Цель открытия настоящего сайта — на основе документальных материалов Архива Президента РФ Государственного Архива Российской Федерации, Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории, Центрального архива ФСБ России и его филиалов объективно показать деятельность органов безопасности. - О.Б. Мозохин О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека
ГлавнаяНовостиСтатьиКнигиФотоархивМозохин.RUФорумыИсторические чтения на Лубянке-2022!


Образование, развитие сил и средств экономических подразделений ВЧК-ОГПУ

До создания экономического управления ВЧК вопросами экономики занималась Особая межведомственная комиссия (ОМК), созданная на основании декрета Совнаркома от 21 октября 1919 года.. Она занималась изучением явлений, препятствующих успеху экономического строительства РСФСР, вырабатывала меры по их устранению, осуществляла надзор за их проведением в жизнь.

Особмежком состояла из полномочных представителей народного комиссариата юстиции, ВЧК, народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции, ВСНХ, народного комиссариата продовольствия и ВЦСПС.

На ОМК в основном возлагались ревизионные функции в хозяйственных органах РСФСР, а так же борьба со спекуляцией. В области карательной политики и мер непосредственного пресечения преступлений ОМК имела право пользоваться аппаратом ВЧК ее местных органов и наркомюста, "направляя туда все дела требующие активного вмешательства". В непосредственном ведении ОМК в качестве его технического аппарата впоследствии стало экономическое управление при ВЧК, куда председатель Особмежкома и его заместитель входили на правах его начальников и в качестве таковых на правах членов входили в коллегию ВЧК. 1

Само же экономическое управление было создано на основании решения Президиума ВЧК от 21 января 1921 года 23 января было утверждено Положение об экономическом управлении и его штатах, причем штаты ЭКУ были объявлены вместе со штатами Особмежкома, который занимал главенствующее положение. В состав последнего входило 6 человек.

В экономическом управлении было 5 вспомогательных подразделений, 15 специальных отделений, а так же библиотека и редакция журнала. Всего по штатам ЭКУ проходило 127 человек. Было принято решение отпускать в распоряжение управления ежегодно "1 миллион рублей на оплату труда консультантов-экспертов и специалистов".

29 июня 1921 года Коллегией ВЧК в связи с новой экономической политикой было поручено Ихновскому и Дзержинскому выработать новые основные положения о задачах и методах работы экономического управления и передать Президиуму на утверждение.

В конце января 1922 года Уншлихт всем Губернским ЧК, а в копии и Наркомюсту и Верховному трибуналу направил телеграмму в которой в связи с постановлением 9-го съезда Советов, до реорганизации всего аппарата ВЧК предложил оставить за Экономическими отделениями только функции информации и агентуры.

Все следственные дела по спекуляции, хищениям и преступлениям по должности в 2-недельный срок должны были быть переданы в ревтрибуналы и Нарсуды по принадлежности. О начале передачи ее окончания и количестве переданных дел местные органы уведомляли ВЧК. 2

2 февраля 1922 года Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило проект положения об упразднении ВЧК попросив Президиум ВЦИК провести это положение не позже 5 февраля. На этом же заседании Политбюро рассматривало вопрос о реорганизации Экономического отдела ВЧК. Было предложено на его базе создать отдел по информации о работе хозяйственных органов. 3

Политбюро ЦК ВКП(б) 18 марта 1923 года поручает комиссии в составе Уншлихта, Цюрупы и Лежавы пересмотреть инструкции даваемые президиумом ГПУ его экономическому отделу и выработать меры для улучшения работы этого отдела, внеся их на утверждение Оргбюро ЦК. 4

В первой половине 1922 года после реорганизации ВЧК в ГПУ работа, главным образом, была посвящена приспособлению органов государственной безопасности к новой экономической политике, к выявлению новых задач, которые в связи с этим встали перед экономическими подразделениями. При реорганизации ЭКУ переименовали в экономчасть ГПУ, но 19 июня 1922 года согласно приказа управделами ГПУ N 87 экономчасть получает прежнее наименование - экономическое управление.

После реорганизации экономического управления, в ГПУ была создана специальная комиссия, члены которой обследовали работу отделов и отделений ЭКУ. В результате этого обследования, члены комиссии пришли к определенным выводам. Они констатировали, что нет плана работы Экономического управления, отсутствуют квалифицированные работники, недостаточно материальных средств, ЭКУ "ставило себе задачи, которые оно осилить не могло". В силу этого комиссия признала целесообразным "свернуть экономическое управление в отдел" (протокол от 17 июля 1922г.). По выводам комиссии было разработано Положение об экономотделе ГПУ и его штатах.

Коллегия ГПУ (протокол от 20 июля) в основном одобрила работу комиссии, но тем не менее, учитывая нарастающий объем работы оставила ЭКУ в ранге управления, при этом обязав Председателя ГПУ "взять на себя руководство реорганизованным экономуправлением и принять деятельное участие в его реорганизации". 5

На этом заседании было решено коренным образом реорганизовать структуру экономического управления". Начальником ЭКУ назначить З.Б.Кацнельсона, которому поручалось пересмотреть весь состав сотрудников, оставив только пригодных к работе. Штаты было предложено изменять при реорганизации по мере надобности. Комиссия по реорганизации 24 июля упразднила торгово-финансовый, продовольственно-кооперативный, статистико-информационный и осведомительные отделы. В структуру ЭКУ стали входить отделы: финансовый, внутренней торговли, внешней торговли, сельско-хозяйственный, промышленности, информационный, общий и канцелярия. 6

15 сентября 1922 года приказом управделами ГПУ N 160 были объявлены новые штаты экономического управления ГПУ. Особая межведомственная комиссия в них уже не входит. Было создано 6 отделов, в отделе промышленности-3 подотдела, а так же канцелярия и стол статистики. Всего по штатам числилось 108 человек. 20 ноября во изменение предыдущего приказа отдел внутренней торговли как самостоятельный был упразднен и реорганизован в подотдел внутренней торговли. Вместо 8 человек по его штатам стало проходить 6.

5 декабря 1922 года структура ЭКУ была еще раз пересмотрена и предстала в следующем виде:

1. Управление.

2. Секретариат.

3. Отдел торговли и промышленности:

 а) отделение топлива;

 б) отделение металлургической, электро-технической и

горной промышленности;

 в) отделение торговли.

4. Отдел внешней торговли и финансов:

 а) отделение госторговли и таможен;

 б) отделение концессий и акционерных обществ;

 в) отделение финансов.

5. Сельско-хозяйственный отдел.

6. Информационный отдел.

Были разграничены функции информационного и специальных отделов. В области информации и осведомления в соответствии с приказом ГПУ N 291 от 14 ноября 1922 года за информационным отделом осталась информационно-освещающая и учетная работа, а осведомление за специальными отделениями.

27 сентября 1922 года начальником ЭКУ ГПУ был поднят вопрос перед председателем ГПУ о взаимоотношениях ЭКУ ГПУ с экономчастью МГО в связи с развивающимся параллелизмом в работе. Было предложено объединить экономчасть московского городского отдела, влив его в экономуправление ГПУ.

Уншлихтом было предложено решить этот вопрос путем разграничения функций. За экономупром ГПУ предлагалось оставить освещение и разработку концессий, акционерных и смешанных обществ, внешней торговли, финансов, тяжелой индустрии, частной торговли и промышленности (относящимся к вышеуказанным областям), сельского хозяйства, а так же дел общефедерального характера и значения, выходящим за пределы Московской промышленной области. Все остальное: легкая промышленность, кооперация, ВСНХ и их торговые операции, частная торговля - должны входить в функции экономчасти Московского горотдела.

Но данное функциональное разграничение не снимало все проблемы, связанные с дублированием деятельности этих подразделений, и 13 декабря 1923 года было принято решение о слиянии ЭКУ ОГПУ с экономической частью Московского городского 5 отдела ОГПУ. Экономчасть была расформирована и ее дела переданы соответствующим отделениям ЭКУ, для чего последнему предлагалось увеличивались штаты на 15 - 20 человек.

7 февраля 1923 года согласно приказа административно-организационного управления ГПУ N 28 в штат отдела внешторга и финансов ЭКУ было введено специальное отделение в колилестве 5 человек. Его создание было вызвано массовым появлением контрабандных товаров на внутреннем рынке. На это отделение возлагали учет организаций, пользующихся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров, выяснение главных магистралей контрабанды, наблюдение за правильным использованием вывозимого и ввозимого товара и т.д.

Но уже 7 августа 1923 года, по приказу АОУ N 175 специальное отделение ЭКУ ГПУ было расформировано, а весь личный состав передан в формируемый отдел погранохраны ГПУ.

Первое полугодие 1923 года не дало существенных перемен в коренной организации экономического управления ГПУ. Происходившие перемены лишь частично отражались на отделах последнего. Сохранилась схема основного строения экономупра, объявленного в приказе N 14/228, в составе: управления, секретариата, отдела торговли, сельско-хозяйственного отдела и информационного отдела. Общее количество штатных сотрудников - 81 человек. 7

10 мая информационный отдел был реорганизован в информационно-агентурный. В его состав вошло 3 отделения: информационное, агентурное и обработки материалов со штатами 19 человек.

Превращение информационного отдела в информационно-агентурный свидетельствовало о расширении использования специальных средств в целях более всестороннего контроля за развитием экономики в условиях новой экономической политики.

В это же время было организовано спецотделение по борьбе с фальшивомонетчиками, что было вызвано необходимостью создания постоянного рабочего органа, так как в процессе ударной работы тройки по борьбе с фальшивомонетчиками, хотя и произошло значительное уменьшение количества организаций фальшивомонетчиков, однако к полной их ликвидации не привело.

С 16 мая, согласно приказа административно-организационного управления N 107 специальное отделение отдела внешней торговли и финансов ЭКУ стало именоваться 7-м отделением, информационное отделение - 8-м, агентурное - 9-м, а отделение обработки материалов - 10-м отделением.

21 июля (Приказ АОУ ГПУ N162) было организовано 11-ое отделение - военно-экономическое со штатом 7 человек. Согласно приказа АОУ ГПУ от 1 декабря 1923 года это отделение было упразднено и его штаты переданы в отделение Особого отдела ОГПУ.

В порядке очередной задачи на органы ЭКУ ГПУ возлагалось обслуживание Государственного торгового флота, добровольного флота, народного комиссариата почт и телеграфов и центрального управления местного транспорта. В будущем работа по этим направлениям должна была подробно освещаться в периодических докладах отдельными пунктами. 8

В связи с этим 1 августа в состав отдела внешней торговли и финансов было введено отделение транспорта и связи со штатом 7 человек. 3 сентября это отделение было переименовано в 7 отделение ЭКУ (Приказ АОУ N 197).

19 сентября 1923 года в связи с прошедшими многочисленными изменениями в структуре ЭКУ, приказом АОУ был утвержден новый штат экономического управления, в составе которого было образовано 4 отдела с 10 отделениями и управление с секретариатом. Всего по штатам ЭКУ стало проходить 121 человек.27 сентября подписан приказ с распределением сотрудников ЭКУ по должностям.

14 января 1924 года была в очередной раз пересмотрена структура ЭКУ, в результате чего в его составе осталось 8 отделений без распределения их по отделам и канцелярия. По штатам стало проходить 120 человек (приказ АОУ N11). 9

3 июня 1924 года приказом административно - организационного управления N 124 штат 3-го отделения экономического управления был упразднен, а его функции переданы во 2-ое отделение того же управления, по штатам этого отделения стало проходить 26 человек.

14 ноября было упразднено 8 отделение, а должности этого отделения распределены по другим отделениям. Здесь же было объявлено о штатах 3-го отделения в количестве 7 человек.

Для периода 1922-1924 годов характерны постоянные штатные изменения, создания и последующие слияния, упразднения некоторых отделений, которые подменяли и дублировали работу секретно-оперативных частей пограничной охраны, вторгались в объекты, обслуживаемые особыми и транспортными отделами ОГПУ. За это время было проведено свыше 20 различных организационно-штатных изменений. Но тем не менее создается достаточно разветвленная организация, нацеленная на охват наиболее важных отраслей народного хозяйства.

В январе - феврале месяце 1925 года деятельность ЭКУ ОГПУ протекала под знаком перехода к новым формам и методам борьбы с экономической преступностью. В первых числах февраля 1925 года был созван Всесоюзный съезд начальников ЭКО ПП и ГО ОГПУ, на котором обсуждались эти проблемы. Были пересмотрены положения об экономорганах ОГПУ, пересмотрены и разработаны штаты, издан ряд инструкций по вопросам обслуживания хозорганов и о взаимоотношениях ЭКО с другими органами ОГПУ.

Приказом ОГПУ N 144/51 от 17 июля 1926 года было усилено обслуживание органами ЭКУ ОГПУ заводов военной промышленности, а приказом N 226/90 от 19 ноября 1927 года обслуживание военной промышленности было возложено на экономическое управление ОГПУ, для чего в составе последнего было организовано специальное 9-е отделение. Оно обслуживало помимо военной промышленности еще и мобилизационную работу гражданских учреждений, трестов и заводов.

17 декабря 1927 года приказом АОУ ОГПУ N 288 объявлены новые штаты ЭКУ ОГПУ, в состав которого стало входить 9 отделений и канцелярия. По его штатам проходит уже 151 человек.

17 марта 1928 года (приказ АОУ ОГПУ N 65) создается 10 отделение экономического управления для расследования преступлений, связанных с пожарами и вредительством на важнейших для страны предприятиях и предупреждению их. На созданное отделение возлагалось так же наблюдение за выполнением директив в области обеспечения общей и противопожарной охраны обслуживаемых предприятий.

В начале тридцатых годов вновь в структуре Экономического управления произошли существенные изменения. 1 апреля 1931 года приказом ОГПУ № 16096 в ЭКУ были организованы четыре основных Отделения:

1-е Отделение (Промышленное), в его задачи входило обслуживание всех отраслей промышленности, в том числе военной и мобилизации гражданской промышленности; борьба с контр-революцией и вредительством, диверсиями, экономическим шпионажем в промышленности.

2- Отделение (Сельско-хозяйственное), в его задачи входило обслуживание сельского хозяйства и советских органов, с ним связанных.

3-е Отделение (Торгово-кооперативное) занималось обслуживанием всего товарного обращения и всей пищевой промышленности. Вело борьбу с т.н. контрреволюционным, экономическим шпионажем.

4-е Отделение (Финансы, Наркоматы, частный капитал) обслуживало Наркоматы (Наркомздрав, Наркомтруд, Наркомфин, Госбанк и друг.), не включенные в обслуживание первых трех отделений. Вело борьбу с контр-революционными преступлениями по должности, с валютчиками, спекулянтами и фальшивомонетчиками.

В составе ЭКУ ОГПУ было организовано 5-е Специально-Техническое Отделение по использованию осужденных специалистов.

Приказом 122/с от 10 февраля 1932 года, во изменение приказа ОГПУ № 160/96 от 1 апреля 31 года и в соответствии с изменениями структуры управления народным хозяйством СССР было объявлено перераспределение функциональности среди Отделений ЭКУ ОГПУ:

1-е Отделение - (тяжелая промышленность);

2-е - (легкая промышленность);

3-е - (военная промышленность);

4-е - (снабжение);

5-е - (внешняя торговля);

6-е - (сельское хозяйство);

7-е - (финансы-кредит);

8-е - (Техническое).

Функции и распределение нового штата ЭКУ вводились с 15 февраля.

Приказ ОГПУ № 963/с от 11 октября 1932 года в отмену приказа ОГПУ № 122/с от 10 февраля того же года вновь объявил перераспределение функциональности среди отделений ЭКУ ОГПУ:

1 Отделение (Машиностроительная промышленность, топливо, энергетика)

2 Отделение (Черная и цветная металлургия)

3 Отделение (Резиновая, химическая, строительная промышленность и Госплан)

4 Отделение (Военная промышленность)

5 Отделение (Легкая промышленность

6 Отделение (Снабжение и кооперация)

7 Отделение (Внешняя торговля)

8 Отделение (Сельское хозяйство)

9 Отделение (Финансы - кредит)

10 Отделение (Техническая разведка)

11 Отделение (Техническое)

Соответственно указанных выше функциональностей отдельным приложением была объявлена расстановка штата по отделениям ЭКУ ОГПУ. Штат был введен в действие с 1-го октября 1932 года.

В 1933 году этот штат был сокращен на 20 едениц, это было проведено Приказом ОГПУ № 00303 от 3 сентября, который разработали Экономическое управление и Отдел кадров ОГПУ. Сокращенные штатные единицы были перераспределены на усиление периферийных органов по экономической линии.

В таком виде штаты экономического управления просуществовали до следующей реорганизации органов государственной безопасности 1934 года.

Преобразования коснулись не только центрального аппарата, но и местных экономических подразделений.

Созданные экономические отделения зачастую входили на правах структурных подразделений в секретно-оперативные отделы. В связи с этим Коллегией ВЧК 29 апреля 1921 года было принято решение об организации экономических отделов в Губчека отдельно от секретно-оперативных, и, в первую очередь, предлагалось организовать такие отделы в промышленных районах.

Данное решение способствовало налаживанию прямых связей ЭКУ центра со своими линейными подразделениями на местах.

28 августа 1921 года приказом ВЧК N 272 при местных Губчека были организованы самостоятельные экономические отделы. При организации отделов их разбили на 1-ю и 2-ю группы. К 1-ой группе относились Губчека Москвы, Петрограда и Харькова, ко 2-ой - 22 промышленных центра, в остальных Губчека экономические отделения продолжали входить в состав секретно-оперативных отделов.

Экономические отделы 1-ой группы были разбиты на 4 специальных отделения, ведущих работы в области промышленности, продовольствия и сельского хозяйства; мелкой и кустарной промышленности; по общим делам (остальные отрасли хозяйства и административной жизни).

В крупных торговых городах по таможням и связям с внешней торговлей могли быть организованы 5-ые отделения.

8 сентября предыдущий приказ был дополнен: экономические отделы 2-ой группы были созданы еще в пяти областях.

Местные аппараты ЭКО вначале строились в соответствии со значением губернских и областных отделов, то есть категория ЭКО соответствовала категории местных органов. 5 апреля 1922 года приказом ГПУ N 40 были объявлены штаты и таблица распределения по категориям губернских отделов ГПУ. По особому штату было создано ЭКУ Госполитуправления и ЭКО Московского, Петроградского губернских отделов и Госполитуправление Украины. По первой категории прошло 20 губернских промышленных центра, по второй категории - 36, по третьей - 39. По штатам в отделениях по первой категории предусматривалось создание экономотделов из 7 человек, по второй из 5 человек, по третьей из 2 -х. В ЭКО ПП - 10 человек.

Кроме этого, приказом ГПУ от 17 мая того же года особые отделы Петроградского, Западного, Юго-западного, Северокавказского военных округов и Туркестанского фронта предлагалось слить с соответствующими полномочными представительствами и организовать при них экономические отделения, по штатам которых должно было проходить 10 человек.

По приказу ГПУ N 133 от 12 июля 1922 года по штатам первой категории стало проходить 8 человек, второй - 5, третьей 1, четвертой - 1, в ЭКО ПП - 15 человек.

Распределение по категориям проводилось по политическим принципам, что зачастую не соответствовало экономическим интересам. Так, например, к 1-ой категории были отнесены ЭКО Воронежского, Тамбовского губотделов, а к третьей ЭКО таких районов как харьковский и грозненский.

Для урегулирования этого вопроса был издан приказ ГПУ N 189, где ЭКО распределялись по принципу экономического значения района. Были выработаны 4 категории ЭКО. По штатам первой категории стало проходить 11 человек, второй - 6, третьей - 3, четвертой - 1. Согласно приказа ГПУ N 133 в Полномочных представительствах в ЭКО были оставлены штаты в 15 человек. В Москве, Петрограде и ПП Украины были установлены внекатегорийные штаты, а для ЭКО Донецка и Екатеринбурга - особые.

Таким образом, в итоге были созданы:

ЭКО 1-ой категории - 18 с общим количеством - 88 человек

 2-ой - 19 - 114

 3-ей - 28 - 34

 4-ой - 21 - 21

 ------ -----

 Итого 86 307

 

С особым штатом - 2 - 28

вне категории - 3 - 149

при ПП - 10 - 55

 ----- ------

 Итого 101 539

 

В экономическом управлении по штатам проходил 81 человек. Значит, всего по СССР по экономической линии работало- 620 человек.

20 февраля 1923 года для непосредственного обслуживания хозорганов на местах при губотделах ГПУ были объявлены новые штаты экономотделений, которые от важности промышленного значения района так же, как и предыдущие, делились на 4 категории (приказ ГПУ N 62). По штатам первой категории проходило 11 человек, второй- 6, третьей- 3, четвертой - 1. Всего на территории РСФСР было организовано 68 отделений, из коих вне категории - 3, 1-ой категории - 8; 2-ой - 16; 3-ей - 13; 4-ой - 28.

Для координирования и централизации работы местных экономотделений, отделения губотделов, где находились Полномочные представительства ОГПУ, были объединены с экономотделами ПП.

Последним были приданы функции окружных отделений, направляющих и регулирующих работу местных ЭКО. Этим была достигнута централизация местных органов. ЭКУ освободилось от непосредственного руководства 68 аппаратами, сведя эту работу к руководству 8 аппаратами ПП.

Происходившее в феврале сокращение штатов затормозило работу местных экономотделов, особенно оставшихся по 4 категории. Ходатайства об увеличении штатов были отклонены. Вновь организовано было, лишь ЭКО Севастопольского губотдела. Из 4-ой в 3-ью категорию были переведены ЭКО Башкирского и Иркутского ГО ГПУ. 10

В связи с сокращением штатов приказом ГПУ от 20 февраля 1923 года экономические отделения на местах, там, где они были предусмотрены, вошли в секретно-оперативную часть, которая объединяла так же работу секретного, особого, контрразведывательного, информационно-агентурного и регистрационно-статистических отделений.

10 ноября приказом ГПУ N 473 того же года было объявлено новое сокращение штатов местных органов ГПУ. Но в данном случае экономическое управление усилилось, так как по этому приказу в губотделах 3-ей и 4-ой категории, коим по штату не было положено ЭКО, один помощник уполномоченного информационного-регистрационного отделения стал работать исключительно по экономической информации без ведения следственных дел.

Приказом ОГПУ за N 134/46 от 3 марта 1924 года усиливались аппараты ЭКО томского губотдела на 2 человека, омского на 1 человека, иркутского - на 1 человека и алтайского - на 1 человека.

Приказом ОГПУ N 244/116 от 24 октября 1925 года линейный аппарат ОГПУ Ленинграда, ранее обслуживающий водные системы, был упразднен, обязанность по обслуживанию Госпароходства была возложена на местные отделения ЭКО.

20 октября 1926 года в местные органы была направлена телеграмма, которая устанавливала, что по линии экономуправления ОГПУ обслуживанию подлежали объединения морского торгового флота, имеющее по своим операциям доступ на внешний рынок в лице монопольной организации акционерного общества "Советский торговый флот" со всеми входящими в его состав отделениями, конторами и агенствами. Остальные учреждения и организации внутренних морей и речных пароходств оставались в обслуживании органами транспортного отдела ОГПУ.

19 ноября 1927 года приказом ОГПУ СССР в составе ЭКУ было сформировано 9-ое отделение для обслуживания военной промышленности, военного производства гражданских предприятий, вопросов мобилизации промышленности, как военной, так и гражданской. При этом штатные единицы особоорганов, обслуживающие предприятия военной промышленности на местах, вливались в состав экономических аппаратов местных органов ОГПУ. На них возлагалось обслуживание этих предприятий. 31 января был направлен циркуляр местным органам ОГПУ об ускорении исполнения данного приказа.

В связи с предстоящим новым бюджетным годом, Экономическое управление ОГПУ в интересах учета и возможного удовлетворения нужд местных органов по увеличению штатов в 1928 году, просило их представить свой фактический штат по должностям по смете ОГПУ и отдельно за счет местных средств, а так же количество обслуживаемых объектов.

Просьбы местных органов на увеличение штата должны были быть мотивированы, зачем и для какой работы.

В виду ограниченности средств, ЭКУ ОГПУ просило при определении штатных единиц, исходить только из действительной потребности.

Приказом ОГПУ N 196/90 от 2 октября 1928 года были объявлены штаты всех Полномочных представительств ОГПУ и им соответствующих ГПУ Союзных республик, ГПУ автономных республик и областей, губернских, областных и окружных отделов ОГПУ индивидуально, с учетом специфики и особенностей их работы. Так, к примеру, в штате ЭКУ Полномочного представительства ОГПУ Ленинградского военного округа числилось 63 человека, в ПП ОГПУ Северокавказкого края - 20 человек, а в ПП ОГПУ по Казахстану - 7 человек, в Центрально-черноземной области - 8 человек, а в Оренбургской - 2.

Всего в штатах экономических подразделений ОГПУ местных органов числилось 814 человек.

Возрастающие требования по обслуживанию народного хозяйства, а так же борьба с т. н. вредительством и коллективизация - это те объективные факторы, которые в обстановке тридцатых годов, выдвинули Экономическое управление на одну из первых ролей в ОГПУ. Это положение требовало увеличение внимания и создания такой обстановки для экономических органов ОГПУ, которая обеспечила бы максимальную четкость и своевременность выполнения возложенных на них задач.

1 апреля 1931 года приказом ОГПУ 16096 экономические подразделения на местах были выделены из подчинения СОУ с подчинением непосредственно Полномочным представительствам. Все экономически аппараты ПП ОГПУ были реорганизованы в Экономические отделы по структуре и распределению функцией установленной для ЭКУ ОГПУ и его отделений.

Во всех Оперативных Секторах ПП ОГПУ организовывались Экономические Отделения, а в Оперсекторах с малочисленным штатом выделялись специальные работники по экономлинии.

В целях регулярного обслуживания крупнейших предприятий и строительств, расположенных в тех пунктах, где не имелось органов ОГПУ, непосредственно при предприятиях были организованы Экономические Отделения, или устанавливались должности Экономуполномоченного, подчинившиеся начальнику соответствующего экономоргана ОГПУ.

В задачи Экономотделений входило систематическое обслуживание порученных объектов, ведение агентурных разработок, выполнение специальных опер. заданий и ведение следствия по особым директивам. Однако Экономотделениям право арест не было предоставлено, за исключением случаев, когда непринятие этой меры могло повести за собой либо скрытие преступника и доказательств преступления, либо совершения крупного преступления.

В местах расположения Городских и районных Отделений ОГПУ при наличии крупных промышленных и сельско-хозяйственных объединений, как действующих, так и вновь организуемых - функции Экономических отделений возлагались на Городские райотделения по специальному списку.

В соответствии с вышеуказанным приказом, предлагалось в декадный срок произвести указанные изменения экономических аппаратов, и в тот же срок представить в ОГПУ на утверждение расстановку штатной численности. 11

Приказ ОГПУ 371217 от 13 июля 1931 года ввел должности Экономуполномоченных для обслуживания важнейших промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а приказ № 199/270 от 31 августа 1931 года ввел в действие перечень экономобъектов подлежащих обслуживанию Экономуполномоченными ПП ОГПУ ОВК.

20 декабря 1932 года согласно приказа ОГПУ № 915/с сотрудники по линии Экономических отделов были выделены в штат райорганов ОГПУ, Экономуполномоченные при этом упразднялись.

При этом отдельным приложением были объявлены изменения в штатах райорганов ПП ОГПУ.

В апреле 1921 года было принято решение о создании коммерческо-промышленной разведки. Это было связано с развитием экспортно-импортных связей с международным рынком. Обеспечивая этот шаг, руководство ГПУ отметило, что ряд преступных сделок выдвинул "вопрос о создании коммерческо-промышленной разведки". Западная Европа и Америка "зорко следят за каждым экспортным и импортным фунтом, которые заинтересованы не столько в коммерческой наживе, сколько в разрушении экономики страны во имя свержения советской власти".

Так, например, были заключены договоры на поставку костюмов с чехословацкой фирмой. При приемке товара оказалось, что костюмы сшиты из чистой бумаги. Закупленные косы, которые должны были изготовляться из стали, были поставлены из провального железа и т.д.

Все это привело к выводу о необходимости проведения работы по изучению заграничного рынка, "а путь, которым придется идти - фиктивные комиссионные конторы и т.п.". 12

Таким образом, в ЭКУ ГПУ стала концентрироваться работа по руководству осведомительно-агентурной работой не только в масштабе страны, но и всей экономической разведкой за границей. Экономическому управлению отпускались секретные суммы на развитие этой работы. Для успешного развития разведки предлагалось "войти в тесный контакт с частной торговлей и промышленностью и потому самому или производить торговые, финансовые и др. операции, или входить пайщиками в существующие торговые и промышленные предприятия, или открывать свои склады, магазины и др." При этом должна была соблюдаться строгая конспирация этой работы, а за понесенные нецелесообразные убытки "нести ответственность". 13

В дальнейшем экономическая разведка не "прижилась" в ЭКУ, данная линия работы стала проводиться иностранным отделом ГПУ. Только в начале тридцатых годов эта линия работы органов государственной безопасности вновь была восстановлена в экономическом управлении.

С момента образования ЭКУ большое внимание стало уделяться кадровому составу этого управления.

5 марта 1921 года на Коллегии ВЧК было принято решение об укреплении работы в хозяйственных органах, для чего "каждый более или менее ответственный чекист" должен был получить какую-нибудь работу, совмещая ее с работой в ЧК. По этому поводу председатель Особмежкома писал, что распределить чекистов нужно через Высший Совет Народного Хозяйства. "Все это должно быть сделано с согласия ЦК".

Предполагалось организовать при ЧК бюро связи с рабочими заводов и фабрик. "Администрация, зная о постоянном контроле, подтянется, а ЧК будет всегда в курсе и не допустит безобразий на заводах, фабриках и учреждениях. Эта работа не будет стоить ЧК никаких расходов, а результаты будут колоссальны, т.к. мы приобретем массу осведомителей и будем чикизировать рабочих, превращая их в борцов за свое собственное дело".

На этом же заседании Коллегии ВЧК было предложено организовать при каждой коммунистической ячейке "особое бюро содействия органам ВЧК по борьбе с преступлениями по должности, саботажам, контрреволюционной и другой преступностью".

 В центре и на местах предлагалось организовать особые комиссии с участием представителей ЧК и под их непосредственном руководством для проверки личного состава главков и их местных органов. Комиссия имела право, негодных увольнять с работы. Свое существование бюро должно было вести неофициально.

Руководство осведомителями возлагалось на экономическое управление ЧК, СОВЧК, ТОВЧК. "Рабкрин за недостаточностью и вредностью к этой работе не привлекать и поставить вопрос об его роспуске". 14

В этот период ЭКУ по существу стало дублировать работу Рабкрина, проводя такую же инспекцию. Критикуя Рабкрин за мягкотелость и непрофессионализм, руководство ВЧК, по-видимому функции контроля за промышленностью и сельским хозяйством хотело полностью оставить за собой.

При создании структуры экономического управления и его местных отделений, проходило обучение сотрудников с целью подготовки их для работы в экономических подразделениях органов ВЧК, для чего местным органам предлагалось командировать сотрудников в Москву "для усвоения методов работы на экономическом фронте" на срок не менее одного месяца.

В связи с созданием ГПУ РСФСР зампредом ВЧК 14 февраля 1922 года был направлен циркуляр руководящим работникам органов ВЧК, предписывающий принять меры по "непрекращению" работы экономотделений и сохранения их кадров.

Протоколом совещания о реорганизации экономического управления от 24 июля 1922 года на должности начальников отделов были утверждены наиболее видные руководители ВЧК-ГПУ: Уншлинт, Менжинский (с заменой Ягодой), Усов, Фельдман, Пилляр, Благонравов, Петерс, Кацнельсон.

По-видимому, это было неофициальное прикрепление к отделам для налаживания работы ЭКУ, так как приказов о вышеизложенном назначении не обнаружено.

В связи с изменившейся структурой ЭКУ постановлением Коллегии от 20 декабря 1922 года пересматривался качественно и количественно личный состав. Вначале штатная цифра была доведена до 109 человек, затем до 81. Из 69 сотрудников ЭКУ на 31 декабря 1922 г. 52 были членами РКП.

К июню 1923 года порядка 75 процентов хозучреждений находилось в сфере влияния Экономупра, "то есть под его непосредственным наблюдением". Нагрузка на сотрудников экономупра была такова, что личный состав работал по 10-12 часов в сутки. 15

Подбор личного состава при анализе его по социальному происхождению, партийности, стажу и общему развитию считался удовлетворительным и лишь отсутствие специальных теоретических познаний в области народного хозяйства являлось существенным недостатком, "который однако постепенно ликвидируется, и в ближайшем будущем сотрудники экономупра будут являться не только чекистами, но и хозяйственниками". 16

Из 83 человек, проходящих по штатам ЭКУ:

 партийная принадлежность -56,

 беспартийных -27,

 женщин -16,

 мужчин -67,

 по образованию по стажу чекистской работы

 высшее -15 с 1918г. -18

 среднее-43 1919 -17

 низшее -25 1920 -10

 1921 -21

 1922 - 9

 1923 - 8

 национальность по сословной принадлежности

 великоросов -41 рабочих -15

 малоросов - 8 крестьян -33

 поляков - 2 мещан -29

 евреев -21 дворян - 4

 латышей - 8

 разных - 3

 

Политбюро ЦК ВКП(б) 21 июня 1923 года утвердило календарную программу сокращения секретных штатов ГПУ и соответствующее количество денежных пайков.

на 1 января 23 года 36.400 чел

на 1 апреля 13.500 чел.

на 1 июля 13.500 чел

на 1 сентября 13.300 чел

на 1 ноября 12.900 чел

на 1 января 24 года 12.500 чел

На 1 августа 1923 года в центральном аппарате ГПУ по штатам числилось 2659 человек. За счет сокращений на 1 декабря 1923 года стало числиться 1748 человек.

По штатам ЭКУ в сентябре 1923 года проходил 121 человек, а в январе 1924 года - 120 человек. Таким образом, видно, что штаты экономического управления, на фоне общего сокращения штатов ГПУ, в целом не уменьшились, а к 1928 году увеличились до 151 человека.

Всего же, на 18 октября 1924 года, численный состав ОГПУ составлял 21.870 человек.

Сокращение штатов ОГПУ продолжалось. Заместитель наркома финансов Брюханов писал, что в 1924-25 г.г. фонд заработной платы выражался в 15.182.000 руб. на 20.870 чел. На 1925-26 г.г. фонд заработной платы был начислен в сумме 18.542.500 руб. на 19.534 чел.

В 1926-27 г.г. штаты стали составлять - 18.725 чел.

В 1928 году прошло большое увольнение работников органов ОГПУ по собственному желанию, по всем территориальным структурам. Особенно тяжелое положение сложилось с приемом и увольнением технического состава. Из общего количества принятых на техническую работу, значительное число было уволено в том же году.

Полномочным представительствам было дано задание стабилизировать не только оперативный, но и технический состав.

Анализ увольнений показал, что увольняется в основном старый состав сотрудников. Из всего состава принятых на службу 25% было уволено в том же году, взамен набирался недостаточно квалифицированный, а иногда и прямо негодный по состоянию здоровья состав.

Отмечались случаи, когда на работу принимались инвалиды.

Так, Полномочным представительством ОГПУ БВО в апреле 1928 года был принят на службу Соболев-Уральский, а в декабре того же года уволен, как инвалид 1-й группы. ПП ОГПУ ЦЧО в июне 1928 г. принят на службу Бациох, а через 10 месяцев уволен, как инвалид 2-й группы. ПП ОГПУ по Уралу в 1928 г. приняло на службу Гричешчину, Фомкина, а по истечении непродолжительного времени работы уволило их по инвалидности.

35% из всего ушедшего за год оперсостава было уволено по собственному желанию, сокращению штатов, отзыву парторганизаций за невозможностью соответствующего использования.

Причем увольнения производились в то время, когда переферийные органы ОГПУ, очень нуждались в оперативных работниках.

38% из всех ушедших за год было уволено по несоответствию. Часть этих работников, при более детальном подходе к вопросам увольнения, могла бы быть использована на работе меньшего масштаба, как во внутренних, так и в транспортных и пограничных органах.

Ввиду незначительного притока новых работников, большой текучести в личном составе Г.Ягода приказал бережнее относится к старым кадрам, стараясь сохранить их в органах ОГПУ. Увольнение оперативных сотрудников по сокращению штатов и за невозможностью соответствующего использования можно было проводить только в случаях, когда небыло никакой возможности использовать их во внутренних, транспортных и пограничных органах ОГПУ.

Увольнения могли производиться в таких случаях только с санкции Административно-организационного управления ОГПУ. Было категорически запрещено принимать на службу больных.

В связи с генеральной чисткой рядов ВКП(б) и возможного исключения из рядов партии сотрудников органов и военнослужащих частей ОГПУ, в местные органы была направлена шифртелеграмма, которая предлагала при исключениях из партии сотрудников и военнослужащих, Полномочных представительств в каждом отдельном случае, в зависимости от причин исключения, решать вопрос о возможности оставления на работе в ОГПУ исключенных из партии.

Однако исключенные из партии за проявление тех или иных отклонений от генеральной линии партии, особенно сторонники Троцкого подлежали безоговорочному увольнению из войск и органов.

Сотрудники ОГПУ, исключенные из партии, ранее исполнявшие обязанности, сопряженные с обязательной принадлежностью к ВКП(б), в том случае, если оставление их на работе в ОГПУ было признано возможным, переводились на другую работу, которая не была связана с обязательной партийной принадлежностью.

Политработники, исключенные из ВКП(б) в первой инстанции, отстранялись от исполнения своих обязанностей до выяснения результатов апелляции.

Лица начсостава, исключенные из партии в первой инстанции, оставались на прежней работе до результатов решения в местной Контрольной комиссии.

Начсостав и красноармейцы погранохраны после исключения их из партии первой инстанцией, обязательно должны были отзываться с границы в глубь территории.

Должности лиц, временно отстраненных по причине исключения их из рядов ВКП(б) в первой инстанции до выяснения результатов апелляции, должны были временно замещаться в порядке, установленном для очередных отпусков.

В начале тридцатых годов штат ОГПУ стал постепенно возрастать. В 1929-30 г.г. численный состав ОГПУ стал составлять - 20.700 человек. Всего с войсками ОГПУ и Центральной школой 25.290 человек.

Планировалось увеличить штаты Экономического управления, Особого отдела, Транспортных органов на 300 чел. По ОО - 78 ед., по Транспорту - 50 ед. Для усиления обслуживания предприятий и комбинатов расположенных вне нахождения органов ОГПУ. а также обслуживания новых государственных сооружений было необходимо увеличение штатных единиц аппаратов ЭКУ на 172 человека.

В связи с массовыми крестьянскими восстаниями, борьбой с вредительством и др. с 1 октября 1930 года предлагалось увеличить штат сотрудников ОГПУ на 3.165 человек. во внутренних войсках ОГПУ на 3.500 человек, в погранохране на 2.500 человек.

Резерв на борьбу с кулачеством определялся в 250 чел.

23 ноября 1930 года в приказе ОГПУ № 403/193 отмечалось, что напряженная работа ОГПУ, которая помимо потерь на боевых участках привела к большой изношенности старых кадров. Одновременно с этим отмечалась большая текучесть личного состава и приход большого количества молодых сотрудников, не имеющих достаточного опыта.

Так же, как и раньше в местных органах ОГПУ отмечалось недостаточно бережное отношение к старым кадрам, нетерпимые факты самовольного увольнения, а также откомандированния их в другие организации и ведомства. Плохой подбор и изучение прием на службу в органы ОГПУ новых сотрудников приводил к большой текучести кадров.

ОГПУ для решения кадровой проблемы создает Центральную школу ОГПУ по централизованной переподготовке и переподготовке кадров.

В связи со сложной кадровой проблемой прием на службу в органы ОГПУ на должности от Уполномоченных и ниже, в том числе и технического состава мог производиться только после утверждения Полномочного представительства. При этом должна была запрошена в течении двух недель санкция ОГПУ.

Прием на службу на должности от помошника начальника отделений, райуполномоченных, им равных и выше могло быть производиться только после предварительной санкции ОГПУ по мотивированному представлению.

Полномочным представительствам предлагалось вести решительную борьбу с текучестью и уходом старых кадров. Необходимо было добиться положения сокращения количества распорядителей и лиц передающих приказы и распоряжения, увеличив количество и качество ответственных исполнителей.

11 февраля 1931 года Менжинский для усиления работы ЭКУ просит Сталина вернуть в ОГПУ Молочникова и Прокофьева, а также так же перевести Миронова Полномочного представителя в Средней Азии, на прежнюю работу в ЭКУ. Вместо Миронова в Среднюю Азию ОГПУ выдвинуло Майсона, члена партии с 1914 года.

В связи с этой просьбой Политбюро ЦК 20 февраля 1931 года поручает Оргбюро в двухдневный срок выделить и передать в распоряжение ОГПУ группу работников для усиления ОГПУ.

10 августа 1931 года Политбюро ЦК ВКП(б) утверждает Миронова Л.Г. начальником ЭКУ ОГПУ.

В это время было проведено изучение материалов Центральной Аттестационной Комиссии, качественно характеризующих состав Центрального аппарата в части его основных отделов Особого отдела, Секретно-политического отдела, Экономического управления, главного управления погранстражи и Иностранного отдела с общей численностью 849 человек. Было установлено, что из общего количества работающих 61 процент (518 чел.) члены и кандидаты в члены ВКПб; 78.6 % (668 чел.) из служащих, процент рабочих 18.7 % (159 чел.), крестьян - 2.5 % (22 чел.). Исключенных из ВКП(б) 35 чел.- 4.1 процента.

Начальником отдела кадров Булатовым был сделан вывод о необходимости освежения состава сотрудников ОГПУ в целях постепенного “орабочивания” его в большой степени, чем это имело место.

В 1929 году бывших рабочих было 14.5 процента, в 1931 году -18.7 процента.

Всего на 10 сентября 1931 года в Экономическом управлении по штату было - 209 человек, по списку - 177, некомплект - 38 чел.

Женщин было-28 чел., канц. тех. состава - 34 чел.

В ЭКУ состояло на учете 112 членов ВКП(б).

Членов ВКП(б) -108 чел - 61.1 %, кандидатов- 4 чел. - 2.3%, членов ВЛКСМ - 9 чел. - 5 %, беспартийных - 41 чел. -23.2 %, беспартийных исключенных - 15 чел. - 8.4 %.

Партстаж: с1917-20г.г. - 55 чел. - 51 %, с 1921-26г.г. - 24 чел. - 22.2 %, с 1927 года - 29 чел. - 26.8 %.

По социальному происхождению: из рабочих - 53 чел. 29.9 %, крестьян - 39 чел. 22 %, служащих - 65 чел. 36.7 % , прочих - 20 чел. 11.4 %.

По стажу работы в органах: до 1 года -19 чел. 10.7 %, от1 до 3 лет- 32 чел. 18 % , от3 до 5 лет -24 чел. 13.6 % , от 5 до 10 лет -59 чел. 33.3 % , от10 и более- 43 чел. 24.4 % .

По образованию: высшее - 17 чел. -9.5 % , среднее 69 чел.-38.5 % , низшее 91 чел. - 52 % .

По национальности: русских 113 чел. - 64.1 % , немцев 2 чел. -1.1 % , латышей -6 чел, 3.3 % , литовцев -1 чел. - 0.6 % , поляков 2 чел. 1.1 % , армян -4 чел. - 2.1 % , евреев -39 чел. -22 % , украинцев 5 чел. 2.8 % , белорусов -5 чел. -2.8 % .

В органах безопасности работали разные люди. Большая течучесть кадров, их малоизученность приводила порой к тому, что на работу брали и бывших преступников.

Так, в апреле 1933 года Рудзутак от работника типографии ОГПУ получает письмо в котором сообщается о “безобразиях граничащих с преступлениями” .

В письме сообщается, что Островский Иосиф - пом.Управделами ОГПУ - является авантюристом, обставил квартиру мебелью из имения Юсупова и т.д. Ранее живя в Киеве занимался контрабандой, проходил по делу Панкратова, который был расстрелян.

Яфедов Федор - друг Островского не раз судимый. Известный кутила. снабжает проститутками ответственных работников ОГПУ (Кацнельсона и др.).

Ваншрейн Яков работает в экономическом управлении ОГПУ, бывший контрабандист известный по Киеву, не раз судился. Скупает золото. Был известен, под кличкой Яшка проходил по делу контрабандистов.

Рудзутак переправил письмо Сталину с просьбой дать поручение Ягоде тщательно проверить изложенные факты.

Для развития оперативных сил и средств в исследуемый период характерны противоречивые тенденции.

В это время главной задачей стоящей перед государством являлась проблема экономического возрождения страны, что привело к значительному сокращению численности личного состава органов ВЧК-ОГПУ. В результате партийных мобилизаций сотрудники органов госбезопасности были направлены на хозяйственную работу, что в определенной мере ослабило аппарат карательных органов. В начале тридцатых годов количественный состав органов ОГПУ вырос, но качественный подбор сотрудников оставлял желать лучшего.

В рассматриваемый период создается и постоянно укрепляется экономическое управление ОГПУ в центре и его подразделения на местах, которые выполняли главную роль в обеспечении экономической безопасности молодого советского государства.

Совершенствуется агентурный аппарат ЭКУ ОГПУ, нацеленный на задачи сбора объективной информации о развитии экономического потенциала страны, так и предотвращения возможных угроз.

Развитие структуры экономических подразделений их сил и средств, происходило в соответствии и применительно к особенностям экономического потенциала регионов, на развитие структуры не влияло общее сокращение штатов ОГПУ.

 

Список источников и литература:



1 ЦА ФСБ России. - Ф.КПИ. - Пор.354.

2 АП РФ - Ф.3. - Оп.58. - Д.2. л.22

3 там же - Ф.3. - Оп.58. - Д.2. л.18

4 там же - Ф.3. - Оп.58. - Д.2. л.139

5 ЦА ФСБ России. - Ф.-1ос. - Оп.6. - Пор.3. - Л.54.

6 там же. -Ф.2. - Оп.1. - Пор.183 "г". - Л.1.

7 там же. - Ф.2. - Оп.1. - Пор.740. - Л.2-3.

8 там же. - Ф.2. - Оп.1. - Пор.56. - Л.91.

9 там же. - Ф.66. - Оп.1А. - Пор.8. - Л.21.

10 там же. - Ф.2. - Оп.1. - Пор.740. - Л.8.

11 АП РФ - Ф.3. - Оп.58. - Д.3. л.176

12 ЦА ФСБ России. - Ф.1. - Оп.5. - Пор.172. - С.26.

13 там же ЦА ФСБ России. - Ф.1. - Оп.6. - Пор.31. - С.4.

14 там же. - Ф.1. - Оп.5. - Пор.380. - Л.1-3.

15 там же. - Ф.2. - Оп.1. - Пор.740. - Л.4-5.

16 там же. - Ф.2. - Оп.1. - Пор.740. - Л.6.

22.05.08 / Просмотров: 5185 / ]]>Печать]]>
 Опубликовать страницу в социальных сетях

В браузере Mozilla Firefox это не работает

 Поиск по сайту
Форма поиска
 Об авторе
Олег Борисович Мозохин – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН. 

Автор книг и более 100 статей по истории отечественных спецслужб советского периода.

На сайте elibrary.ru
AuthorID: 970223

 От автора

История деятельности органов государственной безопасности и правоохранительных органов всегда вызывала интерес. 

Как раньше, так и в настоящее время исследователей в большей степени привлекают публикации на основе документальных материалов, так как их изучение — это прямой путь к истине. 

Цель открытия настоящего сайта — на основе документальных материалов государственных и ведомственных архивов России объективно отразить эту деятельность.

Олег Мозохин


 Исторический форум
Войти в форум
 
Регистрация
 
Процедура регистрации абсолютна проста: достаточно ввести имя пользователя, пароль, электронный адрес и пройти процедуру активации. На Ваш E-mail будет выслано сообщение с сылкой на активацию. Приятного общения!
© 2022 Мозохин Олег Борисович. Все материалы принадлежат их владельцам и/или авторам.