Статьи и публикации » Органы государственной безопасности СССР в годы Великой отечественной войне » Том 5 - Книга первая (01.01.1944 г.— 30.06.1944 г.)
Предисловие В этом году Красная Армия провела две крупные кампании
— зимне-весеннюю и летне-осеннюю. В ходе первой кампании было нанесено поражение
германской группе армий Север
Пятый том сборника посвящен событиям 1944 г. Он
состоит из двух книг: первая называется «Вперед на запад...» (1 января — 30 июня),
вторая — «Границы СССР восстановлены» (1 июля — 31 декабря). 1944 г. явился
годом выдающихся побед советского народа и его вооруженных сил на фронтах
Великой Отечественной войны, когда были достигнуты стратегически важные
политические и военные результаты, завершено изгнание немецко-фашистских войск
с оккупированной территории Советского Союза. В этом году Красная Армия провела две крупные кампании
— зимне-весеннюю и летне-осеннюю. В ходе первой кампании было нанесено поражение
германской группе армий «Север» под Ленинградом и окончательно ликвидирована
блокада города, советские войска отбросили противника на 220-280 км на запад.
Были очищены от фашистских захватчиков Правобережная Украина и Крым. В
процессе этой кампании, продолжавшейся 4,5 месяца, было уничтожено 30 дивизий
и 6 бригад противника, 142 дивизии и 1 бригада лишились от половины до трех
четвертей личного состава. Вермахт потерял более 1 млн. человек, 20 тыс.
орудий и минометов, 8400 танков, штурмовых орудий и около 5 тыс. самолетов
(см. Наступательные операции по освобождению Правобережной Украины 1943-1944
гг., Ленинградско-Новгородскую, Крымскую операции 1944 г. и др.). В летне-осеннюю кампанию противник потерпел поражение
на Карельском перешейке и в Южной Карелии, в результате чего Финляндия вышла
из войны. Была разбита группа армий «Центр», освобождены Белоруссия и часть
территории Литвы. Войска Красной Армии вышли к границам Восточной Пруссии и к
Висле, положив начало освобождению Польши. Завершено освобождение Украины. Разгромлена
группа армий «Южная Украина», немцы были изгнаны с территории Молдавской ССР, а
затем Румынии и Болгарии. Красная Армия провела наступление в Карпатах, оказала
поддержку Словацкому национальному восстанию и освободила часть Чехословакии.
Очищены от врага Прибалтийские республики, также советское Заполярье и
северные области Норвегии. В ходе летне-осенней кампании войска Красной Армии,
продвинувшись на 600-1100 км, завершили освобождение территории СССР (за
исключением Курляндии), полностью восстановили государственную границу от
Баренцева до Черного моря, вступили в Юго-Восточную и Центральную Европу, начав
освобождение народов порабощенных стран. За период летне-осеннего наступления
войска Красной Армии уничтожили и взяли в плен 96 дивизий и 24 бригады
вражеских войск. Вермахт потерял 1,6 млн. солдат и офицеров, 6700 танков, 28
тыс. орудий и минометов, более 12 тыс. самолетов. Важнейшей особенностью летне-осенней кампании явилось
то, что она проводилась в условиях открытия командованием США и Великобритании
второго фронта в Европе (6 июня 1944 г.). Безусловно, второй фронт сыграл
положительную роль в вооруженной борьбе против фашистского блока. Однако и
после его открытия решающим фронтом во Второй мировой войне оставался
советско-германский фронт. За вторую половину 1944 г. из стран Западной Европы
немецко-фашистское командование перебросило на Восточный фронт 59 дивизий и
тринадцать бригад. К началу 1945 г. войскам Красной Армии противостояли 195
дивизий, союзным войскам в Западной Европе — 74 дивизии противника. Обе кампании советских войск 1944 г. создали условия
для достижения полной и окончательной победы над гитлеровской Германией. Этому
также способствовали напряженная.организаторская и идеологическая работа
военно-политического руководства СССР, героический труд советского народа,
обеспечившего опережающее развитие военно-экономического потенциала Советского
Союза по сравнению с военной мощью фашистской Германии. Очевидным было и
превосходство советского военного искусства. Однако, не смотря на поражения и крупные потери к
концу 1944 г., Германия все еще представляла собой довольно серьезную силу. К
началу 1945 г. Германия и ее союзники имели на Восточном фронте 4,3 млн.
человек, 59 тыс. орудий и минометов, 7,8 тыс. танков и штурмовых орудий и 3,2
тыс. боевых самолетов. В советской Действующей армии к июню 1944 г. имелось
около 6,6 млн. человек, 98,1 тыс. орудий и минометов, 7,1 тыс. танков и САУ,
около 12,9 тыс. боевых самолетов. В ее составе вели боевые действия польские, чехословацкие
формирования и французский авиационный полк и др. Следует подчеркнуть, что Красная Армия входила на
территорию сопредельных стран как армия-освободительница, не имея иных задач,
кроме полного и окончательного уничтожения фашизма. В постановлениях Государственного Комитета Обороны,
иных документах, помещенных в данном томе, строго регламентировалась деятельность
советских войск на территории иностранных государств. Категорически
запрещалось «устанавливать советские порядки», вмешиваться в действия местных
органов власти, «если это не диктуется интересами Ill Красной Армии». Подчеркивалось, что «все личные и
имущественные права граждан и частных обществ, а также принадлежащая им частная
собственность находятся под охраной советских военных властей». При вступлении Красной Армии на территорию
Прибалтийских республик с личным составом войск проводилась воспитательная и
разъяснительная работа, разъяснялись особенности военно-политической обстановки,
национальные и бытовые условия проживания населения в этих республиках. Особо
строго указывалось на недопустимость какого-либо ущемления жизненных интересов
местных граждан, а тем более оскорбления их религиозных чувств. Данное
положение распространялось и на войска НКВД. Сражения Великой Отечественной войны в 1944 г. имели
широкомасштабный, динамичный характер, отличались большой напряженностью. В
них участвовали многочисленные армии, оснащенные самой совершенной для того
времени боевой техникой. Во всенародной борьбе с немецко-фашистскими захватчиками
продолжали активно участвовать органы государственной безопасности, что нашло
свое отражение в опубликованных в данном томе документах и материалах. В них
раскрываются основные направления деятельности органов НКГБ-НКВД, военной
контрразведки «Смерш» НКО СССР, службы внешней разведки, пограничных войск,
войск НКВД по охране тыла Действующей Красной Армии. В документах основательно освещаются масштабы и
характер подрывной деятельности спецслужб фашистской Германии против СССР, а
также обусловливающие их факторы. Исторический подход при изучении публикуемых
документов и материалов и описываемых в них фактов позволяет глубже понять остроту
и сложность политической и оперативной обстановки в 1944 г., в которой
действовали органы государственной безопасности, объективно оценить вклад
чекистских органов и войск в достижение военно-политических результатов в этот
год войны, эффективность действий советской разведки и контрразведки на
фронте, в глубоком тылу нашей страны, в партизанской и подпольной борьбе на
захваченных врагом территориях Советского Союза и за его пределами.
Обстоятельный анализ этих документов дает возможность вскрыть причины и условия
существования таких опасных для нашего общества преступлений, как измена
Родине, шпионаж, диверсия, террор, политический и уголовный бандитизм, которым
противостояли всенародный патриотический подъем, беззаветное служение Родине,
массовые воинские и трудовые подвиги советских людей, и в том числе чекистов. О мужестве, высоких боевых и профессиональных качествах
кадровых сотрудников и агентов органов госбезопасности свидетельствуют,
например, опубликованные в томе представления к высшей награде Родины — званию
Героя Советского Союза — чекистов В. А. Молодцова, Ф. Ф. Озмителя, М. И.
Петрова, А. Н. Шихова, Д. Н. Медведева и Н. И. Кузнецова, сообщения Четвертого
управления НКВД СССР о героической гибели резидента «Белого» из оперативной
группы И. Ф. Золотаря и агентов оперативной группы Э. С. Куцына — «Подруги»,
«Матери» и «Девы». Уже в октябре 1943 г. было принято решение сохранить
для истории конкретные подвиги и имена советских чекистов, выполнявших задания
на фронте и в тылу врага. 20 июля 1944 г. на места было разослано повторное
указание НКГБ СССР о сборе документальных материалов, отражающих героические
дела сотрудников органов государственной безопасности в Великой Отечественной
войне. В 1944 г. в Германии происходит углубление и
обострение военно-политического кризиса, который начался в 1943 г. после
разгрома немцев под Сталинградом и на Курской дуге. В результате крупнейших поражений
Германии в 1944 г. на Восточном фронте, а также вследствие успешных боевых
действий в Европе Англии и США кризис охватил не только Германию, но и всю
гитлеровскую коалицию. Фашистская Германия потеряла почти всех своих
европейских союзников, которые вышли из войны, а Румыния и Болгария объявили
войну бывшему союзнику. С самого начала второй мировой войны Германия
стремилась не допустить, а затем разрушить блок антифашистских государств. В
этих целях германская дипломатия, с одной стороны, распространяла провокационные
слухи о якобы ведущихся мирных переговорах с одним из участников
антигитлеровской коалиции, а с другой — действительно пыталась заключить
сепаратный мир с Англией и США. С лета 1944 г. верховное командование Германии,
осознав неизбежность военного поражения и опасаясь оккупации страны советскими
войсками, изменило свои стратегические планы и стало прилагать все усилия к
тому, чтобы затянуть военные действия, воспрепятствовать вторжению советских
войск на собственную территорию и договориться с США и Англией об оккупации
Германии англо-американскими войсками без участия Советского Союза.
Реакционные и консервативные круги США и Великобритании, в том числе
английский премьер-министр У. Черчилль, желавшие ослабить международные позиции
СССР и вновь создать «санитарный кордон» на границах с СССР в виде зависимых от
них государств, были заинтересованы в таких переговорах. Разведка органов государственной безопасности
неоднократно получала ценные сведения о конспиративных контактах США и Англии
с представителями правящих кругов фашистской Германии, информировала об этом
высшее политическое руководство страны. Советское правительство использовало
данную информацию для сдерживания вероломных замыслов союзников. Настойчивые
требования советского политического руководства, обращенные к руководству
Англии и США, соблюдать договоренности антигитлеровской коалиции сорвали планы
Запада заключить сепаратный мир с Германией. Внутриполитическая обстановка в этот период в Германии
характеризовалась максимальной концентрацией власти в руках партийного аппарата,
а также «сращиванием» промышленной верхушки с нацистским руководством. Во всех
звеньях государственного аппарата был реализован принцип «персональной унии
партии и государства», в соответствии с которым все руководящие должности были
заняты членами НСДАП. В целях всеобъемлющего контроля обстановки в стране,
оказания влияния на каждого немца в Германии были созданы так называемые
«примыкающие к НСДАП союзы», которые охватывали почти все социальные и
возрастные группы населения. Не состоявший в каком-либо союзе немец не
принимался на работу. Особо важное значение нацисты придавали работе с
молодежью. Главной организацией, воспитывавшей будущих «верных сынов и дочерей
Германии» была «Гитлер-югенд», созданная еще в декабре 1936 г. и охватывающая
около 60% немецкой молодежи в возрасте от 14 до 18 лет, главного кадрового
резерва НСДАП. Тотальное наблюдение за морально-политическим
состоянием населения осуществлялось с помощью мощного и разветвленного
полицейс-ко-карательного аппарата. Крах агрессивных планов фюрера, возможность вступления
советских войск в Германию вызвали рост недовольства гитлеровским режимом
практически среди всех слоев населения страны — рабочих, мелкой и средней
буржуазии, интеллигенции, крупных промышленников, военной верхушки и связанных
с нею высших чиновных кругов. В основном это недовольство выражалось в
пассивных формах — саботаже под лозунгом «работать медленно», отдельных антигитлеровских
высказываниях. Усиленная геббельсовская пропаганда о якобы жестоких репрессиях,
ожидающих немецкое население после прихода Красной Армии, надежды на
«единственную возможность спасения Германии путем объединения всех сил вокруг
Гитлера» обусловили известный конформизм по отношению к фашистскому режиму. Однако часть высшего командования вермахта,
руководства военной разведки, дипломатического аппарата, поддерживаемая
крупными промышленниками (которые были недовольны «рискованной и недальновидной
политикой Гитлера» и опасались полного разгрома и «советизации» Германии),
создала оппозицию, имевшую целью захват власти, заключение сепаратного мира с
США и Англией и продолжение военных действий против СССР. 20 июля 1944 г.
оппозицией было организовано покушение на Гитлера. Покушение не удалось,
оппозиция была разгромлена. Видя причины военных неудач в просчетах прежнего
руководства военной разведки, Гитлер в феврале 1944 г. осуществил реформу
абвера и других специальных служб. Согласно приказу фюрера от 12 февраля 1944 г. абвер
как самостоятельная военно-стратегическая и оперативно-тактическая разведывательная
служба, подчинявшаяся военному командованию, был ликвидирован. Военная
разведка была включена в состав Главного управления имперской безопасности
(РСХА), возглавлявшегося Кальтенбруннером, который подчинялся непосредственно
Гиммлеру. По приказу Гитлера функции внешней разведки абвера были переданы VI
управлению РСХА, а контрразведки — IV управлению (гестапо). Для ведения
военно-стратегической разведки в составе РСХА было сформировано управление
«М», и лишь непосредственная оперативная работа в воинских частях и обеспечение
их безопасности остались в сфере деятельности военного ведомства. Абверкоманды
и абвергруппы, действовавшие на советско-германском фронте были реорганизованы
во фронтовые разведывательные команды (группы), и их деятельность
контролировалась Главным управлением имперской безопасности. Политический кризис гитлеровского блока вызвал
изменения в деятельности разведок всех участвовавших в войне стран. Прежде всего обострилась междоусобная борьба
разведывательных служб стран, входивших в гитлеровский блок. Политическое и
военное руководство Румынии, Венгрии и Болгарии настойчиво изыскивало
возможности для установления связей со спецслужбами Англии и США в целях выхода
из войны и обеспечения таких условий, при которых эти страны не были бы заняты
войсками Красной Армии. Активные усилия в налаживании подобных контактов
предпринимала и английская разведка, поскольку политическое руководство Англии
во главе с Черчиллем было заинтересовано в реализации своего «Балканского
плана», предусматривавшего оккупацию стран Юго-Восточной Европы. Английская
разведка, имевшая агентурные позиции в политических и промышленных кругах
Румынии и Венгрии, получала через них важную разведывательную информацию. Преследуя свои цели, руководство этих государств с
помощью спецслужб предпринимало попытки установить контакты и с представителями
Советского Союза, а также с руководством национально-освободительного движения
Югославии. В частности, в сентябре — октябре 1944 г. (после безуспешных тайных
переговоров с англичанами в Италии об условиях выхода из войны и оккупации
страны союзными державами) руководство хортистской Венгрии вело переговоры в
Москве, на которых венгры настаивали, чтобы в оккупации Венгрии наряду с
советскими участвовали и англо-американские войска. Германские спецслужбы вели активную агентурную
разведку и контрразведку против всех своих союзников. Немецкая разведка имела агентов
в близком окружении Муссолини, царя Болгарии Бориса, венгерского диктатора
Хорти, румынского диктатора Антонеску, осуществляла интенсивную
разведывательную и контрразведывательную работу против Японии. С помощью
агентуры немецко-фашистской разведке удавалось выявлять факты подготовки
союзниками Германии секретных политических и военных акций против нее и
предупреждать их. Так, в марте 1944 г., когда венгерская разведка вела
переговоры с американцами о вторжении союзных войск в страну, Германия внезапно
оккупировала Венгрию. Кризисные процессы в Германии, повлекшие за собой
изменение стратегических планов ведения войны, оказали определяющее влияние и
на организацию подрывной деятельности фашистской разведки против СССР. Военное и политическое руководство Германии, признав
невозможность добиться победы над СССР военным путем, еще больше активизировало
подрывную деятельность в целях политического разрушения Советского государства,
подрыва его потенциала изнутри. В соответствии с изменившимися стратегическими
установками были разработаны новые организационные формы и методы подрывной
деятельности, рассчитанные на более длительные, чем ранее, сроки.
Разведывательно-подрывные операции все чаще стали проводиться не в фронтовом,
а в глубоком тылу Советского Союза. Наряду с заброской агентов за линию фронта
фашистская разведка, учитывая широкое и быстрое наступление Красной Армии,
стала практиковать оставление своей агентуры на освобожденной советскими
войсками территории. Часть агентуры, решавшей контрразведывательные задачи, а
также наиболее верно служившие пособники и каратели были переориентированы на
выполнение разведывательных и диверсионных заданий в советском тылу. В целом
возросла роль, отводимая фашистскими спецслужбами диверсионно-террорис-тической
и бандитско-повстанческой деятельности, с помощью которой предпринимались
попытки дестабилизировать политическую обстановку в нашей стране, создать
кризисные ситуации в отдельных ее регионах, добиться перерастания
бандитско-повстанческой деятельности в гражданскую войну. Для этого в
различные тыловые районы РСФСР спецслужбы фашистской Германии забрасывали
группы шпионов, диверсантов и террористов, имевших задание формировать боевые
бандитские группы. В них предполагалось вербовать скрывавшихся в тыловых районах
дезертиров, уголовников, а также не сумевших выйти из окружения или бежавших из
плена немецких солдат и офицеров. С помощью этих банд планировалось
терроризировать местное население, представителей органов власти,
дезорганизовывать работу правоохранительных органов. Была предпринята попытка
заброски в район Смоленска двух агентов с заданием организации покушения на И.
В. Сталина и др. руководителей советского государства. В1944 г. повысилась активность немецко-фашистских
спецслужб по созданию и стимулированию подрывной деятельности различного рода
националистических, в том числе и военизированных, формирований (так называемых
«национальных советов», «национальных комитетов» и «национальных легионов»). В
этих целях шире стала использоваться враждебная нашей стране эмиграция,
усилилась антисоветская пропагандистская деятельность в лагерях военнопленных,
концентрационных лагерях для гражданских лиц и среди угнанных на работу в
Германию советских людей. Фашистские разведслужбы стремились разжечь между
представителями различных народов национальную рознь, особенно подогревалось
враждебное отношение к русскому народу. Пропагандировались сепаратистские идеи
развала Советского Союза как многонационального федеративного государства и
создания марионеточных националистических государств, полностью зависящих от
фашистской Германии. В вербовочной работе германская разведка все чаще
применяла шантаж и прямое насилие, учитывались, кроме того, стремление некоторых
советских граждан любым путем выбраться из лагерей и спасти себе жизнь, а также
боязнь репрессий со стороны советских властей в случае возвращения из плена на
Родину. Создаваемым националистическим организациям отводилась
разная роль. «Национальные комитеты», «национальные советы» занимались
организационной и пропагандистской работой. Их изображали в качестве будущих
«национальных правительств» после создания «свободных национальных
государств». Кроме того, из членов этих организаций немцы формировали
«городские управы», сельскую администрацию, вспомогательную полицию и
различные хозяйственные команды. Они широко использовались германской разведкой
для засылки в советский тыл и партизанские отряды диверсантов и
агентов-разведчиков. Из них также подбиралась агентура гестапо и СД. К числу
«национальных комитетов» и «советов» относились, например, «Белорусская рада»,
Армянский, Грузинский «комитеты» и т. п. «Национальные легионы», другие воинские формирования
применялись фашистским политическим и военным руководством как вспомогательная
военная сила для борьбы с партизанами и участниками движения Сопротивления
преимущественно за пределами Советского Союза (в Чехословакии, Югославии,
Италии). Создавая националистические организации, фашистские
спецслужбы учитывали и умело использовали условия исторического развития и
этнопсихологические особенности каждой нации. Так, формируя «национальные
комитеты» и «национальные легионы» из представителей Средней, Азии, они большое
внимание уделяли «исламскому фактору», распространению идей панисламизма и
пантюркизма, разжиганию религиозного фанатизма и нетерпимости к иноверцам.
Подобной националистической обработке подверглись крымские татары во время
оккупации Крыма. Религиозный фанатизм крымских татар, входивших в «охранные
отряды», привел к кровавым погромам и массовым убийствам представителей
нетатарского населения Крыма. Из военнопленных таджиков, туркмен и
представителей других народов Средней Азии, исповедующих ислам, с помощью
панисламистской и пантюркистской пропаганды были сформированы «Туркестанский
комитет» и «Туркестанский легион». На антикоммунистической, антисоветской основе
стимулировалась деятельность русской контрреволюционной белой эмиграции, в
частности таких ее организаций, как «Национально-трудовой союз нового поколения»,
преобразованный затем в «Народно-трудовой союз» (НТС), а также «Российский
общевоинский союз» (РОВС) и другие. Во главе с изменником Родине Власовым из
советских военнопленных была создана в 1942 и активно действовала в 1944 г.
так называемая «Русская освободительная армия». В Прибалтийских республиках фашистские спецслужбы
возобновили деятельность созданных еще до начала войны националистических
военизированных организаций «Айзсарги», «Кайтселиит», «Изамаали-ит», «Шаулю
саюнга» и др. Для ведения разложенческой, фашистской,
антикоммунистической и националистической пропаганды среди населения
оккупированных территорий, в лагерях советских военнопленных и концентрационных
лагерях спецслужбами фашистской Германии были созданы школы пропагандистов, в
которых наряду с фашистской идеологической подготовкой велось обучение методам
шпионажа, террора и диверсий. Однако созданные немецкими спецслужбами
военизированные националистические формирования в результате военных побед
Красной Армии, кризиса всей фашистской системы и приближавшегося окончательного
разгрома Германии оказались малобоеспособными. В них бурно развивались
процессы разложения — имело место массовое дезертирство, участились случаи
организованного перехода членов формирований на сторону партизан и Красной
Армии. Эти процессы усиливались целенаправленной работой советских органов
госбезопасности по дезорганизации националистических формирований,
проводившейся с помощью внедренных в них агентов, которые склоняли участников
формирований к явке с повинной и оказанию активной помощи своему народу. В то же время деятельность советской контрразведки в
данном направлении недостаточно активно подкреплялась крупными официальными
пропагандистскими и организационно-правовыми мерами высших органов власти и
управления. В условиях широкого, практически не прекращавшегося в
1944 г. наступления советских войск все большее значение приобретала работа
чекистских органов на освобождаемой территории, в частности выявление и розыск
оставленной врагом агентуры, изменников Родине, карателей и активных
пособников немцев. Тактика массового оставления вражеской агентуры на
освобождаемой территории требовала эффективных оперативных мер по ее выявлению
и обезвреживанию. В решении этой задачи участвовали все органы государственной
безопасности: органы «Смерш» действовали в зоне продвижения наступающих войск
и в окружении военных объектов, войска по охране тыла Действующей армии — в
армейском и фронтовом тылу, органы НКГБ и НКВД — на обслуживаемых ими территориях
и объектах, а погранвойска — в пограничной зоне. За исключением западных регионов,
социально-политическая обстановка в стране была в целом благоприятная. Условий
для развертывания бандитско-повстанческой деятельности не было, хотя в ряде
районов орудовали разрозненные банды дезертиров и уголовников, а в пограничных
районах Средней Азии — банды контрабандистов, в том числе и бывших басмачей.
Эти банды, как правило, оперативно ликвидировались органами и войсками НКВД и
НКГБ. Сложнее была оперативная обстановка на освобожденных
от фашистов территориях Украины и Белоруссии, особенно в западных областях
этих республик, а также в Эстонии, Латвии и Литве, где существовали
антисоветское вооруженное подполье и вооруженные банды, проводившие диверсионно-террористическую
деятельность. На формирование такой обстановки оказали воздействие следующие
факторы. Большинство националистических организаций на Украине
и в Прибалтике было создано еще до начала Великой Отечественной войны, в
период, когда Западная Украина входила в состав Польши, а Латвия, Эстония и
Литва являлись самостоятельными государствами. Националистические идеи, националистическая пропаганда
были широко распространены среди украинского населения входившей в Польшу
Западной Украины, которая желала обрести государственную независимость. После
воссоединения Западной Украины с Украинской ССР националистическая пропаганда
не только не прекратилась, но и усилилась. Была создана разветвленная сеть
националистических организаций. Главари этих организаций до войны установили
связь с германской разведкой, а во время оккупации продолжали действовать под
ее руководством и контролем. Несмотря на отдельные разногласия между ними,
общей целью их деятельности было недопущение восстановления Советской власти
на Украине в случае изгнания оттуда немецких оккупантов. В Эстонии, Латвии и Литве еще до начала войны
население также находилось под сильным влиянием националистической и открыто
враждебной Советскому Союзу идеологии, которая усиленно распространялась
средствами массовой информации, реакционными политическими партиями, в том
числе и откровенно фашистскими. Националистическими организациями, как
правило, управляли зарубежные центры, расположенные в основном в Германии,
Англии и Польше. В руководстве данных организаций английские, американские и
немецкие спецслужбы имели прочные агентурные позиции. В период подготовки к
войне фашистская разведка проводила активную вербовочную работу в этой среде. После вхождения Прибалтийских республик в состав Советского
Союза националистические организации были распущены, их главари и наиболее
активные участники арестованы или высланы в глубь СССР. С началом оккупации эти
организации возродились и активно применялись спецслужбами и оккупационными
властями для борьбы против советских партизан и патриотов-подпольщиков.
Одновременно немецкими спецслужбами на территории и Украины, и Прибалтики
велась планомерная подготовка к использованию националистических организаций
в подрывной подпольной деятельности и вооруженной борьбе с Советской властью в
случае поражения Германии. Однако по мере продвижения Красной Армии на запад и
расширения связей со спецслужбами США и Великобритании многие
националистические организации Украины, Эстонии, Латвии и Литвы полностью
переориентировались на эти страны и стали готовиться к борьбе против Красной
Армии. По заданию немецких, английских и американских
спецслужб, а также преследуя собственные цели, украинские и прибалтийские
националисты вели организационную работу по усилению своего влияния на
население, накапливали оружие, создавали вооруженные формирования,
отрабатывали систему управления и связи. В результате, на освобожденной
территории Украинской ССР и Прибалтийских республик сразу начали действовать
возглавляемые националистами, хорошо подготовленные подпольные организации и
вооруженные банды. Эти банды терроризировали население, жестоко расправлялись с
советскими активистами и их семьями. Атмосфера нажима и угроз, продолжавшаяся
националистическая пропаганда, а также распространявшиеся слухи о неизбежности
возникновения в ближайшее время вооруженного конфликта между западными
союзниками и СССР (эти слухи поддерживали засылаемые на советскую территорию
агенты английских спецслужб и эмиссары антисоветских зарубежных организаций)
создавали дополнительные условия для существования и деятельности бандитского
подполья. Помещенные в настоящем томе сборника отдельные
документы взяты авторами-составителями из сборников документов: «Трагедия Литвы:
1941-1944 годы», «Латвия под игом нацизма...», «Эстония. Кровавый след
нацизма: 1941-1944 годы», выпущенных издательством «Европа» в 2006 году. Публикуемые документы позволят читателям
самостоятельно составить представление о происходивших тогда событиях на
территории прибалтийских республик, а также о тех зверствах, пытках и надругательствах,
совершенных коллаборационистами над ни в чем не повинными гражданами Литвы,
Латвии, Эстонии, что четко запечатлела на своих страницах история того времени. Под воздействием аналогичных факторов складывалась
оперативная обстановка в Белоруссии. И хотя белорусские националисты не имели
такой многочисленной социальной базы, как украинские и прибалтийские, все же и
там обстановка была довольно сложной. Для борьбы с вооруженным подпольем на освобожденной
территории разрабатывались система организации и тактика оперативной деятельности
и чекистско-войсковых операций. Предпринимались меры к координации деятельности
органов государственной безопасности и войск НКВД в борьбе с вооруженным подпольем.
Так, в Белоруссии и Литве в этих целях были объединены усилия НКВД и НКГБ под
общим руководством наркомов внутренних дел республик. Органы госбезопасности провели огромную работу в
освобожденных от врага регионах нашей страны. Было разыскано и передано в руки
правосудия большое количество изменников Родине, совершивших тяжкие
преступления против советского народа, а также шпионов и диверсантов.
Разгромлено много националистических и других банд, подпольных антисоветских
организаций. В 1944 г. все более важное значение приобретала
деятельность органов государственной безопасности по быстрому и оперативному
налаживанию режима обеспечения безопасности фронтового и армейского тыла в
условиях наступательных операций. При высоких темпах наступления Красной Армии
освобожденные города и районы в течение двух-трех недель оказывались за
пределами не только армейского, но и фронтового тыла. В такой обстановке
деятельность территориальных органов НКВД и НКГБ начиналась сразу после
освобождения города или района советскими войсками. Формирование этих органов
проводилось заблаговременно. Часто создавались оперативные группы, которые
затем развертывались в соответствующие территориальные и транспортные чекистские
органы. В органах госбезопасности получила развитие практика
планирования чекистско-войсковых операций, обеспечивавших наступательные
действия Красной Армии. Такие операции проводились специально образуемыми
органами «Смерш» фронтов и армий оперативными группами (которым в ряде случаев
придавались войсковые подразделения) и согласовывались по времени, месту,
характеру и направленности с готовящейся наступательной операцией наших войск.
По просьбам командования фронтов НКГБ СССР направлял в указанные ему районы
боевые группы для проведения разведывательно-диверсионных акций. При освобождении районов, где дислоцировались
подразделения спецслужб противника и разведывательно-диверсионные школы, разрабатывались
специальные меры по захвату документов этих учреждений, сотрудников и агентов
спецслужб, изменников Родине, карателей и пособников оккупантов. Эффективность
реализации этих мер зависела от полноты и достоверности информации о противнике
(точном месте дислокации разведывательных служб, других карательных органов и
антисоветских формирований, об агентах спецслужб противника, их связях, месте
нахождения), наличия у органов госбезопасности агентов, знающих обстановку и
имеющих связи на объекте интереса и в его окружении, а также
агентов-опознавателей. Другим условием эффективности захвата были быстрота и
точность действий оперативной группы, своевременность ее прибытия к объекту
вместе с передовыми отрядами наступающих войск. К проведению операций по захвату подключались
оперативные работники отделов «Смерш» бригад, дивизий и корпусов, идущих в первом
эшелоне наступавших войск. В условиях широкомасштабных и динамичных операций
Красной Армии потребовалось совершенствование организации деятельности войск
НКВД по охране тыла, возникла необходимость повысить мобильность и увеличить
численность оперативно-поисковых групп, которые должны были двигаться вслед за
наступавшими частями. Они обеспечивали режим районов армейского и фронтового
тыла, организовывали войсковое заграждение с помощью КПП, подвижных групп,
патрулей, засад. Эти и другие организационные формы войсковой охраны тыла
сочетались с агентурно-оперативной работой по выявлению вражеской агентуры,
изменников Родины, немецких пособников и карателей. В 1944 г. Главным
управлением войск НКВД по охране тыла Действующей Красной Армии были изданы
указания: об улучшении работы оперативно-чекистских групп, усилении борьбы с
диверсионно-террористической деятельностью украинских националистов,
совершенствовании руководства боевыми операциями по борьбе с бандитизмом,
задачах войск в связи с наступлением Красной Армии на территории стран
Восточной Европы, а также разработан ряд нормативно-методических документов,
регламентирующих эту деятельность. Как свидетельствуют помещенные в томе документы,
активно вели боевую и служебно-оперативную работу, например, войска по охране
тыла Ленинградского, 1-го Украинского, 3-го Белорусского фронтов и др. С выходом Красной Армии на государственную границу
СССР восстанавливалась система ее охраны пограничными войсками. В свете требований
постановления ГКО № 5584сс от 8 апреля 1944 г. до конца года пограничные войска
в разное время вышли на пограничный рубеж и восстановили охрану границы с
Норвегией и Финляндией, пограничной линии с Польшей, границы с Чехословакией и
Румынией, морской границы на побережье Белого, Балтийского и Черного морей. Для управления пограничными войсками по охране
западной государственной границы приказом НКВД СССР предусматривалось формирование
десяти пограничных округов и 44 пограничных отрядов. Сложность оперативной обстановки на границе, как
свидетельствуют документы, объяснялась еще и тем, что в освобожденных районах
было оставлено немало вражеской агентуры. Здесь укрывались пособники и
ставленники противника, лица, уклонявшиеся от призыва в армию. Особую опасность
представляла разветвленная, хорошо законспирированная сеть подпольных
националистических организаций и их вооруженные бандформирования, созданные и
руководимые фашистскими разведорганами. Пограничные округа и отряды, охранявшие
восстановленную западную границу, во взаимодействии с частями и соединениями
внутренних войск, вели борьбу с бандформированиями, действовавшими как в наших
тылах, так и на территории сопредельных государств, особенно на территории
Польши. Определенной формой борьбы пограничных войск с
вооруженными формированиями националистов стало проведение специальных операций
по поиску и ликвидации банд. В период сентябрь — декабрь только войска
Украинского пограничного округа осуществили 476 боевых операций, из них 123 —
против крупных банд УПА. Меры войсковой и оперативной охраны государственной
границы, пограничный режим в освобожденных приграничных районах одновременно с
мерами по охране армейского и войскового тыла способствовали более надежной
защите глубокого тыла нашей страны от проникновения шпионов, диверсантов,
террористов и других преступных элементов. Все вышеизложенное свидетельствует о нелегкой,
напряженной работе органов НКВД, НКГБ, военной контрразведки «Смерш», войск
НКВД по охране тыла, погранвойск и внутренних войск по выявлению, предупреждению
и пресечению разведывательно-подрывной деятельности фашистских спецслужб в
1944 г. Однако глубокий и объективный анализ документов позволяет увидеть, что
в деятельности советских органов государственной безопасности существовали не
только положительные, но и негативные стороны, выражавшиеся порой в нарушениях
законности, неуважении прав человека, необоснованных репрессиях. Как негативное явление следует отметить чрезмерную
подозрительность к советским гражданам, пережившим оккупацию, подвергавшимся
аресту оккупационными властями и заключению в концентрационные лагеря,
выходившим в одиночном порядке из окружения. Такая подозрительность к этой
категории советских граждан в большей мере проявлялась в тыловых районах. Продолжалась практика применения действовавших в то
время законов, предусматривавших репрессирование близких родственников
военнослужащих, изменивших Родине, и родственников гражданских лиц,
приговоренных к высшей мере наказания за измену Родине. В ряде указаний и других нормативных документах
основное внимание обращается на организационно-тактические вопросы
агентурно-оперативной работы органов госбезопасности и в качестве положительных
отмечаются те оперативные результаты, которые достигнуты путем ареста и
принятия других репрессивных мер. В деле обеспечения государственной безопасности того
периода недооценивалась профилактическая работа. Вышеупомянутые негативные явления отрицательно
сказывались на эффективности деятельности органов государственной безопасности. С пересечением государственной границы перед органами
госбезопасности были поставлены новые задачи — обеспечение безопасности
советских войск, их коммуникаций и ведение борьбы с подрывной деятельностью
немецко-фашистской разведки на территории иностранных государств. Деятельность
чекистских органов строилась в соответствии с директивами ГКО и НКО СССР,
определявшими задачи Красной Армии при вступлении на территорию иностранных
государств. Органы государственной безопасности осуществляли поиск и задержание
германских агентов и изменников Родине, бежавших вместе с оккупантами и
пытавшихся добраться до территорий, занятых союзными войсками. В этот период
органами госбезопасности был арестован ряд руководителей и активных участников
зарубежных антисоветских эмигрантских организаций, сотрудничавших с германской
разведкой и проводивших подрывную работу против наших войск. В 1944 г. в советской контрразведке сложилась и
активно действовала система борьбы с агентурной разведкой противника. Ее
составляющими были: непрерывное изучение противника, его разведывательных и
контрразведывательных органов; контрразведывательный поиск и оперативный
розыск агентов противника; агентурное проникновение в спецслужбы противника;
ведение оперативных игр с противником (в том числе и радиоигры). Следует
заметить, что в 1944 г. органами «Смерш» велось свыше 40 радиоигр. А некоторые
из них, например, «Монастырь», «Курьеры», «Березино» успешно велись в течение
нескольких лет. 1944 г. характеризуется расширением масштабов,
повышением активности и наступательности народной партизанской войны и деятельности
патриотического подполья против гитлеровских захватчиков, усилением их
взаимодействия с командованием фронтов и армий. Были налажены двусторонняя
связь, материально-техническое снабжение и другая помощь партизанам и
подпольщикам. Органы госбезопасности.внесли свой вклад в организацию
борьбы против оккупантов в тылу врага. Они как и прежде подготавливали партизанские
кадры и подпольщиков, обеспечивали безопасность партизанских отрядов и
подпольных организаций от агентурного проникновения вражеских спецслужб,
оказывали помощь в налаживании конспиративной связи и ведении разведки.
Составной частью этой борьбы были действия в тылу врага оперативных групп и
зафронтовой агентуры органов госбезопасности. Наряду с переброской агентов-одиночек с заданиями
внедрения в спецслужбы и их агентурную сеть за линией фронта создавались базы
для действия оперативных групп. Эти группы вели агентурную, разведывательную и
диверсионную работу, устанавливали контакты с агентами из числа местных жителей
и с нелегалами, из расположения ранее сформированных крупных партизанских
отрядов поддерживали связь с центром, создавали собственные боевые отряды,
вовлекая в них местных жителей, бежавших из плена советских солдат и офицеров,
объединяясь с мелкими партизанскими группами. Из отчетных документов за 1943 и
1944 г. прослеживается тенденция к расширению масштабов и повышению активности
зафронтовой работы органов госбезопасности. Партизанские отряды и оперативные группы органов
госбезопасности по просьбе военного командования осуществляли совместную боевую
поддержку наступательных операций Красной Армии — организовывали нападения на
гарнизоны и коммуникации противника, совершали диверсии, уничтожая живую силу
и технику, направляемые на фронт, прерывали движение на транспортных
коммуникациях и линиях связи немецко-фашистских войск, захватывали и удерживали
до подхода войск Красной Армии важные военные объекты и населенные пункты. Существенной
помощью военному командованию было также разведывательно-информационное
обеспечение органами госбезопасности, партизанской разведкой и подпольем
подготовки и проведения наступательных операций. Представляют интерес отдельные постановления ГКО и
составленные на их основе приказы НКВД СССР о переселении чеченцев и ингушей
из ЧИ АССР в Казахскую, Узбекскую. Таджикскую и Киргизскую ССР. Здесь же
приводятся указания, докладные записки, отчеты, сводки, касающиеся проведения
данной операции. Детальное ознакомление с этим массивом документов позволит
читателю понять истинные мотивы принятия советским руководством и ГКО решения
о переселении чеченцев и ингушей. В 5-м томе, как и в 4-м, продолжается публикация
документов о совершенствовании войск правительственной ВЧ связи; о своевременном
обеспечении надежной и бесперебойной связью звена: Ставка ВГК — штабы фронтов и
армий, ведущих наступательные операции; о формировании новых частей войск
правительственной связи; об улучшении их материально-технического обеспечения и
др. С выходом Красной Армии к Государственной границе СССР
политическим и военным руководством страны в ответ на просьбу Коммунистических
партий Чехословакии, Польши, Венгрии и Румынии было принято решение перевести
наиболее боеспособные партизанские соединения и чекистские опергруппы на
территорию этих стран для оказания помощи патриотическим силам в развертывании
партизанской борьбы и других форм активного сопротивления фашизму. В СССР была
организована подготовка руководящих кадров, разведчиков,
специалистов-подрывников, радистов для партизанских отрядов в Чехословакии,
Польше, Венгрии и Румынии. Возникли новые формы организации партизанского
движения. На территории нашей страны готовились небольшие мобильные
организаторские отряды, которые забрасывались на оккупированную врагом
территорию указанных стран, как правило, на базы наших оперативных групп или
партизанских соединений. С таких баз проводилась работа по сколачиванию
партизанских отрядов и организации патриотического подполья. Советские
партизанские соединения и оперативные группы органов госбезопасности приняли
активное участие в Словацком национальном восстании. Как и ранее, органы государственной безопасности вели
напряженную контрразведывательную работу против спецслужб Японии, которые
забрасывали в приграничные районы Дальнего Востока шпионов и диверсантов с
задачами сбора информации о численности и дислокации советских войск в этом
регионе, о воинских перевозках по Транссибирской магистрали. В то время когда
окончательный разгром фашистской Германии уже был предрешен, Япония очень
опасалась вступления в войну против нее Советского Союза, тем более что в 1944
г. Англия и США оказывали сильное давление на Советский Союз. Они добивались
его скорейшего вступления в войну с Японией вопреки достигнутым ранее
соглашениям о том, что СССР объявит войну Японии после завершения разгрома
Германии. В настоящем томе помещены документы, в которых
отражена контрразведывательная работа, проводившаяся по английской и американской линиям.
Спецслужбы Англии и США, реализуя возможности военных миссий на Севере СССР,
используя заходы судов в порты СССР и наличие своих аэродромов на советской
территории, активно собирали разностороннюю разведывательную информацию о
Советском Союзе. Как видно из опубликованных документов, основные усилия
советской контрразведки были направлены на ограничение и блокирование контактов
англичан и американцев с советскими военнослужащими и гражданскими лицами.
Советской контрразведкой был перехвачен ряд документов американских и
английских спецслужб, которые свидетельствовали об их активной
разведывательной работе. К1944 г. значительно возрос международный авторитет
Советского Союза, упрочились его внешнеполитические позиции. Если к началу
войны СССР имел дипломатические отношения с 26 странами, то в 1944 г. их число
возросло до 46. Укрепление военно-политического и международного
положения СССР благоприятно влияло на состояние дел в антигитлеровской коалиции
и усиливало процессы политической и экономической изоляции Германии и Японии. Вместе с тем отношения СССР с Англией и США были довольно сложными.
Острейшей проблемой внешней политики данного периода было послевоенное
устройство мира. Правящие круги США стремились к тому, чтобы максимально
ослабить влияние и подорвать позиции СССР в послевоенном мире, ограничить
участие Советского Союза в подготовительных работах по созданию Организации
Объединенных Наций, добиться выгодного для англо-американского капитала
политико-правового статуса послевоенной Германии и не допустить социалистической
революции в освобожденных от фашизма странах Европы. В этих условиях
определяющее значение не только для текущего момента, но и на перспективу имела
деятельность разведки органов государственной безопасности по информационному
обеспечению внешней политики СССР. Помещенные в томе документы службы внешней разведки
раскрывают многие стороны и аспекты ее деятельности. Анализируя их, можно
сделать вывод, что задача по своевременному обеспечению информацией высшего
политического руководства страны была успешно выполнена. Одновременно эти
документы свидетельствуют о наличии серьезных агентурных позиций внешней
разведки в спецслужбах США и Великобритании, военной разведке польского
эмигрантского правительства в Лондоне Большое значение имели в годы войны и представляют
исторический интерес в настоящее время добытые разведкой органов государственной
безопасности документы о позиции Великобритании в отношении будущего Германии.
Англия была обеспокоена возможностью возрождения германского реваншизма и милитаризма
в случае сохранения сильного, единого германского государства, что, как
считали англичане, могло привести к новой войне в Европе. МИД Великобритании,
не желая восстановления военного и политического потенциала Германии, планировал
после победы осуществить ее расчленение. По мнению министра иностранных дел
Великобритании А. Идена, изложенному в его письме (от 25 июля 1944 г.)
английскому представителю при временном правительстве Франции, создание
прочного мира в Европе должно основываться на «настойчивом стремлении никогда
не допустить возрождения мощной Германии». При этом высказывалась мысль, что
создаваемая в Европе система соглашений на случай возможной агрессии «не должна
принимать во внимание интересы Германии». Такая позиция Идена могла объясняться тем, что
разведывательные службы Великобритании информировали правительство о нацистских
планах создания подпольных реваншистских организаций, формирования валютных
фондов для их финансирования, проникновения нацистской агентуры в коммунистические
и другие прогрессивные организации, «для того чтобы иметь возможность
провоцировать в будущем конфликты между англосаксами и русскими», об активной
поддержке этих планов немецкими промышленниками. Особый интерес вокруг проблемы возможного объединения
Германии представляет меморандум МИД Великобритании по вопросу политического
устройства послевоенной Германии от 27 ноября 1944 г. Как следует из этого
меморандума, англичане предпочитали бы осуществить расчленение Германии, но
предусматривали также возможность сохранения объединенной Германии и
ослабления ее путем проведения конституционных изменений, имея в виду
конфедерацию, федерацию и децентрализацию. При этом приоритет отдавался
федеративной системе правления, так как она, по мнению составителей
меморандума, способствовала бы ослаблению германского национализма путем
усиления местного патриотизма, создавала «препятствия для руководства землями
в Германии со стороны центрального правительства». Вместе с тем авторы меморандума предупреждали, что
«если из-за недостаточно проявленной настойчивости, ложного представления о безопасности
или ссоры с нашими нынешними союзниками мы ослабим свои силы или бдительность,
то мы не спасемся, полагаясь только на то, что в Германии может быть установлен
демократический строй, или что Германия может представлять собой федеральное
государство, или даже что Германия будет расчленена». В одобренной в январе 1945 г. членами военного
кабинета Великобритании памятной записке МИД, подготовленной для английской
делегации на Крымской конференции участников антигитлеровской коалиции,
отстаивалась необходимость расчленения Германии, изменения границ германского
государства 1937 г. с одновременной уступкой его территории в восточной части
страны. Служба внешней разведки представляла политическому и
военному руководству страны и другую информацию о позициях союзников по вопросу
послевоенного устройства мира, в частности по вопросам послевоенного
устройства государств Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы. Так, были
получены данные о настойчивых попытках Англии и США сохранить монархию в
Югославии, поддержать движение четников во главе с Михайловичем, который в годы
войны сотрудничал с оккупантами, о стремлении ограничить влияние
национально-патриотических сил в Югославии. В этой связи руководящими кругами
Англии и США проводились закулисные маневры, оказывалось давление на СССР, с
тем чтобы не допустить продвижения советских войск в глубь Югославии и
обеспечить оккупацию этой страны англо-американскими войсками. Западными союзниками предпринимались шаги к тому,
чтобы оккупация Австрии была осуществлена также без участия СССР. Особенно острая политическая борьба велась по вопросу
о восстановлении государственной независимости Польши. Англия, опираясь на
поддержку США, настаивала на том, чтобы власть в освобожденной от фашистских
захватчиков Польше была передана польскому правительству во главе с
Миколайчиком, находившемуся в эмиграции в Лондоне. Соответственно Англией
проводилась линия на непризнание в качестве суверенной власти Польского
комитета национального освобождения. Разведка органов государственной
безопасности обстоятельно информировала высшее руководство по этому вопросу. В
течение всей войны английская разведка, используя политическое влияние польского
эмигрантского правительства на определенную часть поляков, находившихся в
эмиграции, а также проживавших на оккупированной территории Польши, в западных
областях Белоруссии, Украины и в Литве, организовывала вместе с этим
«правительством» активную подрывную деятельность против Советского Союза. Она
забрасывала в западные районы СССР эмиссаров для руководства и активизации
деятельности подпольных военных формирований Армии Крайовой, других банд, которые
боролись против Польского комитета национального освобождения, его
представителей и сторонников в Польше, против советских партизан в Западной
Белоруссии и Литве, совершали нападения на подразделения Красной Армии и
отдельных военнослужащих как на территории нашей страны, так и на территории
Польши. Кроме того, в целях разжигания национальной розни и провоцирования
столкновений между поляками активно велась антисоветская пропаганда. Государственному Комитету Обороны докладывалась
полученная службой внешней разведки информация о планах нацистского руководства
в случае военного поражения продолжить в подполье антикоммунистическую борьбу,
о его ставке на разложение антигитлеровской коалиции, о позициях США и
Великобритании в отношении СССР и в отношении национально-освободительных сил
оккупированных фашистами стран, о противоречиях между союзниками, в частности
по вопросам о будущем Ливана, Палестины, об отношении к сионистским кругам. Большую важность имела информация о начальной стадии
формирования направленной против СССР коалиции западноевропейских стран,
ведущее положение в которой заняли Соединенные Штаты Америки, о подготовке
западных спецслужб к разведывательной деятельности в послевоенные годы. В этой
связи представляет интерес указание английской спецслужбы СИС о вербовочной
работе среди австрийцев и немцев. В 1-ю и 2-ю книги настоящего тома включены документы
советской разведки, скрупулезно отслеживающей развитие атомного проекта в США,
Англии и других странах. Представляемая информация по этой проблематике была
важной и точной и фактически не содержавшей элементов дезинформации. Поступавшие из-за границы сведения от разведки в НКВД,
НКГБ, в ГРУ Генштаба КА не оставались без внимания их руководства, которые в
свою очередь информировали руководство Лаборатории № 2, а также высшие государственные
инстанции: ГКО, СНК, АН СССР, что позволило советским ученым более плодотворно
работать над созданием атомного оружия в СССР. Публикуемые документы дают достаточно полное и
объективное представление о роли в этом советской разведки. Добываемая органами государственной безопасности
информация использовалась Советским правительством при планировании и реализации
внешней политики государства В настоящем томе, как и в предыдущих, продолжена
публикация трофейных материалов и документов противника. В них отражаются
меры, которые предпринимались гитлеровским командованием после поражения на
фронтах и усилия по предотвращению надвигавшейся катастрофы. В частности,
даются отдельные оперативные приказы ставки вермахта и стенограммы отдельных
совещаний в главной ставке Гитлера: о продолжении боевых действий групп армий
«А», «Юг», «Центр» и выходе из окружения и восстановлении связи с войсками
группы «Центр» и «Юг», стабилизации фронта в районе действий своих группировок.
Публикуется Указ Гитлера от 25 сентября о создании германского фоль-ксштурма, в
который зачислялись мужчины в возрасте от 16 до 60 лет. Это были территориальные формирования,
предназначавшиеся для обороны населенных пунктов, а также военных объектов в
прифронтовой полосе. Фольксштурм не входил в состав вермахта. За его
организацию непосредственно отвечал Борман. Во главе батальонов фольксштурма
стояли партийные деятели, в качестве инструкторов привлекались отставные
офицеры и генералы. По мнению руководителей фашистской Германии, создание
фольксштурма и других формирований должно было способствовать укреплению
морального духа населения и войск, сильно пошатнувшегося в результате крупных
поражений вермахта на фронтах. В томе публикуется выступление Гитлера от 28 декабря
перед командирами дивизий в своей ставке «Орлиное гнездо», расположенной недалеко
от Бад-Наухайма, где он при обсуждении хода Арденской операции признал, что
«наступление не принесло, к сожалению, тех решающих результатов, которых можно
было бы от него ожидать». Однако, как следует из его выступления, Гитлер
намеревался уже в начале января 1945 г. осуществить новые удары к югу от Арден
с целью уничтожения находившихся там американских войск. Здесь же приводится
переписка отдельных руководителей фашистской Германии, в частности министра
иностранных дел Риббентропа с представителем ставки Гитлера об использовании
бывшего генерал-лейтенанта Красной Армии Власова в качестве противовеса
советскому правительству и создании под его руководством освободительного
комитета, а также ряд служебных записок МИД Германии по различным вопросам. В 1-й и 2-й книге настоящего тома помещаются
различного уровня отдельные документы (приказы, распоряжения, предписания,
донесения и сообщения), связанные с проведением новой «тотальной мобилизации»,
тотальном ведении боев и превращении каждого города и деревни в крепость, о
необходимости активизации боевых действий против советских партизан, внесении
корректив в пропагандистскую работу среди советских военнопленных, проведении
дальнейшей принудительной вербовки рабочей силы, в том числе и подростков
(10-14 лет) на территории Литвы, Украины, вывозе оборудования с промышленных
предприятий Советского Союза, культурных ценностей с гг. Риги, Таллин, Тарту,
Киева, Харькова и других мест. В томе публикуются отчеты о работе 304 и 305
абверкоманд, подчиненных соответственно абвергруппам, действовавших при
армейской группе «Север», «Юг», позднее «Север-Украина». Первая из них занималась
радиоиграми с органами советской разведки, вторая вела переговоры с
сотрудниками полиции безопасности и СД, с представителями Армии Крайовой,
основным содержанием которых было предоставление белопольским формированиям
немецкого оружия для совместной борьбы против Советского Союза. Значительный интерес для читателей будут представлять
и материалы, раскрывающие деятельность отдельных антисоветских националистических
организаций, созданных немецкими спецслужбами и выполнявших беспрекословно их
требования по проведению диверсионно-тер-рористических актов, как в тылу
Красной Армии, так и на освобожденной советской территории. В частности, так
называемая «Белорусская Центральная Рада», а также условно именовавшаяся «Межа
Кати» («Дикая кошка»), созданная «Ваффен СС Ягдфербанд» в августе 1944 г. на
территории Латвии. Последняя состояла из отдельных
диверсионно-тер-рористических отрядов, которые формировались из добровольцев латышских
дивизий СС, полицейских и немецких пособников, членов латышской
националистической организации «Айзсарги». Отряды «Межа Кати» создавали в лесах тайные базы с
продовольствием, оружием, боеприпасами. После капитуляции Германии они перешли
на нелегальное положение. Такова неоспоримая правда о взаимоотношениях
руководителей националистических организаций с немецкими разведорганами и вермахтом.
Альтернативы нет, ее просто теперь выдумывают, навязывают фальшивки. Сейчас в
некоторых независимых государствах, ранее входивших в СССР, бывших членов
антисоветских организаций пытаются приравнять к участникам Великой
Отечественной войны, дают им статус ветеранов войны и обеспечивают их
социальную защиту. Помещенные в настоящий том сборника документы
расположены в хронологическом порядке и подвергнуты археографической обработке.
Документы сборника оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к
научно-популярным и публицистическим изданиям. Большинство из них
воспроизводятся полностью, в случае если текст перегружен малозначащими
деталями, отдельные документы даны в извлечениях. Пропуски обозначены отточием
и сноской. В документах сохранены стилистические особенности того
времени, правке подверглись лишь орфографические и синтаксические ошибки.
Написание имен, фамилий, псевдонимов агентов, названий местностей, населенных
пунктов, городов и т. п. также сохранено в соответствии с текстом документа, в
котором они упоминаются. Сборник снабжен указателем имен,
предметно-тематическим указателем, списком сокращений, подстрочными
примечаниями и комментариями. Некоторые документы печатаются по тем изданиям, в
которых они были ранее опубликованы. Очередной том сборника может представлять интерес для
специалистов, занимающихся изучением истории Второй мировой войны, истории
разведки и контрразведки, а также для широкого круга читателей. Редакционная коллегия и коллектив авторов-составителей
благодарят члена Совета Федерации России генерал-лейтенанта запаса Б. Н. Агапова,
генерал-полковника в отставке В. К. Боярова, кандидата юридических наук,
доцента полковника в отставке П. Е. Петренко, генерал-лейтенанта в отставке В.
М. Прилукова за оказываемую помощь в распрост России полковник запаса О. М. Хлобустов, ведущий
научный сотрудник Академии ФСБ России полковник в отставке В. И. Кочанов, ведущий
научный сотрудник Академии ФСБ России генерал-майор в отставке П. П. Диланян,
кандидат юридических наук, доцент полковник в отставке В. И. Колосков,
начальник отдела Академии ФСБ России полковник В. Ф. Миллер, а также доктор
исторических наук, старший научный сотрудник, действительный член Академии
военных наук РФ полковник В. И. Астрахан, доктор исторических наук,
действительный член Академии военных наук РФ полковник В. В Павлов. Коллектив авторов-составителей пятого тома сборника
выражает признательность за большой вклад в техническую подготовку данного тома
к изданию преподавателю кафедры иностранных языков спецфакультета Академии ФСБ
России Л. А. Комаровой и слушателю 3-го курса этого факультета А. Д. Оганяну. Сердечная благодарность техническому сотруднику группы
авторов-составителей сборника Н. С. Дугиной. Особая признательность старшим научным сотрудникам
историко-археографической лаборатории кафедры истории Отечества и органов
безопасности Академии ФСБ России, кандидату исторических наук, старшему
лейтенанту О. М. Тупицыну и полковнику запаса С. К. Круг-лову, которые оказали
высокопрофессиональную помощь авторам-составителям на заключительном этапе
подготовки сборника к выпуску. Редакционная коллегия и коллектив авторов-составителей
благодарят начальника спецфакультета Академии ФСБ России полковника В. Ф.
Богодиста, начальника Кабинета истории Внешней разведки полковника В. Н.
Баринова, сотрудника Центрального архива ФСБ России полковника в отставке Ю. М.
Разбоева; заместителя начальника Управления информационного и
документационного обеспечения Президента РФ В. Н. Якушева; начальника Центрального
пограничного архива ФСБ России капитана I ранга А. В. Климова, заведующую
отделом ЦПА ФСБ ранении сборника среди личного состава, ветеранских
организаций и учебных заведений ФСБ России, а также генерал-лейтенантов В. И.
Варламова, Ю. Н. Степанова и И. Б. Люшню, президента ООО «Городская страховая
компания», за оказываемую помощь в издании очередных томов сборника. В комплектовании четвертого тома сборника,
археографической обработке документов, комментировании и подготовке
научно-справочного аппарата принимали участие: кандидат юридических наук,
доцент генерал-майор запаса К. X. Ипполитов; депутат Государственной Думы РФ,
доктор исторических наук генерал-лейтенант в отставке Н. С. Леонов; кандидат
юридических наук, доцент, участник Великой Отечественной войны, генерал-майор
в отставке М. А. Козичев; кандидат юридических наук, доцент полковник |Ю. П.
Зеленцов|; подполковники в отставке И. И. Кузнецов, А. Г. Митюнин,
Ю. И. Скобелев, полковник в отставке |Г. А. Николаев! старший научный
сотрудник Академии ФСБ России Г. С. Черняеву, начальника Центрального архива
Министерства обороны России полковника С. И. Чувашина, начальника Центрального
архива внутренних войск МВД России полковника С. А. Лашкевича и других лиц,
оказавших помощь и поддержку при подготовке сборника к изданию. Коллектив составителей отмечает весомый вклад в подбор
документов и фотографий к данному тому, уточнению биографических сведений на
лиц, упоминаемых в томе: историков В. Ю. Воронова, С. Г. Чуева, А. И. Кокурина,
А. Ю. Попова. 4 Редакционная коллегия
Опубликовать страницу в социальных сетях
В браузере Mozilla Firefox это не работает |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ НА ЛУБЯНКЕ-2022
Новости
Что ещё посмотреть
Об авторе
Олег Борисович Мозохин – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.Автор 30 монографий, 200 статей по истории отечественных спецслужб советского периода и составитель более 40 томов сборников документов. На сайте elibrary.ru
От автора
История деятельности органов государственной безопасности и правоохранительных органов всегда вызывала интерес. Как раньше, так и в настоящее время исследователей в большей степени привлекают публикации на основе документальных материалов, так как их изучение — это прямой путь к истине. Цель открытия настоящего сайта — на основе документальных материалов государственных и ведомственных архивов России объективно отразить эту деятельность. Олег Мозохин |
© 2024 Мозохин Олег Борисович. Все материалы принадлежат их владельцам и/или авторам. |
|