Статьи и публикации » Органы государственной безопасности СССР в годы Великой отечественной войне » Том 2 - Книга вторая (01.09.1941 - 31.12.1941)
Часть 11Поскольку у меня сложилось впечатление, что
вчера Браухич не понял меня и что, несмотря на все, в высших инстанциях все еще
иарит переоценка моих сил
Из военного дневника командующего
группой армий «Центр» генерал-фельдмаршала Федора фон Бока' 1 декабря1941 г. Поскольку у меня сложилось впечатление, что
вчера Браухич не понял меня и что, несмотря на все, в высших инстанциях все еще
иарит переоценка моих сил, я направил главному командованию сухопутных войск
нижеследующую телеграмму. «На неоднократно посылавшиеся главному
командованию сухопутных войск запросы и донесения группы армий с указанием на
угрожающее состояние войск был получен ответ: наступление следует продолжать
даже при наличии опасности, что войска полностью сгорят. Однако ведущееся
сейчас наступление с использованием всех тактических возможностей
осуществляется в общем и целом фронтально. Для более крупных маневров с целью
охвата противника, как уже докладывалось, сил нет, а теперь нет и возможности
в большом объеме перебрасывать войска. Наступление приведет к дальнейшей
кровавой борьбе за ограниченный выигрыш территории, а также к разгрому частей
противника, но оперативное воздействие оно вряд ли окажет.
Представление,
будто противник перед фронтом группы армий был «разгромлен», как показывают бои
за последние 14 дней, - галлюцинация. Остановка у ворот Москвы, где сходится
система железнодорожных и шоссейных путей почти всей Восточной России,
равнозначна тяжелым оборонительным боям с численно намного превосходящим
врагом. Силы группы армий уже не могут противостоять ему даже ограниченное
время. И если бы даже невероятное стало возможным, а именно поначалу захват еще
какой-то территории, то для того, чтобы окружить Москву и отрезать ее от
юго-востока, востока и северо-востока, сил даже приблизительно не хватило бы.
Таким образом, наступление представляется не имеющим ни цели, ни смысла,
поскольку очень близко придвинулся тот момент, когда силы группы будут
исчерпаны полностью. Что должно произойти тогда, надо решать сейчас. В
настоящее время группа армий действует на фронте протяженностью свыше 1000 км,
имея в резерве всего несколько слабых дивизий. В этой группировке она при
большой убыли старшего офицерского состава и при сократившейся численности
активных штыков уже не в состоянии противостоять планомерно ведушемуся
наступлению противника. Учитывая неспособность железных дорог обеспечить
потребности группы армий, нет также никакой возможности подготовить растянутый
фронт для оборонительной борьбы или даже просто обеспечить эту борьбу. Намерения командования мне не известны. Но
если группа армий должна выдержать зиму, будучи готовой к обороне, то это в
общем и целом при ее сегодняшней группировке возможно только при подброске
таких мощных резервов, чтобы можно было ликвидировать вклинения противника, а
также временно вывести с линии фронта в тыл на отдых и пополнение исчерпавшие
свои силы дивизии. Для этого требуется 12 дивизий. Не знаю, имеются ли они в
наличии и могут ли они быть подброшены в обозримый период времени. Другое
неотъемлемое условие — упорядоченность и надежность прибытия железнодорожных
составов, а тем самым возможность регулярного снабжения войск и создания
запасов. Если оба этих требования не могут быть выполнены, следует без всякого
промедления определить небольшую, пригодную для обороны позицию для Восточной
армии и предназначенными для того частями оборудовать ее для расположения,
снабжения и обороны таким образом, чтобы ее можно было занять по приказу в
кратчайший срок. [...]» Печатается по: Вторая мировая воина: Два
взгляда. л/., 1995, с. 167-168. №
125 Справка реферата IV Е5 4-го отдела
РСХА (гестапо) об организации и деятельности советской разведки* 3 декабря
1941 г. Советская разведка 1. Организация
русской разведслужбы
Царизм
в России был свергнут в марте 1917 г. правительством Керенского2.
Россия стала республикой. 7 ноября 1917 г. разразилась большевистская революция
и с ней опустошительная гражданская война'. Большевистской властью в целях
борьбы с врагами нового большевистского курса была создана Чрезвычайная
комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и служебными преступлениями
(ЧК), а после распространения большевизма на всю Россию — Всероссийская
чрезвычайная комиссия, сокращенно ВЧК4. Оба учреждения снискали себе
печальную славу под названием ЧК. Характер этого учреждения был исключительно
террористическим. Следствие и вынесение приговора сосредоточились в одних
руках. Сотрудниками ЧК и ВЧК были грабители, бежавшие заключенные, сутенеры и
подобные им элементы. В 1922 г. внутренне окрепшая тем временем
советская республика сделала попытку вступить в экономические отношения с
другими странами. Однако эта попытка натолкнулась на трудности из-за
существовавших террористических организаций. ВЧК была поэтому для виду распущена
распоряжением от 6 февраля 1922 г.5 Одновременно народному комиссару
внутренних дел были переданы функции по подавлению контрреволюции, бандитизма,
защитные меры против шпионажа и т.д. Тем же распоряжением народному комиссару
внутренних дел было поручено исполнение «особых заданий» для «Совета Народных
Комиссаров» и «Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета».
Проведение этих порученных Народному комиссариату внутренних дел заданий было
возложено на новое учреждение — Государственное политическое управление (ГПУ).
В отдельных автономных советских республиках были созданы подотделы ГПУ. ГПУ
получило также собственные войска. Внешне полномочия этого нового учреждения
по сравнению с ВЧК были чрезвычайно урезаны. Также была ликвидирована
собственная юрисдикция. В компетенцию ГПУ вошло только проведение общих
полицейских мер Правда, эти предписания содержались лишь в
распоряжении, которое было предназначено в целях маскировки действительной
деятельности ГПУ специально для заграницы. Все указания, ограничивавшие власть
ГПУ, практически отменялись «особыми заданиями». ГПУ могло в случае «особого
задания» также самостоятельно вынести смертный приговор и ничем, таким образом,
не уступало в действительности ВЧК. В 1923 г. ГПУ стало государственным
учреждением и получило название Объединенное государственное политическое
управление, сокращенно — ОГПУ. Согласно распоряжению от 6 июня 1923 г.6ОГПУ вошло в непосредственное подчинение Совету Народных Комиссаров. В
противоположность ВЧК и ГПУ, которые не имели над собой органа надзора,
деятельность ОГПУ контролировалась Верховным судом Советского Союза. ОГПУ подразделялось на несколько отделов: 1)
секретный оперативный отдел; 2) отдел разведки и контрразведки; 3)
информационный отдел. Особый отдел обязан был осуществлять проверку
армии и военного флота на политическую благонадежность, а также вести борьбу с
бандитизмом. Все отделы снабжались информационным отделом материалами для
своей сферы деятельности. Советская разведслужба делится на две большие
группы: 1) военная разведслужба; 2) политическая
разведслужба. 1. Военная
разведслужба Центральным органом советской разведслужбы
является IV отдел в Военном комиссариате. Он теснейшим образом
взаимодействуете IVотделами 18 военных округов. 18 военных округов — это Архангельск,
Балтийский военный округ, Харьков, Калинин, Киев, Ленинград, Средняя Азия,
Москва, Северный Кавказ, Одесса, Орел, Сибирь, Забайкальский военный округ,
Закавказский военный округ, Урал, Белоруссия, Волга. Сюда же относятся штабы
Балтийского, Североморского и Черноморского флотов7. Из недавно присоединенных
бывших польских областей в Минске был образован «Западный Особый военный
округ». О взаимодействии этих служб8 с подчиненными им в свою
очередь службами сведений до сих пор не имеется. Предполагается, что IV отделы
военных округов взаимодействуют с отделами погранохраны1' и
НКГБ"1. Из отчета русской разведслужбы о положении в стране за
1940 г. видно, что при каждом военном округе имеется разведотдел. Дальнейшее
подразделение военной разведслужбы пока еще достоверно не установлено. IV
отделам при военных округах подчиняются предположительно «разведпункты» —
разведывательные посты, через которые агенты перебрасываются через границу за
кордон. Однако практически они до сих пор себя не обнаруживали. Хотя погранохрана подчинена Народному
комиссариату внутренних дел — здесь опять (фигурирует) Народный комиссариат
внутренних дел, — ее следует оценивать под углом зрения военной разведки, так
как она тесно связана с последней. Погранохрана является подобно бывшей польской
пограничной охране организацией охраны границ, значение которой раскрыто в ее
названии. Как благодаря показаниям пограничников-дезертиров, так и благодаря
практическому опыту доказано, что она является главной организацией советской
разведслужбы на границе. Почти все установленные случаи шпионажа имели своим
исходным пунктом погранохрану. Между прочим документы, захваченные в
различных службах погранохраны, подтверждают эту точку зрения. Установленные подразделения погранохраны —
это: а) пограничные округа; Ь) погранотделы; с) погранкомендатуры; d) пограничные посты. Вся граница СССР разделена на пограничные
округа, которым подчиняются многочисленные погранотделы. Район погранокруга
совпадает с районом военного округа. В каждом военном округе имеется, таким
образом, несколько погранотделов, для которых централизующим органом является
«секретный оперативный отдел», или «секретная оперативная часть», сокращенно —
СОЧ. Так как эти части взаимодействуют с политической разведслужбой, их можно
рассматривать как центральные органы всей советской разведслужбы. СОЧ
подразделена на три группы: 1)
разведотдел; 2) служба политической разведки; 3) контрразведка. Сотрудники
разведотдела размешены по отдельным погранкоменда-турам. Примечание. По показаниям дезертировавшего
офицера погранохраны, СОЧ была распущена в 1937 г. Ее деятельность приняло на
себя 5-е отделение погранотрядов. В отношении организации штаба погранотряда
известно, что он состоит из штаба отряда и пяти отделений. Сферы деятельности отделений: отделение 1 —
разведка, служба наступательной разведки; отделение 2 — боевая подготовка;
отделение 3 — партийная политика; отделение 4 — кадры; отделение 5 —
контрразведка. Каждому погранотделению подчиняются от 3 до 4
погранкомендатур. Как погранотделения, так и погранкомендатуры имеют цифровое
обозначение. Погранкомендатурам подчинены погранпосты.
Каждой погранкомен-датуре подчинено от 4 до 5 погранпостов. В последнее время
перед началом войны число погранпостов на германской границе было увеличено до
9-15. Погранпосты являются наименьшей единицей советской погранохраны.
Различают погранпосты 1-й и 2-й категории. Различие заключается в численности и
вооруженности. Погранпосты 1-й категории состоят в среднем
из 60 человек и вооружены пулеметами. Погранпосты 2-й категории имеют среднюю
численность до 30 человек. Они не имеют тяжелого оружия. Форма погранохраны состоит зимой из
зеленовато-коричневой шинели, темно-синих брюк-галифе, оливковой гимнастерки и
зеленой фуражки с голубым околышем. На воротнике гимнастерки имеются зеленые
петлицы: у рядовых — с красным кантом, у офицеров — с золотисто-желтым. Летом
вместо синих суконных брюк носят тиковые брюки одного цвета с гимнастеркой.
Форменным головным убором является шлем. 2. Политическая
разведслужба Политическую разведку осуществляет Народный
комиссариат внутренних дел, сокращенно — НКВД. Он был образован 10 августа
1934 г. " путем преобразования ОГПУ. Его создание явилось дальнейшим шагом
на пути централизации советских учреждений, так как отныне народные комиссариаты
внутренних дел, существовавшие в отделениях союзных республик, были сильно
урезаны в своих правах. В сферу деятельности НКВД входит: обеспечение
революционного порядка и безопасности государства в целом; охрана народной
собственности; ведение актов гражданского состояния; обеспечение безопасности
государственных границ. В состав Народного комиссариата внутренних
дел входят следующие главные управления: Главное управление госбезопасности —
ГУГБ; Главное управление погранохраны и внутренней безопасности; Главное
управление Рабоче-Крестьянской милиции; Главное управление пожарной охраны;
Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений;
Главное управление шоссейных дорог; Административно-хозяйственное управление;
Главное управление актов гражданского состояния12. Народному комиссариату внутренних дел СССР
подчинены народные комиссариаты внутренних дел отдельных союзных республик.
Исполнительными органами народных комиссариатов являлись окружные, районные и
участковые службы НКВД. Подразделения НКВД простирались до самых маленьких
деревень. На основе организации этого аппарата следует заключить, что речь идет
о полностью закрытой организации — о государстве в государстве. Этот
гигантский аппарат надзора создал и внутри себя самого аппарат надзора и
контроля, каковым являлся, как установлено, «особый отдел»11.
Особый отдел имел задачу осуществлять надзор за агентами и НКВД. Сотрудниками
НКВД являлись подготовленные, отобранные люди. На сравнительно высоком уровне
стоял офицерский корпус. После вступления германских войск можно было
установить, что квартиры этих лиц являют собой непривычное для советских
условий благосостояние. Офицерские ранги соответствовали принятым в армии. Этим
собственным органам НКВД была подчинена огромная сеть агентов, осведомителей,
членов террористических организаций. Вне надзора и слежки не оставался
практически ни один гражданин СССР. Шпионы были настолько многочисленны, что в
конце концов ни один человек больше не доверял другому, о чем свидетельствуют
обнаруженные документы, содержащие шпионские донесения о начальниках. Задачи НКВД распространялись на интенсивный
надзор и охрану всех сфер общественной жизни, на борьбу с неприятельскими
устремлениями, на беспощадное подавление всякого возмущения или сопротивления и
наконец также на подготовку и проведение террористических и диверсионных актов
у противника в случае войны. Главной целью НКВД являлась ликвидация всех лиц,
за которыми было замечено, что они не являются безоговорочными сторонниками
СССР, или которые в этом подозревались. Поэтому составлялись списки с именами
таких лиц, которые при случае либо ссылались в Сибирь, либо подвергались
судебному процессу, после которого редко кто оставался в живых. Подготовка
заброски парашютистов для осуществления террора и диверсий в тылу противника
также находилась в руках НКВД. Задачей НКВД являлась также организация
агентурной сети путем оставления надежных лиц на территории, оккупированной
противником. Первое главное управление — Главное
управление госбезопасности (ГУГБ — НКВД) состояло до разделения из [семи]
отделов: экономический отдел — ЭКО, транспортный отдел — ТО, секретный
политический отдел — СПО, контрразведывательный отдел — КРО; особый отдел — 00;
иностранный отдел — И НО; отдел промышленности и промыслов — ПРОМ14. Сотрудники управления госбезопасности носили
форму землистого цвета с темно-красными петлицами на воротнике. На рукавах
мундиров (нижняя часть рукава) у них был овальный, вышитый золотом знак,
изображавший на красном фоне меч с обвивающей его змеей. Сотрудники УГБ имели право носить также
гражданскую одежду. Сотрудники особого отдела были разделены по различным
воинским частям и носили форму той воинской части, которой были приданы. В
качестве особого знака различия на рукавах мундира они носили красную
советскую звезду и ничем таким образом не отличались от находившихся при
воинских частях политических руководителей — политруков. Имеется предположение,
что они занимались также активным шпионажем. Решением Верховного Совета СССР Народный
комиссариат внутренних дел 3 февраля 1941 г. 15 был разделен на два
народных комиссариата: 1) Народный
комиссариат внутренних дел — НКВД; 2) Народный
комиссариат госбезопасности — НКГБ. Наркомом внутренних дел был назначен Берия.
Он носит титул Генеральный комиссар госбезопасности. Народный комиссариат
госбезопасности возглавляет Меркулов. По-видимому, разделение не было
завершено к началу войны. УГБ было после разделения полностью передано
в НКГБ. НКВД состоит с момента разделения из
следующих главных управлений: 1. Главное управление погранвойск: а) оперативный отдел; б) административный отдел. 2. Главное управление войск охраны железных
дорог и промышленных
3. Главное
управление конвойных войск. 4. Главное
управление оперативных войск. 5. Главное
управление обеспечения войск. 6. Главное
управление строительства военных объектов. 7. Главное
управление пожарной охраны. 8. Главное
управление лагерей. 9. Главное
управление милиции. 10. Главное
управление охраны лесов. 11. Главное
управление строительства аэродромов. 12. Главное
управление строительства промышленных объектов. 13. Главное
управление строительства лагерей по добыче золота. 14. Главное
управление строительства железных дорог. 15. Главное
управление снабжения электроэнергией. 16. Главное
управление гражданского строительства. 17. Главное
управление картографии. 18. Главное
управление шоссейных дорог Благодаря тесному взаимодействию военной
разведки с политической советская разведслужба имеет возможность получать
сообщения из всех концов света, где в ее распоряжении находятся в большом
количестве ее политические единомышленники — коммунисты. II.
Зарубежная разведывательная служба СССР Эта служба заслуживает особого
внимания. Иностранный отдел — ИНО — бывшего УГБ и
нынешнего НКГБ внешне имеет задачу осуществлять надзор за проживавшими в СССР
иностранцами. Этим, однако, деятельность ИНО не
исчерпывается. Его влияние простирается на всю Европу, почти на весь земной
шар. За рубежом его задача — надзор за сотрудниками дипломатических и торговых
представительств. Совместно с Коминтерном и военной разведкой он проводит
активный шпионаж. Тесное сотрудничество с Коминтерном объясняет, что советская
разведслужба сравнительно легко добивается успехов. Она опирается не на
отдельных агентов, в ее распоряжении большое количество коммунистов, которые
частично по идеалистическим соображениям, частично из убеждения, что таким
образом можно причинить ущерб капиталистическим странам, поставляют (советской
разведке) сведения со всех предприятий имеющих важное хозяйственное и военное
значение. Торговые
представительства Как
неоднократно было установлено, советские торговые представительства, как и
дипломатические представительства, втянуты в разведслужбу. Деятельность
торговых представительств лежит16, главным образом, в области
экономического шпионажа. На основе ранее заключенных торговых договоров
сотрудники торговых представительств имели возможность посещать предприятия и
наблюдать за ходом производства предназначенных для них машин и товаров. При
этом не всегда удавалось предотвратить ознакомление русских с процессом,
который следовало держать в секрете из экономических соображений. Письменный материал, захваченный после начала
германско-русской войны в здешних торговых представительствах, дал
многочисленные доказательства того, что торговые представительства занимались,
главным образом, шпионажем. Дипломатические
представительства В то время как экономический шпионаж исходил
из торговых представительств, нити военного шпионажа находятся в'руках
дипломатических представительств. Налицо достаточное количество обстоятельств,
на основании которых может быть подтвержден такого рода характер деятельности
советских дипломатических представительств. Здесь русские, опираясь на пример
поляков, создали действенные шпионские центры. Польская шпионская служба
создавалась в резиденциях консульств, которые в силу своего положения казались
в этих целях наиболее пригодными, так называемые пункты сбора донесений,
которые действовали под различными условными названиями. Так, в Берлине такой
пункт назывался «Бомбей», в Штеттине -«Бомбей-Порт», в Эссене — «Мюллер»,
позднее «Мадрас», в Мюнхене — «Хакодате» и т.д. Из захваченных документов советского
консульства в Петсамо видно, что весь персонал консульства занимался
разведдеятельностью. Руководителем этого разведучреждения был уполномоченный
торгового представительства. Задания и указания касаются, главным образом,
военной разведки. Руководитель консульства также занимался разведкой, хотя и
обособленно от аппарата, организованного уполномоченным торгового
представительства. Отсюда вытекает факт, что советское консульство в Петсамо,
подобно бывшим польским дипломатическим представительствам в Германии, являлось
пунктом сбора донесений советской разведслужбы для определенного района в
Финляндии. Аналогично обстоит дело с советским
посольством в Берлине (дела по обвинению в шпионаже в Берлине: Пакулат,
Дальхад). Также советское дипломатическое представительство в Праге,
возглавляемое Маховым, и советское консульство в Кенигсберге занимались
разведдеятельностью. Интурист Далее
в качестве учреждений советской разведслужбы по сбору разведданных (Sammelstellen) можно рассматривать
советские бюро путешествий «Интурист», организованные в Германии (Берлин,
Данциг). Берлинское бюро возглавляет Хаханов. III. Методы работы Вследствие политической обстановки советская
разведслужба, как ни одна другая разведслужба, получила возможность
использовать в своих целях чужие народы. Она в полной мере пользуется этой
возможностью и работает, имея под рукой значительный резерв агентов. I. Источники
информации Альфа и омега всякой разведслужбы — это ее
источники информации. Различают: а) пассивные источники информации; б) активные
источники информации17. Пассивные источники — это такие, наличие
которых не зависит от инициативы данной разведслужбы, но которые могут быть
целесообразно использованы. Активные источники — это такие, которые
разведслужба обязана сама добыть для себя и которых в противоположность первым
еще нет в наличии. а) К пассивным источникам следует отнести прежде
всего полученные
б) Активными источниками следует считать в
первую очередь агентов в
В отношении России с момента краха польского
государства имеют место ряд существенных изменений, возникших, во-первых,
потому, что с образованием германо-советской границы произошло прямое
соприкосновение с русскими разведорганами, которого до сих пор не было, и,
во-вторых, потому, что со вступлением Балтийских государств в Союз Советских
Социалистических Республик эти государства в противоположность бывшим следует
рассматривать как платформу для разведдеятельности СССР против Германии. Источники информации советской разведслужбы
носят различный характер, что обусловлено проводимой СССР политикой
герметической изоляции. Важнейшими установленными источниками являются: I)
русские возвращенцы; 2) переселенцы; 3) нелегальные радиопередатчики; 4) железнодорожное
транзитное сообщение. 1. Русские
возвращенцы Среди так называемых русских возвращенцев
советская разведслужба широко проводила ловлю агентов. Что касается русских
возвращенцев, то здесь речь идет о таких людях, которые в период системы18— будь это вследствие безработицы или из чувства симпатии — выехали в
Советскую Россию, и о специалистах, которые на основе договоров с согласия
германского правительства были направлены на работу в СССР. Эти люди
возвращались в Германию либо по окончании срока действия договора, либо, осознав,
что Советский
Союз отнюдь не является раем. Выяснилось, что почти все эти возвращенцы были
завербованы или дали обязательства работать на советскую разведку. Остается
неизвестным сколько из них сообщило германским учреждениям о том, что они завербованы
или дали обязательство работать на советскую разведку. Во всяком случае,
советская разведслужба обеспечила себе в лице части такой категории хороший
источник информации, тем более что возвратившиеся (в Германию) специалисты
опять получили здесь работу на военных предприятиях (см. Енек). 2. Переселенцы Аналогично обстоит дело с переселенцами. Это
лица, которые на основе договоров были выселены из СССР и поселены в Германии. Русские тотчас использовали акцию переселения
для того, чтобы навербовать среди переселенцев агентов, которые попали в
Германию с потоком лиц, возвращающихся на родину. В ходе акции переселения
стали известны многочисленные случаи, когда с переселенцев советской
разведслужбой брались обязательства работать на разведку. Если даже предположить,
что многие из фольксдойче, давшие такие обязательства НКВД, с готовностью
сообщали германским учреждениям о своих обязательствах, то, например в
отношении приблизительно 15 ООО переселенцев эстонской и латвийской
национальностей'9 имеется обоснованное подозрение, что среди них
находится большое количество агентов, которые сознательно готовы работать в
советских интересах. В частности, случай в отделении гестапо в Липман-штадте
(лагерь переселенцев) является тому доказательством. 3. Нелегальные
радиопередатчики Особое внимание советская разведслужба
обращает на связь посредством коротковолновых передатчиков. Наблюдения говорят
о том, что русские стремятся с помощью посредников снимать квартиры в
различных городах Германии. Если вначале цель не была ясно установлена, сегодня
уже можно сказать, что эти квартиры предназначались для размещения передающих и
приемных устройств. Уже в 1937 г. имелись указания на то, что агенты,
работавшие в Германии по заданию СССР, получали информацию через коротковолновые
передатчики. После установления границы между Германией и Советским Союзом
удалось захватить несколько таких аппаратов. Речь идет о не привлекающих
внимание ящичках длиной около 35 см, высотой 10 см и шириной 15 см. Некоторые
из них были американского производства. В этой связи интерес представляют
показания одного радиста советской погранохраны в Таурогене2".
По его сообщению, находившаяся там служба осуществляла не только связь между
учреждениями, но, главным образом, связь с агентами в Германии, контакт с
которыми был возможен только посредством коротковолновых передатчиков.
Радиостанция в Таурогене до 22 июня 1941 г. осуществляла связь с агентурными
радиостанциями в Тильзите (Рагнице), Хайдекруге, Мемеле21 и
Берлине. Как доказательство разведцеятельности радиостанции в Таурогене следует
рассматривать тот факт, что обозначение «агентурная радиостанция» нашло
применение в служебной сфере. Какое значение придавала радио советская
разведслужба, видно из того, что упомянутый радист должен был наладить 120
американских миниатюрных радиоустройств, которые являются наиболее подходящими
для связи с агентами22. Советская разведслужба пытается также теперь,
после начавшихся боевых действий, забрасывать на территорию рейха
радиопередающие и радиоприемные устройства. При этом она использует
парашютистов, прошедших краткую подготовку, которые сбрасываются группами с
радиоприборами. В каждой группе есть квалифицированный радист. Радисты
постоянно получают указание спускаться на территорию протектората или
генерал-губернаторства. Видимо, советская разведслужба исходит при этом из
предпосылки, что заброшенные парашютисты найдут здесь достаточную поддержку со
стороны чешского и польского движения Сопротивления. Также заслуживает
внимания маскировка радиоприборов. Так, например, был захвачен секретный
радиопередатчик, помещенный в канистру для масла. Он состоял из
радиопередающего и радиоприемного устройства. Одна треть канистры была
заполнена тавотом (Karbobineum). Это наполнение
создавало видимость, как будто вся канистра была заполнена им. Только сняв
первую треть, удалось добраться до аппарата. 4. Железнодорожное
транзитное сообщение Далее информационным источником советской
разведслужбы являлось железнодорожное транспортное сообщение. Разведывательные
возможности, предоставляемые сообщением между пограничной областью и
заграницей, ограничены вследствие герметической изоляции СССР. Также обстоит
дело с гражданским пассажирским железнодорожным сообщением. Зато есть
доказательства того, что советская разведка привлекла к своей службе советских
служащих, занятых в области железнодорожного сообщения (транзитное сообщение).
Так, из документального материала, обнаруженного в Брест-Литовске, явствует,
что все, как один, служащие русского железнодорожного персонала, который нес
службу на участке между станциями Брест-Литовск (с русской стороны) и
Тирасполь (с немецкой стороны), принадлежал к русской разведслужбе. Каждый из
этих железнодорожных служащих имел своих агентов в генерал-губернаторстве,
между прочим, среди польских железнодорожников, работавших на вокзале в
Тирасполе. В качестве дальнейшей шпионской возможности
русские использовали деятельность комиссий по делимитации границ, которые
работали на германской территории (полковник Жданов давал, как руководитель
одной из таких комиссий, шпионские задания). IV. Русская
разведслужба в настоящей войне Для
нынешней деятельности советской разведслужбы характернт следующие признаки: а)
массовое введение агентов; б) усиленное использование женщин, юношей и
подростков; в) единообразие в заброске агентов, а также в методах проведения
разведдеятельности. Накопленный к настоящему времени опыт дал
возможность узнать, что массовый ввод агентов, практиковавшийся русскими еще во
время мировой войны 1914-1918 гг., находит также применение и в этой войне.
Так, например, установлено, что только в один день на одном из советских
пунктов сбора разведдонесений было собрано 30 молодых ребят, которые, получив
разведзадания, должны были перейти германские линии. В период с конца сентября
до конца октября 1941 г. только силами одной айнзатцгруппы было установлено 116
мужчин и женщин, которые были введены в дело советской стороной в качестве
агентов. В руки айнзатцгрупп попало сравнительно мало
агентов, достигших зрелого возраста. Преимущественно речь идет о молодых
ребятах в возрасте от 14 до 20 лет, а также о женщинах различных возрастов.
Можно с уверенностью предположить, что засылка лиц юношеского возраста с
агентурными заданиями обусловлена не тем, что взрослые мужчины находятся в
Красной Армии или заняты на важнейших оборонных работах, а тем фактом, что
подростки считаются лицами, наиболее подходящими для того, чтобы без особых
трудностей переходить германские линии и незаметно выполнять разведзадания.
Решающим фактором для русских при засылке агентов юношеского возраста, а также
женщин-агентов является, должно быть, спекуляция на образе мыслей германских
солдат. Данные агентам инструкции поведения говорят о том, что русские
предполагают, что германские офицеры и солдаты не подумают об опасности, которая
может исходить со стороны несовершеннолетних и женщин. Так, например, некоторым
несовершеннолетним поручалось останавливаться у полевых кухонь германских
солдат и жаловаться на голод. Ведь большинство германских солдат тоже имеют
дома детей, не смогут же они спокойно смотреть на лишения в Советском Союзе.
Аналогичные инструкции поведения получали женщины-агенты, которые должны были
сообщать, что они живуг на оккупированной Германией территории. Описывая свое
бегство и разлуку с детьми, они должны были пробуждать сочувствие у германских
солдат. Подростки и женщин-агенты показали себя чрезвычайно ловкими. В
большинстве случаев им не только удавалось перейти германские линии, но и
ввести германские учреждения своей молодостью в заблуждение относительно
характера своих заданий. Исходя из формы розданных заданий и
инструкций поведения, следует сделать заключение о едином руководстве
советскими агентами. Путем тщательного допроса агентов были установлены
многочисленные центры на советской стороне, которые планомерно проводили
подбор, вербовку, обучение агентов и заброску их с разведзаданиями через
германские линии. Эти центры связаны между собой и практически относятся к
территориальным управлениям НКВД. Заброска парашютистов также говорит о
единообразии в засылке и в методах работы. Задержанные парашютисты согласно
заявляют, что они были отобраны и подготовлены НКВД и прошли только краткую
парашютную подготовку на военных аэродромах. Также единообразно осуществляется
составление группы парашютистов и ее оснащение радио и взрывными устройствами.
Данные этим группам задания — повреждение германских коммуникаций, поддержка
движения Сопротивления в генерал-губернаторстве и в протекторате — также
говорят о едином управлении. ЦА
ФСБ России, перевод с немецкого Перед
нападением на СССР немецко-фашистское руководство значительно активизировало
деятельность своей разведки. Разведывательным службам наряду со сбором сведений
о военно-экономическом потенциале СССР, данных о Красной Армии, ВМФ, их личном
составе, вооружении и тл. вменялось в обязанность добывать данные об
организации и деятельности советской разведки и контрразведки. Как видно из
публикуемого документа, немецкой разведке не удалось собрать точных и всеобъемлющих
данных об организации и деятельности советской разведки, хотя кое-какими
сведениями об этом они все-таки располагали. К
концу 1941 г. по указанию Гитлера немецкая контрразведка предприняла ряд мер по
усилению борьбы с агентурой органов НКВД-НКГБ, действовавшей в Германии и
оккупированных ею странах. 0 том,
как относился Гитлер к деятельности советской разведки, рассказал в своей книге
«Лабиринт. Мемуары гитлеровского разведчика» бывший начальник VI управления
РСХА бригадефюрер СС Вальтер Шелленберг: «Он считал, что советская секретная
служба более тщательно организована и. вероятно, действует гораздо более
успешно по сравнению с английской или любой иной секретной службой. В данном
случае интуиция подсказала ему правильный вывод». Гитлер
требовал регулярно представлять ему информацию о том, как борется немецкая
контрразведка с агентурой органов НКВД-НКГБ (см.: Шелленберг В.: Лабиринт.
Мемуары гитлеровского разведчика. М., 1991, с. 270). Примечания 1 Реферат
IV Е5 вел контрразведывательную работу против СССР и Польши. До войны
разрабатывал сотрудников советского полпредства и торгпредства в Берлине и консульств
на территории Германии. Начальником реферата являлся гауптштурмфюрер СС X.
Гейслер, а с 1942 г. - штурмбанфюрер СС Кубицкий. 2 Керенский
Ачександр Федорович (1881-1970) - русский политический деятель. Адвокат. Лидер
фракции трудовиков в 4-й Государственной думе. С марта 1917 г. — эсер. В марте
— мае 1917 г. — министр юстиции Временного правительства, в мае — сентябре 1917 г.
- военный и морской министр, а с 8 (21) июля одновременно - министр-председа-
3 «Историки»
из гестапо не удосужились даже ознакомиться с очевидными историческими
событиями. Февральская буржуазно-демократическая революция, свершившаяся 23-27
февраля (8-12 марта) 1917 г., свергла царизм, а не «правительство Керенского».
Временное правительство (во главе с князем Г.Е. Львовым) было создано после
свержения царизма, а не наоборот, а А.Ф. Керенский возглавил Временное
правительство лишь 8 (21) июля 1917 г. Гражданская война и иностранная военная
интервенция в России начались в 1918 г.
а не в 1917 г., как утверждают гестаповские «исследователи». И в дальнейших теоре-
4 7
(20) декабря 1917 г. Совет Народных Комиссаров принял решение о создании
Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) при СНК по борьбе с контрреволюцией и
саботажем. Председатель ВЧК был назначен Ф.Э. Дзержинский. Образование ВЧК было
обусловлено необходимостью защиты социалистической революции от покушений на
нее со стороны внутренних и внешних врагов. 15 (28) декабря 1917 г. ВЧК опубликовала
обращение к местным Советам с обоснованием необходимости организации на местах
чрезвычайных комиссий для борьбы с контрреволюцией. Однако вначале ЧК
создавались не везде. Органы ВЧК в центре и на местах комплектовались в
основном партийными и советскими работниками, а также рабочими, солдатами и
матросами. Руководителями назначались коммунисты с подпольным дореволюционным
стажем и опытом конспиративной работы. Первоначально расследование по уголовным
делам вели в основном руководящие работники ВЧК, получая полномочия на
производство расследования по конкретному делу на заседании Коллегии ВЧК. В
последующем производство предварительного расследования было сосредоточено в
оперативных отделах, которые подразделялись на оперативную часть и следственную
коллегию. Следственная коллегия состояла из следователей и ревизоров (ЦА ФСБ
России). 5 6
февраля 1922 г. ВЦИ К упразднил ВЧК и учредил Государственное политическое управление
(ГПУ) при НКВД РСФСР. Председателем ГПУ являлся народный комиссар внутренних
дел или назначаемый Советом Народных Комиссаров его заместитель. Положение
о ГПУ установило систему местных органов: областные отделы ГПУ (при ЦИК
автономных республик и областей); губернские отделы (при губисполкомах); аппараты
уездных уполномоченных; особые отделы фронтов, военных округов и армий, особые
отделения дивизий; особые отделы по охране границы: транспортные отделы на
железнодорожных и водных путях сообщения. Основным
содержанием деятельности ГПУ являлась борьба с внешними и внутренними врагами
Советского государства (борьба со шпионской и иной подрывной деятельностью
иностранных разведок, с антисоветскими действиями контрреволюционных элементов,
групп, организаций и бандитизмом, контрразведывательная работа на особо важных
объектах промышленности и транспорта). Кроме того, на органы ГПУ возлагались
дополнительные функции (политическая охрана государственных границ, охрана
железнодорожных и водных путей сообщения). Органы
ГПУ должны были осуществлять оперативно-организаторскую деятельность, издавать
правовые акты, регулирующие работу подразделений центрального аппарата и
местных органов, контролировать их оперативную и иную деятельность. Надзор за
соблюдением социалистической законности в следственной работе органов ГПУ
осуществлял Народный комиссариат юстиции (ЦА ФСБ России). 6 15
ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР постановил преобразовать ГПУ в Объединенное
государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР и утвердил
Положение об ОГПУ СССР и его органах, в соответствии с которым на него
возлагались следующие задачи: организация оперативной работы в общественном
масштабе; руководство деятельностью ГПУ союзных республик и подведомственных
им особых отделов военных округов, фронтов и армий, транспортных органов, а
также организация охраны Государственной границы СССР. ОГПУ
подразделялось на отделы: секретный, иностранный, восточный, контрразведывательный
(КРО), транспортный, особый (военная контрразведка), оперативный, информации и
политконтроля. центральной регистратуры (ОЦР). Все отделы входили в Секретно-оперативное
управление. Все
правовые акты, регулирующие работу ГПУ при НКВД РСФСР и его местных органов,
сохраняли свою силу и после образования ОГПУ при СНК СССР. С образованием в
1924 г. Верховного суда СССР надзор за законностью действий ОГПУ был возложен на
Прокурора Верховного суда СССР (ЦА ФСБ России). 7 К
началу войны в Советском Союзе было 16 военных округов: Прибалтийский Особый,
Западный Особый, Киевский Особый, Ленинградский, Одесский, Архангельский,
Северо-Кавказский, Закавказский, Московский, Приволжский, Среднеазиатский,
Уральский, Сибирский, Забайкальский, Харьковский, Орловский. На Дальнем Востоке
функции военного округа выполнял Дальневосточный фронт. В первый день войны
Прибалтийский, Западный и Киевский Особые военные округа были преобразованы
соответственно в Северо-Западный, Западный и Юго-Западный фронты, а на базе
управления и войск Одесского военного округа развернута 9-я армия. 24 июня 1941
г. Ленинградский военный округ преобразован в Северный фронт; 25 июня 1941 г.
на базе управления Московского военного округа создано управление Южною
фронта. 8 ходе
войны количество военных округов, их территория и состав изменялись. В августе
1941 г. Закавказский военный округ преобразован в Закавказский фронт. Образованы
Сталинградский и Южно-Уральский (ноябрь 1941 г.) военные округа. В
составе Военно-Морского Флота в документе не назван Тихоокеанский флот,
Каспийская военная флотилия, а также ряд речных и озерных флотилий (см.:
Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. М., 1985, с. 155, 164). 8 Речь
идет о IV отделах военных округов (прим. переводчика). 9 Действительно,
накануне войны пограничные войска объединяли 18 пограничных округов, но
указанная структура построения в документе не соответствует действительности.
Пограничные войска состояли из 94 пограничных отрядов, 8 отдельных отрядов
пограничных судов, 365 пограничных комендатур. 1747 линейных и 153 резервных пограничных
застав, 439 береговых постов, 76 маневренных групп, 14 отдельных и 84 неотдельных
КПП и многих других пограничных подразделений (см.: Пограничные войска СССР в
годы Второй мировой войны 1939-1945. М., 1995, с. 45,46). 10НКГБ уже не существовало - 20 июля 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета
СССР НКВД и НКГБ СССР объединены в единый Народный комиссариат внутренних дел
СССР. "
10 июля 1934 г. постановлением ЦИК СССР ОГПУ было упразднено
и на его базе создано Главное управление государственной безопасности (ГУГБ),
которое вошло в состав союзно-республиканского Народного комиссариата
внутренних дел (НКВД) СССР, образованного этим же постановлением. На
Народный комиссариат внутренних дел СССР возлагалось «обеспечение государственной
безопасности страны и революционного порядка, охрана социалистической собственности,
охрана Государственной границы СССР» и некоторые другие функции. Непосредственное
обеспечение политической безопасности Советского государства возлагалось на
Главное управление государственной безопасности. В ГУГБ входили следующие
оперативные подразделения: иностранный, секретно-политический, особый, оперативный,
экономический, транспортный, специальный и учетно-статистический отделы. Местные
органы бывшего ОГПУ на железнодорожном и водном транспорте переименовывались
соответственно названиям оперативно обслуживаемых дорог и бассейнов в транспортные
отделы, отделения и оперативные пункты ГУГБ НКВД с подчинением их транспортному
отделу ГУГБ. В 1936-1937 гг. «в целях усиления борьбы с подрывными действиями
империалистических разведок и более интенсивного использования оперативной
техники для решения контрразведывательных задач» в центральном аппарате ГУГБ
были образованы контрразведывательный и оперативно-технический отделы (ЦА ФСБ
России). 12 В
состав НКВД с июля 1941 г. по апрель 1943 г. входило [16] управлений: 1
Управле-
Кроме
того, в составе НКВД имелось свыше 10 самостоятельных отделов и следственная
часть по особо важным делам. 13 Изложенные
в документе «задачи» особых отделов не соответствуют действительно-
14 В
состав ГУГБ НКВД СССР с 1938 г. по февраль 1941 г. входило 5 отделов (а не 7,
как
133 февраля 1941 г Указом Президиума Верховного Совета СССР НКВД СССР был
разделен на Народный комиссариат внутренних дел СССР и Народный комиссариат
государственной безопасности СССР. На вновь созданный НКГБ были возложены
следующие задачи: «ведение разведывательной работы за границей; организация
борьбы со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной
деятельностью иностранных разведок на территории СССР, борьба с антисоветскими
элементами внутри страны; охрана руководителей Коммунистической партии и
Советского правительства». В
состав созданного НКГБ вошли следующие оперативные управления: Разведывательное,
Контрразведывательное, Секретно-политическое, Управление коменданта Московского
Кремля, Следственная часть (на правах управления) и ряд самостоятельных отделов.
Существовавшие ранее в НКВД
СССР Главные экономическое и транспортное управления были упразднены, часть
функций этих управлений возлагалась на Контрразведывательное и Секретно-политическое
управления НКГБ СССР. Ввиду
угрозы войны особые отделы были выделены из НКВД СССР и переданы вНаркомат обороны и Наркомат Военно-Морского
Флота. Постановлением Совнаркома СССР от 8 февраля 1941 г были образованы 3-е
Управление НКО СССР и 3-е Управление НКВМФ СССР. Для координации работы НКВД
СССР, НКГБ СССР, 3-го Управления НКО СССР и 3-го Управления НКВМФ СССР 12
февраля 1941 г. образован Центральный совет в составе народных комиссаров
государственной безопасности и внутренних дел, начальников 3-х Управлений НКО
СССР и НКВМФ СССР (ЦА ФСБ России). 16 Так
в тексте документа. 17 Далее
в тексте будет стоять просто «источник» (прим. перев.). 18 Период
Веймарской республики (прим. перев.). 19 Данные
о количестве переселенцев из Прибалтики завышены почти в три раза. За
20 С
1917 г. - г. Таураге (Литва). 21 С
1923 г. - г. Клайпеда (Литва). 22 Советская
разведка эффективно использовала радиосредства для связи со своими за-
№
126 Директива Ставки Верховного
главнокомандования вооруженных сил Германии о применении суровых мер наказания к
гражданским лицам немецкой национальности за выступления против оккупационных
властей 7 декабря 1941 г. В оккупированных областях с самого начала
русской кампании коммунистические элементы и другие враждебные немцам круги
усилили свои выступления против империи и оккупационных властей. Масштабы и
опасность этих выступлений принуждают по соображениям устрашения к самым
крайним мерам против зачинщиков. В соответствии с этим следует руководствоваться
следующими основными принципами: 1. В
оккупированных областях гражданские лица немецкой национальности, выступающие
против империи или оккупационных властей и ставящие под угрозу их безопасность
или боевую готовность, подлежат принципиально смертной казни. 2. Наказуемые
действия, упомянутые в п. 1, подлежат принципиально судопроизводству в
оккупированных областях лишь в тех случаях, когда вполне вероятно, что
преступники, во всяком случае главные преступники, подлежат смертной казни, и
когда судебный процесс и исполнение смертных приговоров могут быть проведены в
кратчайший срок. В противном случае преступники, во всяком случае главные
преступники, подлежат отправке в Германию. 3. Преступники,
доставленные в Германию, подлежат там военно-полевому суду лишь в тех случаях,
когда этого требуют особые военные соображения. На запросы немецких и
иностранных органов и инстанций о судьбе этих преступников следует отвечать,
что они арестованы и ход следствия не допускает никакой дополнительной
информации. '
Впоследствии эта директива получила известность под названием «Нахт унд Небель»
(«Мрак и Туман»). 4. Командующие
в оккупированных областях и судьи лично отвечают брамках своих полномочий за осуществление
этого приказа. 5. Начальник
штаба Верховного главнокомандования вооруженных сил определяет, в каких
оккупированных областях следует ввести этот приказ. Он уполномочен разъяснять,
вводить и дополнять приказ в дальнейшем. Имперский министр юстиции должен
выпустить инструкцию по проведению этого приказа в границах своей компетенции. По
поручению: начальник
штаба Верховного главнокомандования
вооруженных сил Кеителъ Печатается по: Преступные цели —
преступные средства: Документы об оккупационной политике фашистской Германии
на территории СССР'(1941-1944 гг.). Изд. 3-е. М., 1985. с. 88-89 Спустя
неделю после начала войны с Советским Союзом Гитлер приказал службе связи с
немецкими национальными меньшинствами «принять срочные меры в целях учета лиц
немецкой национальности в оккупированной части Советского Союза для последующего
выдвижения надежных из них на руководящую работу в местные органы немецкого
государственного аппарата». Однако на практике из этого у оккупантов ничего не
получилось. Как отмечается в книге Луи де Ионга «Немецкая «пятая колонна» во
второй мировой войне», в 1941 г. в Берлин был послан официальный доклад, в
котором, в частности, говорилось, что «местные немцы, даже если они не
являются коммунистами, имеют совершенно неправильное представление о
взаимоотношениях внутри рейха, а также о национал-социалистских лидерах.
Представителям интеллигенции непонятно чувство дискриминации. К евреям они,
как правило, относятся безразлично. Показательным является тот факт, что после
вступления немецких войск местные немцы не принимали совершенно никаких мер
против евреев; более того, они считали евреев безобидными людьми, не внушающими
никаких опасений». Напротив,
многие тысячи советских немцев принимали активное участие в борьбе с
фашистскими захватчиками. Они мужественно сражались с гитлеровцами на фронте и
в партизанских отрядах. Подобное поведение советских немцев шло вразрез с
разработанными фашистским руководством планами о привлечении их к
сотрудничеству с оккупантами. Ставка
Верховного главнокомандования вооруженных сил Германии, направляя в войска
данную директиву, рассчитывала, что путем усиления репрессивных мер ей удастся
устрашить граждан немецкой национальности и привлечь их к более тесному
сотрудничеству с немецкими властями на оккупированной территории (см.:
Военно-исторический журнал, 1990, №9, с. 31). Из военного дневника
командующего группой армий «Центр» генерал-фельдмаршала Федора фон Бока 7 декабря
1941 г. Ужасный день. Правое крыло 3-й танковой
группы начало ночью отступать. Вклинения противника на севере этой танковой
группы неприятны. На правом фланге 9-й армии противник тоже значительно
расширил свой прорыв. На помощь 3-й танковой группе двинуто все, что находилось
в пределах досягаемости: один полк 255-й дивизии был побатальонно переброшен
на грузовиках к Клину, куда первые части прибыли утром; 4-я танковая группа
смогла до сих пор выделить в качестве подкрепления только одну усиленную роту;
моторизованный учебный саперный батальон, подлежавший отправке в Германию, был
задержан и тоже брошен в направлении 3-й танковой группы. Что же касается 9-й
армии, то она должна помочь и поможет себе сама. В полосе 4-й армии противник тоже стал вести
себя беспокойнее, а именно против 4-й танковой группы. Поэтому остаток 255-й
дивизии собран в районе Рузы. Танковая армия терпит неудачу у Михайлова,
который выдвинутому вперед батальону 10-й мотопехотной дивизии, неся немалые потери
в технике, приходится сдать. В остальном же отход танковой армии происходит
планомерно. 2-я армия, несмотря на все предостережения,
пробивается дальше на восток, ввязывается в кровопролитные бои с сильным
врагом. Начинаются потери от мороза. Докладывают, что в одном полку
насчитывается 318 обмороженных. К нынешнему тяжелому кризису привели три
фактора: 1. Наступление осенней распутицы. Передвижение войск и подвоз из-за раскисших
дорог почти полностью парализованы. Использование победы под Вязьмой более уже
невозможно. 2. Паралич железных дорог. Нехватка автомашин, вагонов, локомотивов и
обученного персонала; недостаточная приспособляемость локомотивов и автомашин
к условиям русской зимы. 3. Недооценка силы сопротивления врага и его
людских и материальных
Русский сумел настолько усилить наши
транспортные трудности разрушением почти всех строений на главных
железнодорожных линиях и шоссе, что фронт оказался лишенным самого необходимого
для жизни и борьбы. Подвозить боеприпасы, горючее для автотранспорта,
продовольствие и зимнее обмундирование стало невозможно. Эффективность
перенапряженного из-за паралича железных дорог и длительного
наступления на 1 500 км использования автомашин снижается на глазах. Это ведет
к тому, что сегодня мы лишены всякой возможности перебрасывать сколько-нибудь
значительные по численности войска и со своим парализованным снабжением противостоять
противнику, который всей своей неисчерпаемой людской массой, не щадя ее,
переходит в контрнаступление. В ошеломляюще короткий срок русский снова
поставил на ноги разгромленные дивизии, бросил на угрожаемые участки фронта
новые из Сибири, Ирана и с Кавказа и стремится заменить свою потерянную
артиллерию множеством ракетных орудий. Сегодня перед фронтом группы армий стоят
на 24 (в основном доукомплектованных) больше дивизий, чем 15 ноября. В
противоположность этому сила немецких дивизий в результате непрерывных боев и
наступившей суровой зимы уменьшилась более чем наполовину; боеспособность
танковых войск стала и того меньше. Потери офицерского и унтерофицерского
состава пугающе велики и в настоящее время могут быть пополнены меньше, чем
потери в рядовых. Приказы на не считающееся ни с чем
продвижение вперед и преследование противника были оправданы до тех пор, пока
у высшего командования имелись для того отправные точки и когда враг из самых
последних сил сражался за свою жизнь. Стремление окончательно разгромить его
тогда коротким штурмом, как того требовало главное командование сухопутных
войск, «стоило максимального использования всех сил». Но это было заблуждением,
и теперь группа армии вынуждена в самых тяжелых условиях переходить к обороне.
[...] Печатается по' Вторая мировая война:
Два взгляда. М., 1995, с. 168-169. Конец
ноября — начало декабря 1941 г. были периодом кризиса наступления гитлеровцев
на Москву. 5-6 декабря началось контрнаступление советских войск под Москвой. В
ходе Калининской, Клинско-Солнечногорской, Тульской, Калужской и Елецкой операций
войска Красной Армии в первые же дни вырвали у врага инициативу. 8 декабря 1941
г Гитлер подписал директиву о переходе к обороне на всем советско-германском
фронте, в том числе и на Московском направлении. 9 декабря советские войска
освободили Рогаче-во, 11 декабря — Истру, 12 декабря — Солнечногорск, 15 декабря
— Клин, 16 декабря — Калинин, 20 декабря - Волоколамск. Учитывая благоприятную
обстановку, Ставка потребовала от командующих фронтами расширить полосы
наступления и вести безостановочное преследование противника (см.: Великая
Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. М., 1985 с. 465-466). План
окружения и захвата советской столицы потерпел полный крах. «Наступление на
Москву провалилось. Все жертвы и усилия наших доблестных войск оказались
напрасными. Мы потерпели серьезное поражение», — писал после войны X.
Гудериан. Враг был окончательно измотан, резервы его иссякли. «Сведения,
которыми мы располагали, говорили, что все резервы, имевшиеся у фон Бока,
использованы и втянуты в бой», — отмечал Маршал Советского Союза К. К.
Рокоссовский. Провал операции «Тайфун» стал свершившимся фактом. Срыв
советскими войсками этой операции, рассчитанной на захват Москвы, свидетельствовал
о кризисе гитлеровской стратегии блицкрига. Это поняли и сами нацистские
лидеры. В беседе с министром иностранных дел Италии Г. Чиано 29 ноября 1941 г.
Гитлер признал, что «ликвидация Востока не удалась и продолжает оставаться
основной задачей на 1942 г.». Немецкий генерал Г. Блюментрит, оценивая
обстановку, сложившуюся в начале декабря 1941 г., писал: «Это был поворотный
пункт нашей восточной кампании — надежды вывести Россию из войны в 1941 г.
провалилась в самую последнюю минуту. Теперь
политическим руководителям Германии важно было понять, что дни блицкрига
канули в прошлое. Нам противостояла армия, по своим боевым качествам намного
превосходившая все другие армии, с которыми нам когда-либо приходилось встречаться
на поле боя» (см.: История второй мировой войны 1939-1945 (в 12 томах). М.,
1975, т. 4, с. 108-110). №
128 Из приказа по 512-му пехотному полку
германской армии о превращении населенных пунктов при отступлении войск в «зону
пустыни»1 10 декабря1941 г. ...Оставление и уничтожение населенных
пунктов. Немедленно запретить всему гражданскому
населению покидать дома с наступлением вечерних сумерек и до рассвета. Установить
строжайший контроль за соблюдением этого запрета. В день оставления населенного пункта к
полудню объявить гражданскому населению, что: а) покидать населенный пункт ему запрещается; б) следующей ночью населенный пункт будет нами
оставлен и сожжен
в) дома должны быть немедленно очищены, жители
могут взять с собой
г) все жители должны собраться с этим имуществом
к 16 час. в назначен-
Подготовку к разрушению населенных пунктов
производить таким образом, чтобы до момента объявления об этом у жителей не возникало
никаких подозрений, а разрушение было начато в указанное время внезапно и одновременно
во многих местах. В назначенный день населенные пункты должны
особенно тщательно охраняться, чтобы ни один житель не мог их покинуть, в
особенности с момента объявления о разрушении.
Собранных
к 16 час. жителей следует хорошо охранять, и лишь после начала разрушения они
должны быть отправлены колонной под руководством старосты. Руководителю колонны
приказать, чтобы он вместе с жителями своего населенного пункта направлялся в
Александрове и явился в штаб русского полка, который позаботится о дальнейшей
отправке. Операцию по отправке гражданского населения
именовать — «Гетто». 13. Для обеспечения полного разрушения должны
быть сожжены все до-
Меры по созданию «зоны пустыни» имеют
решающее значение для ведения зимних боевых действий и должны быть поэтому
подготовлены и проведены полностью и беспощадно. 14.Для
лучшего оборудования блиндажей на зимних позициях, которые будут нами заняты,
разрешаю забирать из разрушаемых населенных пунктов имущество, оставляемое
жителями, например: керосин, оконное стекло, гвозди, сковороды, горшки, лампы,
стулья, ведра, оборудование конюшен, веревки, мешки, продовольствие (лук,
огурцы, картофель, пшено). Скот забирать с собой, уплачивая за него. 15.В
телефонных разговорах как можно меньше говорить об отходе, упоминать о нем
лишь с употреблением шифрованных наименований. О проведенных мероприятиях
сообшать по телефону, пользуясь их шифрованными наименованиями... Шиттниг Печатается по: Преступные цели —
преступные средства: Документы об оккупационной политике фашистской Германии
на территории СССР (1941-1944 гг.). Изд. 3-е. М., 1985, с. 260-261. Подобные
приказы издавались и в других немецких воинских частях при отступлении. В
результате их варварских действий Советскому Союзу был нанесен громадный
материальный ущерб. За 1941-1945 гг. фашистскими войсками полностью или
частично было разрушено и сожжено 1710 городов и поселков городского типа,
свыше 70 тыс. сел и деревень, уничтожено 66,2 млн. м! жилой площади,
из 12 млн. жилых домов в сельской местности на оккупированной территории
уничтожено 3 5 млн. домов, лишены крова около 25 млн. людей. №
129 Из
речи А. Гитлера в Рейхстаге 11 декабря1941 г.
[...]'
Я не искал войны, а, напротив, делал все, чтобы ее избежать. Но я бы забыл долг
и действовал бы вопреки своей совести, если бы, несмотря на понимание
неизбежности столкновения, не сделал отсюда единственно возможного вывода:
считая Советскую Россию смертельнейшей опасностью не только для германского
рейха, но и для всей Европы, я решил всего за несколько дней до этого
столкновения дать сигнал к наступлению. Сегодня имеются поистине неоспоримые и
аутентичные материалы, подтверждающие факт намерения русских осуществить
нападение на нас. Точно так же нам известен и тот момент, когда должно было
произойти это нападение. Учитывая осознанную нами во всем ее объеме только ныне
огромную опасность, могу лишь поблагодарить Господа нашего, вразумившего меня
в нужный час и давшего мне силы сделать то, что должно было сделать. [...] Уже 2 октября [1941 г.] началась операция с
целью прорыва на центральном участке Восточного фронта, а к 11 октября успешно
закончилось сражение на Азовском море. Снова было взято в плен 107 ООО
человек, захвачено 212 танков, 672 орудия. 16 октября после упорного сражения
германские и румынские войска вступили в Одессу. 18 октября начатое 2 октября с
целью прорыва наступление на центральном участке Восточного фронта закончилось
новым, всемирно-историческим, успехом. Результатом явились 663 ООО пленных;
частично уничтожены, частично захвачены 1242 танка, 5452 орудия. 21 октября
закончился захват острова Даго; 24 октября взят промышленный центр Харьков. 28
октября в ходе тяжелейших боев окончательно перекрыт вход в Крым и уже 2 ноября
штурмом взята его столица — Симферополь. 16 ноября в Крыму совершен прорыв до
самой Керчи. На 1 декабря общее число взятых в плен советско-русских составило
3 806 865 человек, уничтоженных или захваченных танков — 21 391, орудий — 32
541 и самолетов — 17 332. За этот же период сбит 2191 британский самолет,
военно-морским флотом потоплено 4 170 611, а авиацией - 2 346 180 регистровых
брут-то-тонн. итого — 6 516 791. [...] Однако наступление зимы несколько затормозило
это движение, но с приходом лета ему уже не сможет помешать ничто. [...] Печатается по: Вторая мировая война:
Два взгляда. л/., 1995,
с. 170. В
своей речи А. Гитлер, как и в декларации от 22 июня 1941 г.. грубо искажает
факты, пытаясь доказать мировой общественности, что не он является виновником
развязывания войны против Советского Союза (подробнее об этом см. документ №
283). Ярким
доказательством лживости утверждения Гитлера являются дневниковые записи
министра пропаганды Германии Й. Геббельса. Так, 29 марта 1941 г., описывая
планы наступления немецко-фашистских войск на Грецию, он отмечал: «... А затем
начнется большая операция против России. Ее мы всемерно маскируем, лишь очень
немногие осведомлены о ней. Чтобы ввести русских в заблуждение, на Запад будут
переброшены с Востока значительные контингенты войск. Мы вызовем подозрения о
готовящихся везде, кроме как на Востоке, действиях, подготовим ложную операцию
против Англии. А
потом молниеносно назад, и за настоящее дело. Украина - хорошая житница. Когда
мы там закрепимся, то спокойно сможем выдержать длительные военные испытания Та ким образом, вопрос о Балканах и о
Востоке будет окончательно урегулирован. Психологически в решении российской
проблемы есть известные трудности — аналогия с походом Наполеона. Но, используя
лозунги антибольшевизма, мы легко их преодолеем. Объектом нашей пропаганды
станут русские крестьяне. Нас ожидают большие победы. Нужно только сохранять
спокойный ум и крепкие нервы и все подготовить тщательнейшим образом...»
Далее, 22 апреля 1941 г., Геббельс писал: «...Газеты в Москве пишут, что СССР
не имеет претензий к Германии и хочет мира. Итак, Сталин уже почуял, что пахнет
жареным и размахивает пальмовой ветвью. Настолько сильными мы теперь стали.
Русская карта -больше не козырь...» 2
мая 1941 г. Геббельс отмечает в своем
дневнике: «...Похоже, русские постепенно начинают догадываться о наших
замыслах. Однако сейчас столько лживых сообщений отовсюду, что понять, где
правда, а где обман, едва ли возможно. Такое положение для нас самое
лучшее...» За
полтора месяца до нападения на СССР, 7 мая 1941 г., Геббельс записывает в
дневнике: «Центром интересов все больше становится Россия. Сталин и его люди
продолжают пребывать в бездействии, как кролики перед змеей. Если наш удар
удастся, а он удастся, вот тогда наши позиции будут полностью обеспечены...»
(см.: Военно-исторический журнал, 1996, № 1,с. 45,49, 58). №
130 Памятка немецкого
военного командования по контрразведке в армии [1941
г.] Борьба со шпионажем является долгом всех
военных инстанций. Каждый командир части несет ответственность за тщательное
расследование всех подозреваемых по участию в шпионаже, одновременно не
пренебрегая ни одним средством, обеспечивающим военную тайну. Распоряжение для
связи полевой почты Запрещается обозначение воинской части при
получении и отправке почты. Вместо этого ставится только фамилия и номер
полевой почты. Это необходимо довести до сведения солдат и их близких и родных. Основные пункты для ознакомления войск с
контрразведкой. 1. В
качестве шпионов используются как мужчины, так и женщины. Их одежда не
бросается в глаза, они появляются часто в немецкой военной форме, женщины
иногда появляются в одежде медицинских сестер. Не нужно бояться хорошей одежды,
имени, наличия наград или безупречного и уверенного поведения агента. 2. Как
работают шпионы: а) они ведут разведку собственным наблюдением; б) они
прислушиваются к разговорам, задают между прочим вопросы в обычных разговорах;
в) они работают по нескольку человек вместе, причем часть группы отвлекает
внимание от собственно шпионов. 3. Где
появляются шпионы и что они пытаются разведать: а) в пунктах скопления войск, в
крепостях и т.п.; б) на железнодорожных узлах. Они наблюдают за железнодорожными
перевозками, что перевозится в поездах (род войск, номера полков, количество и
системы орудий). Они выспрашивают у солдат относительно цели переброски и
принадлежности к высшим соединениям, относительно прошедших боев, о потерях и
настроении. Особенно они интересуются железнодорожным,
санитарным и низшим персоналом высших штабов, а также организаций этапной
службы и службы снабжения. 4. Шпионы
пытаются установить местонахождение: а) штаб-квартир, складов с боеприпасами,
саперных и автомобильных парков, ангаров, радиостанций, зенитных частей,
надписи на машинах и других видах транспорта; б) артиллерийских и пулеметных
позиций, опорных пунктов, тыловых позиций, охраны мостов и железнодорожных
обустройств, телефонно-телеграфных узлов. 5. Какие
меры следует принимать в частях против шпионов: а) регулярное напоминание
солдатам о шпионаже противника; б) тшательное соблюдение всех предписаний по
обращению с рукописным и печатным материалом, картами и особенно с секретными
материалами; в) наблюдение за канцеляриями, штабным персоналом, связью и
радиосвязью; г) осторожность в разговорах, особенно в общественных местах, в
ресторанах, на улице, при разговорах по телефону. Особенно обо всех предосторожностях должны
предупреждаться отпускники. Должна соблюдаться скрытность в разговорах с
членами семьи и в письмах к ним. Никаких надписей части и обозначения квартир
не должно быть. Сдержанность и недоверие по отношению к посторонним, которые
вмешиваются в разговоры, приглашают солдат и т.п. 6. Что делать с задержанным шпионом. Отправить
в охрану (местную, железнодорожную, этапную, комендантскую). Необходимо
следить, чтобы он шел впереди, ничего не рвал, не уничтожал и не выбрасывал.
Если задержаны сразу несколько человек, их необходимо изолировать друг от
друга. Шпион не должен держать руки в карманах. Если есть необходимость, то его
надо связать. Необходимо
проверить документы: имя, фамилию, дату и место рождения, сравнить с
фотографией. Оповестить по телеграфу или телефону офицера
контрразведки, заместителя генерала о задержании шпиона и указать персональные
данные. ЦА ФСБ России,
перевод с немецкого №
131 Вопросник РСХА об
организации и деятельности НКВД, НКГБ и военной разведки СССР [1941 г.] Что
известно о: НКВД
до реорганизации 3.2.1941
г. 1. Сколько имелось
главных управлений. 2. Какие имелись главные
управления. 3. Обозначения отдельных
отделов этих главных управлений. 4. Что входило в обязанности особых отделов
(ОО). 5 Деятельность
контрразведывательного отдела (КРО). 6. Иностранный отдел
(ИНО). 7. Секретный отдел (СО). 8. Специальный отдел
(СПО). 9. Оперативный отдел
(ОО). 10 Восточный отдел (ВО). 11. Транспортный
отдел (ТО). 12. Информационный
отдел (ИНФО). 13. Пограничный
отдел (ПО). 14
Секретный политический отдел (СПО). 15. Промышленный
отдел (ПО). 16. Административно-организационный
отдел (АОРГО). 17. Что
представляло собой ГУГБ (Главное управление госбезопасности). 18. Какие
знаки отличия имеют сотрудники ГУГБ. (Здесь известны: нарукавный знак овальной
формы на красном фоне, над ним вышитый золотом меч с извивающейся змеей.) 19. Описание
формы сотрудников ГУГБ. 20. Описание
формы ГУПВО (Главного управления пограничной и внутренней охраны). 21. Кому
подчинялись погранчасти. 22. Что
известно об организации пограничной охраны, где находились отделения
погранохраны. Сколько их в одном военном округе. 23. Сколько погранполков подчинялись одному
погранотделу.
24. Занималась
ли погранохрана (так же в ее низовых организациях как погранбатальон,
погранрота, погранкомендатура и погранпост) активным шпионажем. (Здесь известно
много случаев, когда офицеры погранохраны выступают как лица, дающие
разведзадания.) 25. Что
известно о СОЧ (Секретная оперативная часть). (По имеющейся здесь информации в
пограничной области военная и политическая разведка возглавлялась СОЧ, которая
состояла из: I — шпионского отдела. II — службы политической разведки, III —
контрразведки и контршпионажа. СОЧ была непосредственно связана с IV отделом
Генерального штаба, военной разведслужбой соответствующего военного округа, а
также НКГБ (КГБ-УГБ после 3.2.41 г.) 26. Кому
подчинялись конвойные полки, охранные полки, войска охраны лагерей, войска
охраны железных дорог и промышленных объектов. 27. Относились ли эти части к внутренней охране. 28. Кому подчинялась милиция (железнодорожная
милиция, милиция
29. Где
находились разведшколы. 30. Кому
они подчинялись. 31. Описание формы войск внутренней охраны
(конвойные полки, осо-
32. Милицейская
форма. 33. Что
известно о политруках. 34. Подчинялись
ли они в какой-либо форме НКВД (ГУГБ). 35. Именовались
ли так комиссары. 36. Обязанности
политрука. 37 Положение политрука в формированиях
Красной Армии и в войсках НКВД. 38. Форма политруков. НКВД после
реорганизации 3.2.1941
г. 39. Организация
НКВД. 40. Главное
управление Н КВД. 41. Отделы
и подотделы. 42. Какие
войска бывшего НКВД остались в ведении новообразованного. 43. Организация
НКГБ. 44. Главные
управления, отделы и подотделы. 45. Функции
НКГБ. 46. Деятельность
Особого отдела (ОО). 47. Деятельность
контрразведывательного отдела (КРО). 48. Деятельность
оперативного отдела. 49 Деятельность отдела госбезопасности (ОГБ). 50. Информационный отдел 51. Ведал ли IIIотдел НКГБ (НКВД) внутриполитическим надзором
(Согласно...1 — да.) 52. Ведал ли Vотдел НКГБ
(НКВД) активным шпионажем (за рубежом). (Согласно имеющимся здесь материалам,
по всей вероятности, — да.) 53. Какие отделы бывшего
НКВД перешли в порядке номеров к НКГБ. (Согласно имеющейся здесь информации,
отделы 1-6,7-11 остались в составе НКВД.) 54 Поручалась ли НКВД в случае войны
подготовка забросов парашютистов в целях организации террора и диверсий в тылу
противника и создания агентурной сети или это входило в круг задач НКГБ. 55. Кому
подчинялось политическое управление пропаганды Красной Армии — НКВД, НКГБ или
Народному комиссариату обороны. Согласованность действий с особым отделом
(ОО). 56. Какие
отделы НКВД или НКГБ занимались активным шпионажем. 57. Сходились
ли нити политической разведки с нитями военной разведки в руках уполномоченных
НКВД или НКГБ при военном округе отдельных союзных республик или автономных
областей 58. Какова
была структура построения НКВД сверху донизу в отдельных союзных республиках,
областях, районах, округах и т.д. 59. Какова
была структура НКГБ сверху донизу в отдельных союзных республиках, областях,
районах, округах и т.д. 60. Из
какого контингента формируются войска НКВД, НКГБ, а также их управления. 61 Порядок приема на службу, продолжительность службы. Военная разведка 62. Что
известно о IV-м отделе (IV-й отдел Генерального
штаба). 63. Какие
обозначения он имел (Разведупр.). 64. Из
скольких отделов состоял IV-й отдел. (Здесь известны: оперативный
отдел, политический отдел, технический отдел и административный отдел ) 65. Как
подразделялся IV-й отдел сверху донизу, например, при дивизиях
Красной Армии. (Здесь известно: при каждой дивизии имелись службы IV-го отдела,
которые в свою очередь имели вдоль границы офицерские посты или так называемые
разведпункты.) Взаимодействовали ли сотрудники IV-ro отдела при дивизиях,
а также так называемые офицерские посты в пограничных областях в разведывательной
области с погранохраной. 66. Сколько
военных округов имелось в СССР. (Здесь известны 17 военных округов, а именно:
Архангельск, Особый Балтийский военный округ, Харьков, Калинин, Киев,
Ленинград, Средняя Азия, Москва, Сев. Кавказ, Одесса, Орел, Сибирь,
Забайкальский, Закавказский, Урал, Особый Белорусский и Волга.) 67. Имел
ли IV-й
отдел Генерального штаба разведотделы. 68 Какие были школы. 69 Что представляли
собой разведотделы. 70. Где они находились (при
штабах военных округов, штабах дивизий). (Здесь известно, что разведотделы
имеются в Одессе, Августове, Белостоке, Беловежье, Брест-Литовске, Догычине,
Кибарти, Ковно, Кретинге, Лембер-ге, Мариамполе, Раве-Русской, Ревеле, Риге,
Таурогене, Вилковишках, Владимире-Волынском.) 71. Что
известно о запланированных организационных мероприятиях в сфере НКВД, НКГБ, а
также в сфере военной разведки на случай оккупации Ленинграда, а также Москвы
войсками германской армии. 72 Каким образом должен был приводиться в
действие аппарат после уничтожения центров. 73. Должна
была организация строиться по прежнему плану или был предусмотрен новый план. 74. Были
отданы особые распоряжения об уничтожении документов или они должны были быть
убраны в другое место и куда. 75. Существовали
ли «особые секретные документы», хранившиеся в особом отделе. Где находились эти инстанции. 76. Что
известно о местонахождении учреждений НКВД и НКГБ в Москве (улица и здание). 77. Отдавались
ли особые распоряжения относительно взрыва служебных зданий НКВД, НКГБ и
других советских учреждений. 78 Какие учреждения
НКВД, НКГБ получили такие распоряжения. 79 Какому кругу лиц
отдавались распоряжения. ЦА ФСБ
России, перевод с немецкого
Опубликовать страницу в социальных сетях
В браузере Mozilla Firefox это не работает |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ НА ЛУБЯНКЕ-2022
Новости
Что ещё посмотреть
Об авторе
Олег Борисович Мозохин – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.Автор 30 монографий, 200 статей по истории отечественных спецслужб советского периода и составитель более 40 томов сборников документов. На сайте elibrary.ru
От автора
История деятельности органов государственной безопасности и правоохранительных органов всегда вызывала интерес. Как раньше, так и в настоящее время исследователей в большей степени привлекают публикации на основе документальных материалов, так как их изучение — это прямой путь к истине. Цель открытия настоящего сайта — на основе документальных материалов государственных и ведомственных архивов России объективно отразить эту деятельность. Олег Мозохин |
© 2024 Мозохин Олег Борисович. Все материалы принадлежат их владельцам и/или авторам. |
|