюк носят тиковые брюки одного цвета с гимнастеркой. Форменным головным убором является шлем.

2. Политическая разведслужба

Политическую разведку осуществляет Народный комиссариат внутрен­них дел, сокращенно — НКВД. Он был образован 10 августа 1934 г. " путем преобразования ОГПУ. Его создание явилось дальнейшим шагом на пути централизации советских учреждений, так как отныне народные комисса­риаты внутренних дел, существовавшие в отделениях союзных республик, были сильно урезаны в своих правах.

В сферу деятельности НКВД входит: обеспечение революционного по­рядка и безопасности государства в целом; охрана народной собственности; ведение актов гражданского состояния; обеспечение безопасности государ­ственных границ.

В состав Народного комиссариата внутренних дел входят следующие главные управления: Главное управление госбезопасности — ГУГБ; Главное управление погранохраны и внутренней безопасности; Главное управление Рабоче-Крестьянской милиции; Главное управление пожарной охраны; Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселе­ний; Главное управление шоссейных дорог; Административно-хозяйствен­ное управление; Главное управление актов гражданского состояния12.

Народному комиссариату внутренних дел СССР подчинены народные комиссариаты внутренних дел отдельных союзных республик. Исполни­тельными органами народных комиссариатов являлись окружные, район­ные и участковые службы НКВД. Подразделения НКВД простирались до самых маленьких деревень. На основе организации этого аппарата следует заключить, что речь идет о полностью закрытой организации — о государст­ве в государстве. Этот гигантский аппарат надзора создал и внутри себя са­мого аппарат надзора и контроля, каковым являлся, как установлено, «осо­бый отдел»11. Особый отдел имел задачу осуществлять надзор за агентами и НКВД. Сотрудниками НКВД являлись подготовленные, отобранные люди. На сравнительно высоком уровне стоял офицерский корпус. После вступле­ния германских войск можно было установить, что квартиры этих лиц явля­ют собой непривычное для советских условий благосостояние. Офицерские ранги соответствовали принятым в армии. Этим собственным органам НКВД была подчинена огромная сеть агентов, осведомителей, членов тер­рористических организаций. Вне надзора и слежки не оставался практиче­ски ни один гражданин СССР. Шпионы были настолько многочисленны, что в конце концов ни один человек больше не доверял другому, о чем сви­детельствуют обнаруженные документы, содержащие шпионские донесения о начальниках.

Задачи НКВД распространялись на интенсивный надзор и охрану всех сфер общественной жизни, на борьбу с неприятельскими устремлениями, на беспощадное подавление всякого возмущения или сопротивления и на­конец также на подготовку и проведение террористических и диверсионных актов у противника в случае войны. Главной целью НКВД являлась ликви­дация всех лиц, за которыми было замечено, что они не являются безогово­рочными сторонниками СССР, или которые в этом подозревались. Поэтому составлялись списки с именами таких лиц, которые при случае либо ссыла­лись в Сибирь, либо подвергались судебному процессу, после которого ред­ко кто оставался в живых. Подготовка заброски парашютистов для осущест­вления террора и диверсий в тылу противника также находилась в руках НКВД. Задачей НКВД являлась также организация агентурной сети путем оставления надежных лиц на территории, оккупированной противником.

Первое главное управление — Главное управление госбезопасности (ГУГБ — НКВД) состояло до разделения из [семи] отделов: экономический отдел — ЭКО, транспортный отдел — ТО, секретный политический отдел — СПО, контрразведывательный отдел — КРО; особый отдел — 00; иностран­ный отдел — И НО; отдел промышленности и промыслов — ПРОМ14.

Сотрудники управления госбезопасности носили форму землистого цве­та с темно-красными петлицами на воротнике. На рукавах мундиров (ниж­няя часть рукава) у них был овальный, вышитый золотом знак, изображав­ший на красном фоне меч с обвивающей его змеей.

Сотрудники УГБ имели право носить также гражданскую одежду. Сот­рудники особого отдела были разделены по различным воинским частям и носили форму той воинской части, которой были приданы. В качестве осо­бого знака различия на рукавах мундира они носили красную советскую звезду и ничем таким образом не отличались от находившихся при воинских частях политических руководителей — политруков. Имеется предположе­ние, что они занимались также активным шпионажем.

Решением Верховного Совета СССР Народный комиссариат внутренних дел 3 февраля 1941 г. 15 был разделен на два народных комиссариата:

1)  Народный комиссариат внутренних дел — НКВД;

2)  Народный комиссариат госбезопасности — НКГБ.

Наркомом внутренних дел был назначен Берия. Он носит титул Гене­ральный комиссар госбезопасности. Народный комиссариат госбезопасно­сти возглавляет Меркулов. По-видимому, разделение не было завершено к началу войны.

УГБ было после разделения полностью передано в НКГБ.

НКВД состоит с момента разделения из следующих главных управлений:

1. Главное управление погранвойск:

а) оперативный отдел;

б) административный отдел.

2.   Главное управление войск охраны железных дорог и промышленных
объектов.

3.  Главное управление конвойных войск.

4.  Главное управление оперативных войск.

5.  Главное управление обеспечения войск.

6.  Главное управление строительства военных объектов.

7.  Главное управление пожарной охраны.

8.  Главное управление лагерей.

9.  Главное управление милиции.

 

10. Главное управление охраны лесов.

11. Главное управление строительства аэродромов.

12. Главное управление строительства промышленных объектов.

13. Главное управление строительства лагерей по добыче золота.

14. Главное управление строительства железных дорог.

15. Главное управление снабжения электроэнергией.

16. Главное управление гражданского строительства.

17. Главное управление картографии.

18. Главное управление шоссейных дорог

Благодаря тесному взаимодействию военной разведки с политической советская разведслужба имеет возможность получать сообщения из всех концов света, где в ее распоряжении находятся в большом количестве ее по­литические единомышленники — коммунисты.

II. Зарубежная разведывательная служба СССР Эта служба заслуживает особого внимания.

Иностранный отдел — ИНО — бывшего УГБ и нынешнего НКГБ внеш­не имеет задачу осуществлять надзор за проживавшими в СССР иностран­цами.

Этим, однако, деятельность ИНО не исчерпывается. Его влияние про­стирается на всю Европу, почти на весь земной шар. За рубежом его задача — надзор за сотрудниками дипломатических и торговых представительств. Совместно с Коминтерном и военной разведкой он проводит активный шпионаж. Тесное сотрудничество с Коминтерном объясняет, что советская разведслужба сравнительно легко добивается успехов. Она опирается не на отдельных агентов, в ее распоряжении большое количество коммунистов, которые частично по идеалистическим соображениям, частично из убежде­ния, что таким образом можно причинить ущерб капиталистическим стра­нам, поставляют (советской разведке) сведения со всех предприятий имею­щих важное хозяйственное и военное значение.

 

Торговые представительства

 

Как неоднократно было установлено, советские торговые представи­тельства, как и дипломатические представительства, втянуты в разведслуж­бу. Деятельность торговых представительств лежит16, главным образом, в об­ласти экономического шпионажа. На основе ранее заключенных торговых договоров сотрудники торговых представительств имели возможность посе­щать предприятия и наблюдать за ходом производства предназначенных для них машин и товаров. При этом не всегда удавалось предотвратить ознако­мление русских с процессом, который следовало держать в секрете из эконо­мических соображений.

Письменный материал, захваченный после начала германско-русской войны в здешних торговых представительствах, дал многочисленные дока­зательства того, что торговые представительства занимались, главным обра­зом, шпионажем.

 

Дипломатические представительства

В то время как экономический шпионаж исходил из торговых предста­вительств, нити военного шпионажа находятся в'руках дипломатических представительств. Налицо достаточное количество обстоятельств, на осно­вании которых может быть подтвержден такого рода характер деятельности советских дипломатических представительств. Здесь русские, опираясь на пример поляков, создали действенные шпионские центры. Польская шпи­онская служба создавалась в резиденциях консульств, которые в силу своего положения казались в этих целях наиболее пригодными, так называемые пункты сбора донесений, которые действовали под различными условными названиями. Так, в Берлине такой пункт назывался «Бомбей», в Штеттине -«Бомбей-Порт», в Эссене — «Мюллер», позднее «Мадрас», в Мюнхене — «Хакодате» и т.д.

Из захваченных документов советского консульства в Петсамо видно, что весь персонал консульства занимался разведдеятельностью. Руководите­лем этого разведучреждения был уполномоченный торгового представи­тельства. Задания и указания касаются, главным образом, военной разведки. Руководитель консульства также занимался разведкой, хотя и обособленно от аппарата, организованного уполномоченным торгового представительст­ва. Отсюда вытекает факт, что советское консульство в Петсамо, подобно бывшим польским дипломатическим представительствам в Германии, явля­лось пунктом сбора донесений советской разведслужбы для определенного района в Финляндии.

Аналогично обстоит дело с советским посольством в Берлине (дела по обвинению в шпионаже в Берлине: Пакулат, Дальхад). Также совет­ское дипломатическое представительство в Праге, возглавляемое Махо­вым, и советское консульство в Кенигсберге занимались разведдеятель­ностью.

Интурист

 

Далее в качестве учреждений советской разведслужбы по сбору развед­данных (Sammelstellen) можно рассматривать советские бюро путешествий «Интурист», организованные в Германии (Берлин, Данциг). Берлинское бю­ро возглавляет Хаханов.

III. Методы работы

Вследствие политической обстановки советская разведслужба, как ни одна другая разведслужба, получила возможность использовать в своих це­лях чужие народы. Она в полной мере пользуется этой возможностью и ра­ботает, имея под рукой значительный резерв агентов.

I. Источники информации

Альфа и омега всякой разведслужбы — это ее источники информации. Различают: а) пассивные источники информации; б) активные источники информации17.

Пассивные источники — это такие, наличие которых не зависит от ини­циативы данной разведслужбы, но которые могут быть целесообразно ис­пользованы.

Активные источники — это такие, которые разведслужба обязана сама добыть для себя и которых в противоположность первым еще нет в наличии.

а)   К пассивным источникам следует отнести прежде всего полученные
высказывания лиц, проезжающих через границу, и сообщения, сделанные
перебежчиками и дезертирами. Далее это показания задержанных агентов,
оценка прессы наблюдаемой территории и, наконец, также использование в
разведцелях внешнеторговых фирм.

б)   Активными источниками следует считать в первую очередь агентов в
различных формах проявления, как, например: оседлые агенты (резиденты),
случайные агенты и т.д.

В отношении России с момента краха польского государства имеют мес­то ряд существенных изменений, возникших, во-первых, потому, что с обра­зованием германо-советской границы произошло прямое соприкосновение с русскими разведорганами, которого до сих пор не было, и, во-вторых, по­тому, что со вступлением Балтийских государств в Союз Советских Социа­листических Республик эти государства в противоположность бывшим сле­дует рассматривать как платформу для разведдеятельности СССР против Германии.

Источники информации советской разведслужбы носят различный ха­рактер, что обусловлено проводимой СССР политикой герметической изо­ляции. Важнейшими установленными источниками являются: I) русские возвращенцы; 2) переселенцы; 3) нелегальные радиопередатчики; 4) желез­нодорожное транзитное сообщение.

 

1. Русские возвращенцы

Среди так называемых русских возвращенцев советская разведслужба широко проводила ловлю агентов. Что касается русских возвращенцев, то здесь речь идет о таких людях, которые в период системы18— будь это вслед­ствие безработицы или из чувства симпатии — выехали в Советскую Россию, и о специалистах, которые на основе договоров с согласия германского пра­вительства были направлены на работу в СССР. Эти люди возвращались в Германию либо по окончании срока действия договора, либо, осознав, что

Советский Союз отнюдь не является раем. Выяснилось, что почти все эти возвращенцы были завербованы или дали обязательства работать на совет­скую разведку. Остается неизвестным сколько из них сообщило германским учреждениям о том, что они завербованы или дали обязательство работать на советскую разведку. Во всяком случае, советская разведслужба обеспечи­ла себе в лице части такой категории хороший источник информации, тем более что возвратившиеся (в Германию) специалисты опять получили здесь работу на военных предприятиях (см. Енек).

 

2. Переселенцы

Аналогично обстоит дело с переселенцами. Это лица, которые на основе договоров были выселены из СССР и поселены в Германии.

Русские тотчас использовали акцию переселения для того, чтобы навер­бовать среди переселенцев агентов, которые попали в Германию с потоком лиц, возвращающихся на родину. В ходе акции переселения стали известны многочисленные случаи, когда с переселенцев советской разведслужбой брались обязательства работать на разведку. Если даже предположить, что многие из фольксдойче, давшие такие обязательства НКВД, с готовностью сообщали германским учреждениям о своих обязательствах, то, например в отношении приблизительно 15 ООО переселенцев эстонской и латвийской национальностей'9 имеется обоснованное подозрение, что среди них нахо­дится большое количество агентов, которые сознательно готовы работать в советских интересах. В частности, случай в отделении гестапо в Липман-штадте (лагерь переселенцев) является тому доказательством.

 

3. Нелегальные радиопередатчики

Особое внимание советская разведслужба обращает на связь посредст­вом коротковолновых передатчиков. Наблюдения говорят о том, что рус­ские стремятся с помощью посредников снимать квартиры в различных городах Германии. Если вначале цель не была ясно установлена, сегодня уже можно сказать, что эти квартиры предназначались для размещения передающих и приемных устройств. Уже в 1937 г. имелись указания на то, что агенты, работавшие в Германии по заданию СССР, получали инфор­мацию через коротковолновые передатчики. После установления грани­цы между Германией и Советским Союзом удалось захватить несколько таких аппаратов. Речь идет о не привлекающих внимание ящичках дли­ной около 35 см, высотой 10 см и шириной 15 см. Некоторые из них были американского производства. В этой связи интерес представляют показа­ния одного радиста советской погранохраны в Таурогене2". По его сообще­нию, находившаяся там служба осуществляла не только связь между учре­ждениями, но, главным образом, связь с агентами в Германии, контакт с которыми был возможен только посредством коротковолновых передат­чиков. Радиостанция в Таурогене до 22 июня 1941 г. осуществляла связь с агентурными радиостанциями в Тильзите (Рагнице), Хайдекруге, Меме­ле21 и Берлине. Как доказательство разведцеятельности радиостанции в Таурогене следует рассматривать тот факт, что обозначение «агентурная радиостанция» нашло применение в служебной сфере. Какое значение придавала радио советская разведслужба, видно из того, что упомянутый радист должен был наладить 120 американских миниатюрных радиоуст­ройств, которые являются наиболее подходящими для связи с агентами22.

Советская разведслужба пытается также теперь, после начавшихся бое­вых действий, забрасывать на территорию рейха радиопередающие и радио­приемные устройства. При этом она использует парашютистов, прошедших краткую подготовку, которые сбрасываются группами с радиоприборами. В каждой группе есть квалифицированный радист. Радисты постоянно полу­чают указание спускаться на территорию протектората или генерал-губерна­торства. Видимо, советская разведслужба исходит при этом из предпосылки, что заброшенные парашютисты найдут здесь достаточную поддержку со стороны чешского и польского движения Сопротивления. Также заслужива­ет внимания маскировка радиоприборов. Так, например, был захвачен сек­ретный радиопередатчик, помещенный в канистру для масла. Он состоял из радиопередающего и радиоприемного устройства. Одна треть канистры бы­ла заполнена тавотом (Karbobineum). Это наполнение создавало видимость, как будто вся канистра была заполнена им. Только сняв первую треть, уда­лось добраться до аппарата.

4. Железнодорожное транзитное сообщение

Далее информационным источником советской разведслужбы явля­лось железнодорожное транспортное сообщение. Разведывательные воз­можности, предоставляемые сообщением между пограничной областью и заграницей, ограничены вследствие герметической изоляции СССР. Так­же обстоит дело с гражданским пассажирским железнодорожным сооб­щением. Зато есть доказательства того, что советская разведка привлекла к своей службе советских служащих, занятых в области железнодорожно­го сообщения (транзитное сообщение). Так, из документального материа­ла, обнаруженного в Брест-Литовске, явствует, что все, как один, служа­щие русского железнодорожного персонала, который нес службу на уча­стке между станциями Брест-Литовск (с русской стороны) и Тирасполь (с немецкой стороны), принадлежал к русской разведслужбе. Каждый из этих железнодорожных служащих имел своих агентов в генерал-губерна­торстве, между прочим, среди польских железнодорожников, работавших на вокзале в Тирасполе.

В качестве дальнейшей шпионской возможности русские использовали деятельность комиссий по делимитации границ, которые работали на гер­манской территории (полковник Жданов давал, как руководитель одной из таких комиссий, шпионские задания).

IV. Русская разведслужба в настоящей войне

Для нынешней деятельности советской разведслужбы характернт следу­ющие признаки: а) массовое введение агентов; б) усиленное использование женщин, юношей и подростков; в) единообразие в заброске агентов, а также в методах проведения разведдеятельности.

Накопленный к настоящему времени опыт дал возможность узнать, что массовый ввод агентов, практиковавшийся русскими еще во время мировой войны 1914-1918 гг., находит также применение и в этой войне. Так, например, установлено, что только в один день на одном из советских пунктов сбора разведдонесений было собрано 30 молодых ребят, которые, получив разведзадания, должны были перейти германские линии. В пери­од с конца сентября до конца октября 1941 г. только силами одной айн­затцгруппы было установлено 116 мужчин и женщин, которые были вве­дены в дело советской стороной в качестве агентов.

В руки айнзатцгрупп попало сравнительно мало агентов, достигших зрелого возраста. Преимущественно речь идет о молодых ребятах в воз­расте от 14 до 20 лет, а также о женщинах различных возрастов. Можно с уверенностью предположить, что засылка лиц юношеского возраста с агентурными заданиями обусловлена не тем, что взрослые мужчины нахо­дятся в Красной Армии или заняты на важнейших оборонных работах, а тем фактом, что подростки считаются лицами, наиболее подходящими для того, чтобы без особых трудностей переходить германские линии и незаметно выполнять разведзадания. Решающим фактором для русских при засылке агентов юношеского возраста, а также женщин-агентов явля­ется, должно быть, спекуляция на образе мыслей германских солдат. Дан­ные агентам инструкции поведения говорят о том, что русские предпола­гают, что германские офицеры и солдаты не подумают об опасности, ко­торая может исходить со стороны несовершеннолетних и женщин. Так, например, некоторым несовершеннолетним поручалось останавливаться у полевых кухонь германских солдат и жаловаться на голод. Ведь боль­шинство германских солдат тоже имеют дома детей, не смогут же они спо­койно смотреть на лишения в Советском Союзе. Аналогичные инструк­ции поведения получали женщины-агенты, которые должны были сооб­щать, что они живуг на оккупированной Германией территории. Описы­вая свое бегство и разлуку с детьми, они должны были пробуждать сочув­ствие у германских солдат. Подростки и женщин-агенты показали себя чрезвычайно ловкими. В большинстве случаев им не только удавалось пе­рейти германские линии, но и ввести германские учреждения своей моло­достью в заблуждение относительно характера своих заданий.

Исходя из формы розданных заданий и инструкций поведения, следу­ет сделать заключение о едином руководстве советскими агентами. Путем тщательного допроса агентов были установлены многочисленные центры на советской стороне, которые планомерно проводили подбор, вербовку, обучение агентов и заброску их с разведзаданиями через германские ли­нии. Эти центры связаны между собой и практически относятся к терри­ториальным управлениям НКВД.

Заброска парашютистов также говорит о единообразии в засылке и в методах работы. Задержанные парашютисты согласно заявляют, что они были отобраны и подготовлены НКВД и прошли только краткую пара­шютную подготовку на военных аэродромах. Также единообразно осуще­ствляется составление группы парашютистов и ее оснащение радио и взрывными устройствами. Данные этим группам задания — повреждение германских коммуникаций, поддержка движения Сопротивления в гене­рал-губернаторстве и в протекторате — также говорят о едином управле­нии.

ЦА ФСБ России, перевод с немецкого

Перед нападением на СССР немецко-фашистское руководство значительно активизи­ровало деятельность своей разведки. Разведывательным службам наряду со сбором сведе­ний о военно-экономическом потенциале СССР, данных о Красной Армии, ВМФ, их лич­ном составе, вооружении и тл. вменялось в обязанность добывать данные об организации и деятельности советской разведки и контрразведки. Как видно из публикуемого докумен­та, немецкой разведке не удалось собрать точных и всеобъемлющих данных об организа­ции и деятельности советской разведки, хотя кое-какими сведениями об этом они все-та­ки располагали.

К концу 1941 г. по указанию Гитлера немецкая контрразведка предприняла ряд мер по усилению борьбы с агентурой органов НКВД-НКГБ, действовавшей в Германии и оккупи­рованных ею странах.

0    том, как относился Гитлер к деятельности советской разведки, рассказал в своей книге «Лабиринт. Мемуары гитлеровского разведчика» бывший начальник VI управления РСХА бригадефюрер СС Вальтер Шелленберг: «Он считал, что советская секретная служ­ба более тщательно организована и. вероятно, действует гораздо более успешно по сравне­нию с английской или любой иной секретной службой. В данном случае интуиция подска­зала ему правильный вывод».

Гитлер требовал регулярно представлять ему информацию о том, как борется немецкая контрразведка с агентурой органов НКВД-НКГБ (см.: Шелленберг В.: Лабиринт. Мемуа­ры гитлеровского разведчика. М., 1991, с. 270).

Примечания

1   Реферат IV Е5 вел контрразведывательную работу против СССР и Польши. До вой­ны разрабатывал сотрудников советского полпредства и торгпредства в Берлине и кон­сульств на территории Германии. Начальником реферата являлся гауптштурмфюрер СС X. Гейслер, а с 1942 г. - штурмбанфюрер СС Кубицкий.

2   Керенский Ачександр Федорович (1881-1970) - русский политический деятель. Ад­вокат. Лидер фракции трудовиков в 4-й Государственной думе. С марта 1917 г. — эсер. В марте — мае 1917 г. — министр юстиции Временного правительства, в мае — сентябре

1917   г. - военный и морской министр, а с 8 (21) июля одновременно - министр-председа-
тель (премьер), с 30 августа (12 сентября) — верховный главнокомандующий. После Ок-
тябрьской революции 1917 г. — организатор антисоветского мятежа, после ликвидации ко-
торого бежал на Дон. В 1918 г. эмигрировал во Францию, активно боролся против Совет-
ского государства. Один из организаторов так называемой «Лиги борьбы за народную сво-
боду». С 1940 г. жил в США.

3   «Историки» из гестапо не удосужились даже ознакомиться с очевидными историче­скими событиями. Февральская буржуазно-демократическая революция, свершившаяся 23-27 февраля (8-12 марта) 1917 г., свергла царизм, а не «правительство Керенского». Вре­менное правительство (во главе с князем Г.Е. Львовым) было создано после свержения ца­ризма, а не наоборот, а А.Ф. Керенский возглавил Временное правительство лишь 8 (21) июля 1917 г. Гражданская война и иностранная военная интервенция в России начались в

1918   г. а не в 1917 г., как утверждают гестаповские «исследователи». И в дальнейших теоре-
тических изысканиях гестаповцы проявляют потрясающее историческое невежество.

4   7 (20) декабря 1917 г. Совет Народных Комиссаров принял решение о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Председатель ВЧК был назначен Ф.Э. Дзержинский. Образование ВЧК было обусловлено необходимостью защиты социалистической революции от покуше­ний на нее со стороны внутренних и внешних врагов. 15 (28) декабря 1917 г. ВЧК опуб­ликовала обращение к местным Советам с обоснованием необходимости организации на местах чрезвычайных комиссий для борьбы с контрреволюцией. Однако вначале ЧК создавались не везде. Органы ВЧК в центре и на местах комплектовались в основном партийными и советскими работниками, а также рабочими, солдатами и матросами. Ру­ководителями назначались коммунисты с подпольным дореволюционным стажем и опытом конспиративной работы. Первоначально расследование по уголовным делам вели в основном руководящие работники ВЧК, получая полномочия на производство расследования по конкретному делу на заседании Коллегии ВЧК. В последующем про­изводство предварительного расследования было сосредоточено в оперативных отделах, которые подразделялись на оперативную часть и следственную коллегию. Следственная коллегия состояла из следователей и ревизоров (ЦА ФСБ России).

5   6 февраля 1922 г. ВЦИ К упразднил ВЧК и учредил Государственное политическое уп­равление (ГПУ) при НКВД РСФСР. Председателем ГПУ являлся народный комиссар вну­тренних дел или назначаемый Советом Народных Комиссаров его заместитель.

Положение о ГПУ установило систему местных органов: областные отделы ГПУ (при ЦИК автономных республик и областей); губернские отделы (при губисполкомах); аппа­раты уездных уполномоченных; особые отделы фронтов, военных округов и армий, особые отделения дивизий; особые отделы по охране границы: транспортные отделы на железно­дорожных и водных путях сообщения.

Основным содержанием деятельности ГПУ являлась борьба с внешними и внутренни­ми врагами Советского государства (борьба со шпионской и иной подрывной деятельно­стью иностранных разведок, с антисоветскими действиями контрреволюционных элемен­тов, групп, организаций и бандитизмом, контрразведывательная работа на особо важных объектах промышленности и транспорта). Кроме того, на органы ГПУ возлагались допол­нительные функции (политическая охрана государственных границ, охрана железнодо­рожных и водных путей сообщения).

Органы ГПУ должны были осуществлять оперативно-организаторскую деятельность, издавать правовые акты, регулирующие работу подразделений центрального аппарата и местных органов, контролировать их оперативную и иную деятельность. Надзор за соблю­дением социалистической законности в следственной работе органов ГПУ осуществлял Народный комиссариат юстиции (ЦА ФСБ России).

6   15 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР постановил преобразовать ГПУ в Объеди­ненное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР и утвердил Положение об ОГПУ СССР и его органах, в соответствии с которым на него возлагались следующие задачи: организация оперативной работы в общественном масштабе; руковод­ство деятельностью ГПУ союзных республик и подведомственных им особых отделов во­енных округов, фронтов и армий, транспортных органов, а также организация охраны Го­сударственной границы СССР.

ОГПУ подразделялось на отделы: секретный, иностранный, восточный, контрразве­дывательный (КРО), транспортный, особый (военная контрразведка), оперативный, ин­формации и политконтроля. центральной регистратуры (ОЦР). Все отделы входили в Се­кретно-оперативное управление.

Все правовые акты, регулирующие работу ГПУ при НКВД РСФСР и его местных ор­ганов, сохраняли свою силу и после образования ОГПУ при СНК СССР. С образованием в 1924 г. Верховного суда СССР надзор за законностью действий ОГПУ был возложен на Прокурора Верховного суда СССР (ЦА ФСБ России).

7   К началу войны в Советском Союзе было 16 военных округов: Прибалтийский Особый, Западный Особый, Киевский Особый, Ленинградский, Одесский, Архангель­ский, Северо-Кавказский, Закавказский, Московский, Приволжский, Среднеазиат­ский, Уральский, Сибирский, Забайкальский, Харьковский, Орловский. На Дальнем Востоке функции военного округа выполнял Дальневосточный фронт. В первый день войны Прибалтийский, Западный и Киевский Особые военные округа были преобразо­ваны соответственно в Северо-Западный, Западный и Юго-Западный фронты, а на ба­зе управления и войск Одесского военного округа развернута 9-я армия. 24 июня 1941 г. Ленинградский военный округ преобразован в Северный фронт; 25 июня 1941 г. на ба­зе управления Московского военного округа создано управление Южною фронта.

8   ходе войны количество военных округов, их территория и состав изменялись. В августе 1941 г. Закавказский военный округ преобразован в Закавказский фронт. Обра­зованы Сталинградский и Южно-Уральский (ноябрь 1941 г.) военные округа.

В составе Военно-Морского Флота в документе не назван Тихоокеанский флот, Каспийская военная флотилия, а также ряд речных и озерных флотилий (см.: Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. М., 1985, с. 155, 164).

8   Речь идет о IV отделах военных округов (прим. переводчика).

9   Действительно, накануне войны пограничные войска объединяли 18 пограничных округов, но указанная структура построения в документе не соответствует действитель­ности. Пограничные войска состояли из 94 пограничных отрядов, 8 отдельных отрядов пограничных судов, 365 пограничных комендатур. 1747 линейных и 153 резервных по­граничных застав, 439 береговых постов, 76 маневренных групп, 14 отдельных и 84 не­отдельных КПП и многих других пограничных подразделений (см.: Пограничные вой­ска СССР в годы Второй мировой войны 1939-1945. М., 1995, с. 45,46).

10НКГБ уже не существовало - 20 июля 1941 г. Указом Президиума Верховного Со­вета СССР НКВД и НКГБ СССР объединены в единый Народный комиссариат внут­ренних дел СССР.

" 10 июля 1934 г. постановлением ЦИК СССР ОГПУ было упразднено и на его базе со­здано Главное управление государственной безопасности (ГУГБ), которое вошло в состав союзно-республиканского Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР, обра­зованного этим же постановлением.

На Народный комиссариат внутренних дел СССР возлагалось «обеспечение государ­ственной безопасности страны и революционного порядка, охрана социалистической соб­ственности, охрана Государственной границы СССР» и некоторые другие функции. Не­посредственное обеспечение политической безопасности Советского государства возлага­лось на Главное управление государственной безопасности. В ГУГБ входили следующие оперативные подразделения: иностранный, секретно-политический, особый, оператив­ный, экономический, транспортный, специальный и учетно-статистический отделы.

Местные органы бывшего ОГПУ на железнодорожном и водном транспорте переиме­новывались соответственно названиям оперативно обслуживаемых дорог и бассейнов в транспортные отделы, отделения и оперативные пункты ГУГБ НКВД с подчинением их транспортному отделу ГУГБ. В 1936-1937 гг. «в целях усиления борьбы с подрывными дей­ствиями империалистических разведок и более интенсивного использования оперативной техники для решения контрразведывательных задач» в центральном аппарате ГУГБ были образованы контрразведывательный и оперативно-технический отделы (ЦА ФСБ России).

12   В состав НКВД с июля 1941 г. по апрель 1943 г. входило [16] управлений: 1 Управле-
ние (разведывательное); 2 Управление (контрразведывательное); 3 Управление (секретно-
политическое); Управление особых отделов (военная контрразведка); Главное управление
милиции (ГУМ); Главное управление пограничных войск (ГУПВ); Управление по делам
военнопленных и интернированных (УПВИ); Экономическое управление (ЭКУ); Транс-
портное управление (с мая 1941
г.) (ТУ); Управление войск по охране железнодорожных
сооружений; Управление по охране особо важных предприятий промышленности; Главное
управление пожарной охраны (ГУПО); Пгавное управление лагерей и колоний (ГУЛАГ);
Главное управление шоссейных дорог (ГУШОСДОР); Главное управление аэродромного
строительства (ГУАС); Главное архивное управление (ГАУ) и другие.

Кроме того, в составе НКВД имелось свыше 10 самостоятельных отделов и следствен­ная часть по особо важным делам.

13   Изложенные в документе «задачи» особых отделов не соответствуют действительно-
сти. О реорганизации особых отделов в начале февраля 1941 г. и их конкретных задачах на
тот период см. т. 1. документ № 152.

14   В состав ГУГБ НКВД СССР с 1938 г. по февраль 1941 г. входило 5 отделов (а не 7, как
указано в документе): 1) ИНО,
2) КТО, 3) СПО, 4) ОО, 5) отдел охраны правительства.
Экономический и транспортный отделы в ГУГБ никогда не входили, а «отдела промыш-
ленности промыслов» вообще не существовало.

133 февраля 1941 г Указом Президиума Верховного Совета СССР НКВД СССР был разделен на Народный комиссариат внутренних дел СССР и Народный комиссариат госу­дарственной безопасности СССР. На вновь созданный НКГБ были возложены следующие задачи: «ведение разведывательной работы за границей; организация борьбы со шпион­ской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок на территории СССР, борьба с антисоветскими элементами внутри страны; охра­на руководителей Коммунистической партии и Советского правительства».

В состав созданного НКГБ вошли следующие оперативные управления: Разведыва­тельное, Контрразведывательное, Секретно-политическое, Управление коменданта Мос­ковского Кремля, Следственная часть (на правах управления) и ряд самостоятельных от­делов. Существовавшие ранее в НКВД СССР Главные экономическое и транспортное уп­равления были упразднены, часть функций этих управлений возлагалась на Контрразве­дывательное и Секретно-политическое управления НКГБ СССР.

Ввиду угрозы войны особые отделы были выделены из НКВД СССР и переданы вНар­комат обороны и Наркомат Военно-Морского Флота. Постановлением Совнаркома СССР от 8 февраля 1941 г были образованы 3-е Управление НКО СССР и 3-е Управление НКВМФ СССР. Для координации работы НКВД СССР, НКГБ СССР, 3-го Управления НКО СССР и 3-го Управления НКВМФ СССР 12 февраля 1941 г. образован Центральный совет в составе народных комиссаров государственной безопасности и внутренних дел, на­чальников 3-х Управлений НКО СССР и НКВМФ СССР (ЦА ФСБ России).

16   Так в тексте документа.

17   Далее в тексте будет стоять просто «источник» (прим. перев.).

18   Период Веймарской республики (прим. перев.).

19   Данные о количестве переселенцев из Прибалтики завышены почти в три раза. За
период с 3 февраля по 25 марта 1941 г. в Германию выехал 6191 человек, из них эстонцев -
614, латышей - 486, литовцев - 5091 (ЦА ФСБ России).

20   С 1917 г. - г. Таураге (Литва).

21   С 1923 г. - г. Клайпеда (Литва).

22   Советская разведка эффективно использовала радиосредства для связи со своими за-
рубежными источниками. Более того, одна из первых радиоигр с германскими спецслуж-
бами была начата в 1941 г. из Вильнюса на захваченной в Каунасе агентурой немецкой ра-
диостанции. Радиоигра была прервана в связи с началом боевых действий между Германи-
ей и СССР и угрозой захвата Вильнюса немецкими войсками.

 

№ 126

 

Директива Ставки Верховного главнокомандования вооруженных сил Германии

о применении суровых мер наказания к гражданским лицам немецкой национальности за выступления против оккупационных властей

7 декабря 1941 г.

В оккупированных областях с самого начала русской кампании комму­нистические элементы и другие враждебные немцам круги усилили свои вы­ступления против империи и оккупационных властей. Масштабы и опас­ность этих выступлений принуждают по соображениям устрашения к самым крайним мерам против зачинщиков. В соответствии с этим следует руковод­ствоваться следующими основными принципами:

1. В оккупированных областях гражданские лица немецкой националь­ности, выступающие против империи или оккупационных властей и ставя­щие под угрозу их безопасность или боевую готовность, подлежат принци­пиально смертной казни.

2. Наказуемые действия, упомянутые в п. 1, подлежат принципиально су­допроизводству в оккупированных областях лишь в тех случаях, когда впол­не вероятно, что преступники, во всяком случае главные преступники, под­лежат смертной казни, и когда судебный процесс и исполнение смертных приговоров могут быть проведены в кратчайший срок. В противном случае преступники, во всяком случае главные преступники, подлежат отправке в Германию.

3. Преступники, доставленные в Германию, подлежат там военно-поле­вому суду лишь в тех случаях, когда этого требуют особые военные сообра­жения. На запросы немецких и иностранных органов и инстанций о судьбе этих преступников следует отвечать, что они арестованы и ход следствия не допускает никакой дополнительной информации.

 

' Впоследствии эта директива получила известность под названием «Нахт унд Небель» («Мрак и Туман»).


4.  Командующие в оккупированных областях и судьи лично отвечают брамках своих полномочий за осуществление этого приказа.

5.  Начальник штаба Верховного главнокомандования вооруженных сил определяет, в каких оккупированных областях следует ввести этот приказ. Он уполномочен разъяснять, вводить и дополнять приказ в дальнейшем. Имперский министр юстиции должен выпустить инструкцию по проведе­нию этого приказа в границах своей компетенции.


По поручению:

начальник штаба Верховного

главнокомандования вооруженных сил


Кеителъ


 

Печатается по: Преступные цели — преступные средства: Доку­менты об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР'(1941-1944 гг.). Изд. 3-е. М., 1985. с. 88-89

Спустя неделю после начала войны с Советским Союзом Гитлер приказал службе свя­зи с немецкими национальными меньшинствами «принять срочные меры в целях учета лиц немецкой национальности в оккупированной части Советского Союза для последую­щего выдвижения надежных из них на руководящую работу в местные органы немецкого государственного аппарата». Однако на практике из этого у оккупантов ничего не получи­лось. Как отмечается в книге Луи де Ионга «Немецкая «пятая колонна» во второй мировой войне», в 1941 г. в Берлин был послан официальный доклад, в котором, в частности, гово­рилось, что «местные немцы, даже если они не являются коммунистами, имеют совершен­но неправильное представление о взаимоотношениях внутри рейха, а также о национал-социалистских лидерах. Представителям интеллигенции непонятно чувство дискримина­ции. К евреям они, как правило, относятся безразлично. Показательным является тот факт, что после вступления немецких войск местные немцы не принимали совершенно никаких мер против евреев; более того, они считали евреев безобидными людьми, не вну­шающими никаких опасений».

Напротив, многие тысячи советских немцев принимали активное участие в борьбе с фашистскими захватчиками. Они мужественно сражались с гитлеровцами на фронте и в партизанских отрядах. Подобное поведение советских немцев шло вразрез с разработан­ными фашистским руководством планами о привлечении их к сотрудничеству с оккупан­тами.

Ставка Верховного главнокомандования вооруженных сил Германии, направляя в войска данную директиву, рассчитывала, что путем усиления репрессивных мер ей удастся устрашить граждан немецкой национальности и привлечь их к более тесному сотрудниче­ству с немецкими властями на оккупированной территории (см.: Военно-исторический журнал, 1990, №9, с. 31).


Из военного дневника командующего группой армий «Центр» генерал-фельдмаршала Федора фон Бока

7 декабря 1941 г.

Ужасный день. Правое крыло 3-й танковой группы начало ночью отсту­пать. Вклинения противника на севере этой танковой группы неприятны. На правом фланге 9-й армии противник тоже значительно расширил свой прорыв. На помощь 3-й танковой группе двинуто все, что находилось в пре­делах досягаемости: один полк 255-й дивизии был побатальонно перебро­шен на грузовиках к Клину, куда первые части прибыли утром; 4-я танковая группа смогла до сих пор выделить в качестве подкрепления только одну усиленную роту; моторизованный учебный саперный батальон, подлежав­ший отправке в Германию, был задержан и тоже брошен в направлении 3-й танковой группы. Что же касается 9-й армии, то она должна помочь и помо­жет себе сама.

В полосе 4-й армии противник тоже стал вести себя беспокойнее, а именно против 4-й танковой группы. Поэтому остаток 255-й дивизии соб­ран в районе Рузы.

Танковая армия терпит неудачу у Михайлова, который выдвинутому вперед батальону 10-й мотопехотной дивизии, неся немалые потери в тех­нике, приходится сдать. В остальном же отход танковой армии происхо­дит планомерно.

2-я армия, несмотря на все предостережения, пробивается дальше на восток, ввязывается в кровопролитные бои с сильным врагом. Начинаются потери от мороза. Докладывают, что в одном полку насчитывается 318 обмо­роженных.

К нынешнему тяжелому кризису привели три фактора:

1.   Наступление осенней распутицы.

Передвижение войск и подвоз из-за раскисших дорог почти полностью парализованы. Использование победы под Вязьмой более уже невозможно.

2.   Паралич железных дорог.

Нехватка автомашин, вагонов, локомотивов и обученного персонала; не­достаточная приспособляемость локомотивов и автомашин к условиям рус­ской зимы.

3.   Недооценка силы сопротивления врага и его людских и материальных
резервов.

Русский сумел настолько усилить наши транспортные трудности разру­шением почти всех строений на главных железнодорожных линиях и шоссе, что фронт оказался лишенным самого необходимого для жизни и борьбы. Подвозить боеприпасы, горючее для автотранспорта, продовольствие и зим­нее обмундирование стало невозможно. Эффективность перенапряженного


из-за паралича железных дорог и длительного наступления на 1 500 км ис­пользования автомашин снижается на глазах. Это ведет к тому, что сегодня мы лишены всякой возможности перебрасывать сколько-нибудь значитель­ные по численности войска и со своим парализованным снабжением проти­востоять противнику, который всей своей неисчерпаемой людской массой, не щадя ее, переходит в контрнаступление.

В ошеломляюще короткий срок русский снова поставил на ноги разгро­мленные дивизии, бросил на угрожаемые участки фронта новые из Сибири, Ирана и с Кавказа и стремится заменить свою потерянную артиллерию мно­жеством ракетных орудий. Сегодня перед фронтом группы армий стоят на 24 (в основном доукомплектованных) больше дивизий, чем 15 ноября. В противоположность этому сила немецких дивизий в результате непрерыв­ных боев и наступившей суровой зимы уменьшилась более чем наполовину; боеспособность танковых войск стала и того меньше. Потери офицерского и унтерофицерского состава пугающе велики и в настоящее время могут быть пополнены меньше, чем потери в рядовых.

Приказы на не считающееся ни с чем продвижение вперед и преследова­ние противника были оправданы до тех пор, пока у высшего командования имелись для того отправные точки и когда враг из самых последних сил сра­жался за свою жизнь. Стремление окончательно разгромить его тогда корот­ким штурмом, как того требовало главное командование сухопутных войск, «стоило максимального использования всех сил». Но это было заблуждени­ем, и теперь группа армии вынуждена в самых тяжелых условиях переходить к обороне. [...]

Печатается по' Вторая мировая война: Два взгляда. М., 1995, с. 168-169.

Конец ноября — начало декабря 1941 г. были периодом кризиса наступления гитлеров­цев на Москву. 5-6 декабря началось контрнаступление советских войск под Москвой. В ходе Калининской, Клинско-Солнечногорской, Тульской, Калужской и Елецкой опера­ций войска Красной Армии в первые же дни вырвали у врага инициативу. 8 декабря 1941 г Гитлер подписал директиву о переходе к обороне на всем советско-германском фронте, в том числе и на Московском направлении. 9 декабря советские войска освободили Рогаче-во, 11 декабря — Истру, 12 декабря — Солнечногорск, 15 декабря — Клин, 16 декабря — Ка­линин, 20 декабря - Волоколамск. Учитывая благоприятную обстановку, Ставка потребо­вала от командующих фронтами расширить полосы наступления и вести безостановочное преследование противника (см.: Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. М., 1985 с. 465-466).

План окружения и захвата советской столицы потерпел полный крах. «Наступление на Москву провалилось. Все жертвы и усилия наших доблестных войск оказались напрасны­ми. Мы потерпели серьезное поражение», — писал после войны X. Гудериан. Враг был окончательно измотан, резервы его иссякли. «Сведения, которыми мы располагали, гово­рили, что все резервы, имевшиеся у фон Бока, использованы и втянуты в бой», — отмечал Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский. Провал операции «Тайфун» стал свершив­шимся фактом.

Срыв советскими войсками этой операции, рассчитанной на захват Москвы, свиде­тельствовал о кризисе гитлеровской стратегии блицкрига. Это поняли и сами нацистские лидеры. В беседе с министром иностранных дел Италии Г. Чиано 29 ноября 1941 г. Гитлер признал, что «ликвидация Востока не удалась и продолжает оставаться основной задачей на 1942 г.». Немецкий генерал Г. Блюментрит, оценивая обстановку, сложившуюся в нача­ле декабря 1941 г., писал: «Это был поворотный пункт нашей восточной кампании — наде­жды вывести Россию из войны в 1941 г. провалилась в самую последнюю минуту.

Теперь политическим руководителям Германии важно было понять, что дни блиц­крига канули в прошлое. Нам противостояла армия, по своим боевым качествам намно­го превосходившая все другие армии, с которыми нам когда-либо приходилось встре­чаться на поле боя» (см.: История второй мировой войны 1939-1945 (в 12 томах). М., 1975, т. 4, с. 108-110).

 

№ 128

 

Из приказа по 512-му пехотному полку германской армии о превращении населенных пунктов при отступлении войск в «зону пустыни»1

10 декабря1941 г.

...Оставление и уничтожение населенных пунктов.

Немедленно запретить всему гражданскому населению покидать дома с наступлением вечерних сумерек и до рассвета. Установить строжайший кон­троль за соблюдением этого запрета.

В день оставления населенного пункта к полудню объявить гражданско­му населению, что:

а)   покидать населенный пункт ему запрещается;

б)   следующей ночью населенный пункт будет нами оставлен и сожжен
по военным соображениям;

в)   дома должны быть немедленно очищены, жители могут взять с собой
личное имущество (одежду, одеяла, посуду, продовольствие и т.п.), которое
им следует сейчас упаковывать;

г)   все жители должны собраться с этим имуществом к 16 час. в назначен-
ном им достаточно вместительном и подходящем для этого помешении и
ночью могут отправиться в направлении русских позиций.

Подготовку к разрушению населенных пунктов производить таким обра­зом, чтобы до момента объявления об этом у жителей не возникало никаких подозрений, а разрушение было начато в указанное время внезапно и одно­временно во многих местах.

В назначенный день населенные пункты должны особенно тщательно охраняться, чтобы ни один житель не мог их покинуть, в особенности с мо­мента объявления о разрушении.

1 Этот приказ был включен в перечень доказательств обвинения от СССР на Нюрн­бергском процессе за номером СССР — 168 (см.: Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сборник материалов (в семи томах). М., 1961, т. 7, с. 628).


Собранных к 16 час. жителей следует хорошо охранять, и лишь после на­чала разрушения они должны быть отправлены колонной под руководством старосты. Руководителю колонны приказать, чтобы он вместе с жителями своего населенного пункта направлялся в Александрове и явился в штаб русского полка, который позаботится о дальнейшей отправке.

Операцию по отправке гражданского населения именовать — «Гетто».

13.   Для обеспечения полного разрушения должны быть сожжены все до-
ма, в каменные дома следует предварительно наносить соломы. Имеющиеся
каменные строения должны быть взорваны, причем необходимо разрушать
также подвалы.

Меры по созданию «зоны пустыни» имеют решающее значение для веде­ния зимних боевых действий и должны быть поэтому подготовлены и про­ведены полностью и беспощадно.

14.Для лучшего оборудования блиндажей на зимних позициях, которые будут нами заняты, разрешаю забирать из разрушаемых населенных пунктов имущество, оставляемое жителями, например: керосин, оконное стекло, гвозди, сковороды, горшки, лампы, стулья, ведра, оборудование конюшен, веревки, мешки, продовольствие (лук, огурцы, картофель, пшено). Скот за­бирать с собой, уплачивая за него.

15.В телефонных разговорах как можно меньше говорить об отходе, упо­минать о нем лишь с употреблением шифрованных наименований. О прове­денных мероприятиях сообшать по телефону, пользуясь их шифрованными наименованиями...

Шиттниг

Печатается по: Преступные цели — преступные средства: Доку­менты об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941-1944 гг.). Изд. 3-е. М., 1985, с. 260-261.

Подобные приказы издавались и в других немецких воинских частях при отступле­нии. В результате их варварских действий Советскому Союзу был нанесен громадный материальный ущерб. За 1941-1945 гг. фашистскими войсками полностью или частично было разрушено и сожжено 1710 городов и поселков городского типа, свыше 70 тыс. сел и деревень, уничтожено 66,2 млн. м! жилой площади, из 12 млн. жилых домов в сельской местности на оккупированной территории уничтожено 3 5 млн. домов, лишены крова около 25 млн. людей.

 

№ 129

Из речи А. Гитлера в Рейхстаге

11 декабря1941 г.

1 Здесь и далее по тексту сокращения даются по источнику.


[...]' Я не искал войны, а, напротив, делал все, чтобы ее избежать. Но я бы забыл долг и действовал бы вопреки своей совести, если бы, несмотря на по­нимание неизбежности столкновения, не сделал отсюда единственно воз­можного вывода: считая Советскую Россию смертельнейшей опасностью не только для германского рейха, но и для всей Европы, я решил всего за не­сколько дней до этого столкновения дать сигнал к наступлению.

Сегодня имеются поистине неоспоримые и аутентичные материалы, подтверждающие факт намерения русских осуществить нападение на нас. Точно так же нам известен и тот момент, когда должно было произойти это нападение. Учитывая осознанную нами во всем ее объеме только ныне ог­ромную опасность, могу лишь поблагодарить Господа нашего, вразумивше­го меня в нужный час и давшего мне силы сделать то, что должно было сде­лать. [...]

Уже 2 октября [1941 г.] началась операция с целью прорыва на централь­ном участке Восточного фронта, а к 11 октября успешно закончилось сраже­ние на Азовском море. Снова было взято в плен 107 ООО человек, захвачено 212 танков, 672 орудия. 16 октября после упорного сражения германские и румынские войска вступили в Одессу. 18 октября начатое 2 октября с целью прорыва наступление на центральном участке Восточного фронта закончи­лось новым, всемирно-историческим, успехом. Результатом явились 663 ООО пленных; частично уничтожены, частично захвачены 1242 танка, 5452 ору­дия. 21 октября закончился захват острова Даго; 24 октября взят промыш­ленный центр Харьков. 28 октября в ходе тяжелейших боев окончательно перекрыт вход в Крым и уже 2 ноября штурмом взята его столица — Симфе­рополь. 16 ноября в Крыму совершен прорыв до самой Керчи. На 1 декабря общее число взятых в плен советско-русских составило 3 806 865 человек, уничтоженных или захваченных танков — 21 391, орудий — 32 541 и самоле­тов — 17 332. За этот же период сбит 2191 британский самолет, военно-мор­ским флотом потоплено 4 170 611, а авиацией - 2 346 180 регистровых брут-то-тонн. итого — 6 516 791. [...]

Однако наступление зимы несколько затормозило это движение, но с приходом лета ему уже не сможет помешать ничто. [...]

Печатается по: Вторая мировая война: Два взгляда. л/., 1995, с. 170.

В своей речи А. Гитлер, как и в декларации от 22 июня 1941 г.. грубо искажает факты, пытаясь доказать мировой общественности, что не он является виновником развязывания войны против Советского Союза (подробнее об этом см. документ № 283).

Ярким доказательством лживости утверждения Гитлера являются дневниковые записи министра пропаганды Германии Й. Геббельса. Так, 29 марта 1941 г., описывая планы насту­пления немецко-фашистских войск на Грецию, он отмечал: «... А затем начнется большая операция против России. Ее мы всемерно маскируем, лишь очень немногие осведомлены о ней. Чтобы ввести русских в заблуждение, на Запад будут переброшены с Востока значи­тельные контингенты войск. Мы вызовем подозрения о готовящихся везде, кроме как на Востоке, действиях, подготовим ложную операцию против Англии.

А потом молниеносно назад, и за настоящее дело. Украина - хорошая житница. Когда мы там закрепимся, то спокойно сможем выдержать длительные военные испытания Та ким образом, вопрос о Балканах и о Востоке будет окончательно урегулирован. Психоло­гически в решении российской проблемы есть известные трудности — аналогия с походом Наполеона. Но, используя лозунги антибольшевизма, мы легко их преодолеем. Объектом нашей пропаганды станут русские крестьяне. Нас ожидают большие победы. Нужно толь­ко сохранять спокойный ум и крепкие нервы и все подготовить тщательнейшим обра­зом...» Далее, 22 апреля 1941 г., Геббельс писал: «...Газеты в Москве пишут, что СССР не имеет претензий к Германии и хочет мира. Итак, Сталин уже почуял, что пахнет жареным и размахивает пальмовой ветвью. Настолько сильными мы теперь стали. Русская карта -больше не козырь...»

2 мая 1941 г. Геббельс отмечает в своем дневнике: «...Похоже, русские постепенно на­чинают догадываться о наших замыслах. Однако сейчас столько лживых сообщений ото­всюду, что понять, где правда, а где обман, едва ли возможно. Такое положение для нас са­мое лучшее...»

За полтора месяца до нападения на СССР, 7 мая 1941 г., Геббельс записывает в дневни­ке: «Центром интересов все больше становится Россия. Сталин и его люди продолжают пребывать в бездействии, как кролики перед змеей. Если наш удар удастся, а он удастся, вот тогда наши позиции будут полностью обеспечены...» (см.: Военно-исторический жур­нал, 1996, № 1,с. 45,49, 58).

 

 

№ 130

 

Памятка немецкого военного командования по контрразведке в армии

[1941 г.]

Борьба со шпионажем является долгом всех военных инстанций. Каж­дый командир части несет ответственность за тщательное расследование всех подозреваемых по участию в шпионаже, одновременно не пренебрегая ни одним средством, обеспечивающим военную тайну.

Распоряжение для связи полевой почты

Запрещается обозначение воинской части при получении и отправке почты. Вместо этого ставится только фамилия и номер полевой почты. Это необходимо довести до сведения солдат и их близких и родных.

Основные пункты для ознакомления войск с контрразведкой.

1.  В качестве шпионов используются как мужчины, так и женщины. Их одежда не бросается в глаза, они появляются часто в немецкой военной фор­ме, женщины иногда появляются в одежде медицинских сестер. Не нужно бояться хорошей одежды, имени, наличия наград или безупречного и уве­ренного поведения агента.

2.  Как работают шпионы: а) они ведут разведку собственным наблюде­нием; б) они прислушиваются к разговорам, задают между прочим вопросы в обычных разговорах; в) они работают по нескольку человек вместе, при­чем часть группы отвлекает внимание от собственно шпионов.

3.  Где появляются шпионы и что они пытаются разведать: а) в пунктах скопления войск, в крепостях и т.п.; б) на железнодорожных узлах.

Они наблюдают за железнодорожными перевозками, что перевозится в поездах (род войск, номера полков, количество и системы орудий). Они выспрашивают у солдат относительно цели переброски и принадлежно­сти к высшим соединениям, относительно прошедших боев, о потерях и настроении.

Особенно они интересуются железнодорожным, санитарным и низшим персоналом высших штабов, а также организаций этапной службы и служ­бы снабжения.

4. Шпионы пытаются установить местонахождение: а) штаб-квартир, складов с боеприпасами, саперных и автомобильных парков, ангаров, ра­диостанций, зенитных частей, надписи на машинах и других видах транс­порта; б) артиллерийских и пулеметных позиций, опорных пунктов, тыло­вых позиций, охраны мостов и железнодорожных обустройств, телефонно-телеграфных узлов.

5. Какие меры следует принимать в частях против шпионов: а) регуляр­ное напоминание солдатам о шпионаже противника; б) тшательное соблю­дение всех предписаний по обращению с рукописным и печатным материа­лом, картами и особенно с секретными материалами; в) наблюдение за кан­целяриями, штабным персоналом, связью и радиосвязью; г) осторожность в разговорах, особенно в общественных местах, в ресторанах, на улице, при разговорах по телефону.

Особенно обо всех предосторожностях должны предупреждаться отпуск­ники. Должна соблюдаться скрытность в разговорах с членами семьи и в письмах к ним. Никаких надписей части и обозначения квартир не должно быть. Сдержанность и недоверие по отношению к посторонним, которые вмешиваются в разговоры, приглашают солдат и т.п.

6.   Что делать с задержанным шпионом.

Отправить в охрану (местную, железнодорожную, этапную, комендант­скую). Необходимо следить, чтобы он шел впереди, ничего не рвал, не уничтожал и не выбрасывал. Если задержаны сразу несколько человек, их необходимо изолировать друг от друга. Шпион не должен держать руки в карманах. Если есть необходимость, то его надо связать.

Необходимо проверить документы: имя, фамилию, дату и место рожде­ния, сравнить с фотографией.

Оповестить по телеграфу или телефону офицера контрразведки, замес­тителя генерала о задержании шпиона и указать персональные данные.

ЦА ФСБ России, перевод с немецкого

№ 131

Вопросник РСХА об организации и деятельности НКВД, НКГБ и военной разведки СССР

[1941 г.]

Что известно о:

НКВД до реорганизации 3.2.1941 г.

1.            Сколько имелось главных управлений.

2.     Какие имелись главные управления.

3.     Обозначения отдельных отделов этих главных управлений.

4.   Что входило в обязанности особых отделов (ОО). 5   Деятельность контрразведывательного отдела (КРО).

6.     Иностранный отдел (ИНО).

7.     Секретный отдел (СО).

8.     Специальный отдел (СПО).

9.     Оперативный отдел (ОО). 10 Восточный отдел (ВО).

 

11.  Транспортный отдел (ТО).

12.  Информационный отдел (ИНФО).

13.  Пограничный отдел (ПО).

14 Секретный политический отдел (СПО).

15. Промышленный отдел (ПО).

16. Административно-организационный отдел (АОРГО).

17. Что представляло собой ГУГБ (Главное управление госбезопасности).

 

18.  Какие знаки отличия имеют сотрудники ГУГБ. (Здесь известны: на­рукавный знак овальной формы на красном фоне, над ним вышитый золо­том меч с извивающейся змеей.)

19.  Описание формы сотрудников ГУГБ.

20.  Описание формы ГУПВО (Главного управления пограничной и вну­тренней охраны).

21.  Кому подчинялись погранчасти.

22.  Что известно об организации пограничной охраны, где находились отделения погранохраны. Сколько их в одном военном округе.

23.   Сколько погранполков подчинялись одному погранотделу.
Идентичны ли погранотделы погранштабам.

24.  Занималась ли погранохрана (так же в ее низовых организациях как погранбатальон, погранрота, погранкомендатура и погранпост) активным шпионажем. (Здесь известно много случаев, когда офицеры погранохраны выступают как лица, дающие разведзадания.)

25.  Что известно о СОЧ (Секретная оперативная часть). (По имеющейся здесь информации в пограничной области военная и политическая разведка возглавлялась СОЧ, которая состояла из: I — шпионского отдела. II — служ­бы политической разведки, III — контрразведки и контршпионажа. СОЧ была непосредственно связана с IV отделом Генерального штаба, военной разведслужбой соответствующего военного округа, а также НКГБ (КГБ-УГБ после 3.2.41 г.)

26.  Кому подчинялись конвойные полки, охранные полки, войска охра­ны лагерей, войска охраны железных дорог и промышленных объектов.

27.   Относились ли эти части к внутренней охране.

28.   Кому подчинялась милиция (железнодорожная милиция, милиция
водных путей).

29.  Где находились разведшколы.

30.  Кому они подчинялись.

31.   Описание формы войск внутренней охраны (конвойные полки, осо-
бые части, охранные полки, железнодорожная охрана и охрана промышлен-
ных объектов, войска охраны лагерей и т.д.).

32.  Милицейская форма.

33.  Что известно о политруках.

34.  Подчинялись ли они в какой-либо форме НКВД (ГУГБ).

35.  Именовались ли так комиссары.

36.  Обязанности политрука.

37 Положение политрука в формированиях Красной Армии и в войсках НКВД.

38.   Форма политруков.

НКВД после реорганизации 3.2.1941 г.

39.  Организация НКВД.

40.  Главное управление Н КВД.

41.  Отделы и подотделы.

42.  Какие войска бывшего НКВД остались в ведении новообразованного.

43.  Организация НКГБ.

44.  Главные управления, отделы и подотделы.

45.  Функции НКГБ.

46.  Деятельность Особого отдела (ОО).

47.  Деятельность контрразведывательного отдела (КРО).

48.  Деятельность оперативного отдела.

49 Деятельность отдела госбезопасности (ОГБ).

50.    Информационный отдел

51.  Ведал ли IIIотдел НКГБ (НКВД) внутриполитическим надзором (Согласно...1 — да.)

52.  Ведал ли Vотдел НКГБ (НКВД) активным шпионажем (за рубежом). (Согласно имеющимся здесь материалам, по всей вероятности, — да.)

53.  Какие отделы бывшего НКВД перешли в порядке номеров к НКГБ. (Согласно имеющейся здесь информации, отделы 1-6,7-11 остались в соста­ве НКВД.)

54 Поручалась ли НКВД в случае войны подготовка забросов парашю­тистов в целях организации террора и диверсий в тылу противника и созда­ния агентурной сети или это входило в круг задач НКГБ.

55.  Кому подчинялось политическое управление пропаганды Красной Армии — НКВД, НКГБ или Народному комиссариату обороны. Согласо­ванность действий с особым отделом (ОО).

56.  Какие отделы НКВД или НКГБ занимались активным шпионажем.

57.  Сходились ли нити политической разведки с нитями военной раз­ведки в руках уполномоченных НКВД или НКГБ при военном округе от­дельных союзных республик или автономных областей

58.  Какова была структура построения НКВД сверху донизу в отдельных союзных республиках, областях, районах, округах и т.д.

59.  Какова была структура НКГБ сверху донизу в отдельных союзных республиках, областях, районах, округах и т.д.

60.  Из какого контингента формируются войска НКВД, НКГБ, а также их управления.

61 Порядок приема на службу, продолжительность службы.

Военная разведка

62.  Что известно о IV-м отделе (IV-й отдел Генерального штаба).

63.  Какие обозначения он имел (Разведупр.).

64.  Из скольких отделов состоял IV-й отдел. (Здесь известны: оператив­ный отдел, политический отдел, технический отдел и административный от­дел )

65.  Как подразделялся IV-й отдел сверху донизу, например, при дивизи­ях Красной Армии. (Здесь известно: при каждой дивизии имелись службы IV-го отдела, которые в свою очередь имели вдоль границы офицерские по­сты или так называемые разведпункты.)

Взаимодействовали ли сотрудники IV-ro отдела при дивизиях, а также так называемые офицерские посты в пограничных областях в разведыва­тельной области с погранохраной.

66.  Сколько военных округов имелось в СССР. (Здесь известны 17 воен­ных округов, а именно: Архангельск, Особый Балтийский военный округ, Харьков, Калинин, Киев, Ленинград, Средняя Азия, Москва, Сев. Кавказ, Одесса, Орел, Сибирь, Забайкальский, Закавказский, Урал, Особый Бело­русский и Волга.)

67.  Имел ли IV-й отдел Генерального штаба разведотделы.

 

68   Какие были школы.

69   Что представляли собой разведотделы.

 

70.  Где они находились (при штабах военных округов, штабах дивизий). (Здесь известно, что разведотделы имеются в Одессе, Августове, Белостоке, Беловежье, Брест-Литовске, Догычине, Кибарти, Ковно, Кретинге, Лембер-ге, Мариамполе, Раве-Русской, Ревеле, Риге, Таурогене, Вилковишках, Вла­димире-Волынском.)

71.  Что известно о запланированных организационных мероприятиях в сфере НКВД, НКГБ, а также в сфере военной разведки на случай оккупации Ленинграда, а также Москвы войсками германской армии.

72 Каким образом должен был приводиться в действие аппарат после уничтожения центров.

73.  Должна была организация строиться по прежнему плану или был предусмотрен новый план.

74.  Были отданы особые распоряжения об уничтожении документов или они должны были быть убраны в другое место и куда.

75.  Существовали ли «особые секретные документы», хранившиеся в особом отделе. Где находились эти инстанции.

76.  Что известно о местонахождении учреждений НКВД и НКГБ в Мо­скве (улица и здание).

77.  Отдавались ли особые распоряжения относительно взрыва служеб­ных зданий НКВД, НКГБ и других советских учреждений.

 

78   Какие учреждения НКВД, НКГБ получили такие распоряжения.

79   Какому кругу лиц отдавались распоряжения.

ЦА ФСБ России, перевод с немецкого

02.11.09 / Просмотров: 4696 / ]]>Печать]]>
 Опубликовать страницу в социальных сетях

В браузере Mozilla Firefox это не работает

Форма поиска

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ НА ЛУБЯНКЕ-2022

 Новости
 Об авторе
Олег Борисович Мозохин – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН. 

Автор 30 монографий, 200 статей по истории отечественных спецслужб советского периода и составитель более 40 томов сборников документов.

На сайте elibrary.ru
AuthorID: 970223

 От автора

История деятельности органов государственной безопасности и правоохранительных органов всегда вызывала интерес. 

Как раньше, так и в настоящее время исследователей в большей степени привлекают публикации на основе документальных материалов, так как их изучение — это прямой путь к истине. 

Цель открытия настоящего сайта — на основе документальных материалов государственных и ведомственных архивов России объективно отразить эту деятельность.

Олег Мозохин


 Исторический форум
Войти в форум
 
Регистрация
 
Процедура регистрации абсолютна проста: достаточно ввести имя пользователя, пароль, электронный адрес и пройти процедуру активации. На Ваш E-mail будет выслано сообщение с сылкой на активацию. Приятного общения!
© 2024 Мозохин Олег Борисович. Все материалы принадлежат их владельцам и/или авторам.